ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7946/12 от 16.05.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 мая 2012 года

Дело №

А55-7946/2012

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрев 10 мая 2012 года заявление

Открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", 443071, Самарская область, г. Самара, Волжский проспект, д. 50 .

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области, 443010, Самарская область, г. Самара, ул. Красноармейская, 21, оф. 505.

О признании недействительным предписания №299 от 11.11.2011,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – Иванникова Н.И., представитель по доверенности от 10.01.2012,

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2012 года. Полный текст решения изготовлен 16 мая 2012 года.

Суд установил:

Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области №299 по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 11.11.2011.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемого предписания и пропуск заявителем срока на обращение в суд.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании Плана контрольно-надзорной деятельности центрального аппарата Росприроднадзора на 2011 год, утвержденного приказом Росприроднадзора от 26.10.2010г. № 327; приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 сентября 2011 года № 675 «О проведении плановой комплексной выездной проверки в отношении ОАО «Самаранефтегаз» с 03.10.2011 г. по 28.10.2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования была проведена плановая выездная проверка ОАО «Самаранефтегаз», по результатам которой был составлен Акт проверки № 18-2011/СМР от 28.10.2011 г.

На основании указанного акта Управлением Росприроднадзора по Самарской области было вынесено предписание по устранению выявленных нарушений №299 от 11.11.2011г.

В соответствии с указанным предписанием ОАО "Самаранефтегаз" обязано в срок до 10 марта 2012г. площадь обвалования скважин привести в соответствие с «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74: Алакаевское месторождение (СМР 12734 НЭ) №№ 605, 220, 221, 1, 121, 3, 21, 142, 119; Дмитриевское месторождение (СМР 12750 НЭ) №№ 149, 178, 70, 262, 146, 270, 43, 174, 80, АГЗУ № 205; Екатериновское месторождение (СМР 12974 НЭ) №№ 67, 69, 153, 152, 143, 178, 73; Казанское месторождение (СМР 12986 НЭ) №№ 166, 145, 135, 134, 164, 35, 17, 215, 216; Козловское месторождение (CMP 12979 НЭ) №№40, 1, 203, 202, 132, 173, 29, 177, 171, 17576, 187, 186, 126; Красноярское месторождение (СМР 12983 НЭ) Обвалование скважин №№ 517, 518, 519 нарушено; Кудиновское месторождение (СМР 12989 НЭ) №№400, 16, 39; Михайловско-Кохановское месторождение (СМР 13045 НЭ) №№336, 337, 402368, 334, 349, 360, 29, 352, 356, 57, 68, 55, 36, 341, 359; Ново-Ключевское месторождение (СМР 13048 НЭ) №№ 550, 511, 533, 491, 490, 492, 536; Путиловское месторождение (СМР 13061 НЭ) № 3; Саврухинское месторождение (СМР 13064 НЭ) №№ 110, 106, 11, 28, 29, 41, 26, 23; Серноводское месторождение (СМР 13070 НЭ ) №№ 24, 36, 2, 27, 28, 25; Сологаевское месторождение (СМР 13074 НЭ) №№155, 184, 156, 182, 154, 183, 146, 149, 152, 161, 180, 189, 302, 4, 107, 304, 144, 142; Сосновское месторождение (СМР 13076 НЭ) №№73, 338, 81, 330, 522, 505; Якушкинское месторождение (СМР 13093 НЭ) №№ 518, 83, 132, 517, 81, 80, 178, 127, 1016, 1027, 10, 454, 476, 455, 477, 490, 293, 529, 1282, 489, 488, 528, 495, 299, 425, 260, 426, 427, 480, 481, 483-486; Гришаевский лицензионный участок (СМР 12510 НЭ) №№ 157, 153, 159.

Считая названное предписание незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нарушения, указанные в предписании, невозможно устранить в установленный срок, поскольку для приведения в соответствие площади обвалования скважин необходимо выполнить мероприятия, связанные с проведением земляных работ, которые невозможно осуществить в зимний период в связи с промерзанием почвы. Росприроднадзором при вынесении предписания не учтен объем работ, который необходимо провести Обществу для исполнения 180 предписаний, что повлекло установление в предписании необоснованного и неисполнимого срока.

В связи с чем, по мнению заявителя, установленный в предписании срок указан Росприроднадзором без учета объема работ и периода времени, необходимых для устранения выявленного нарушения, соответственно, предписание является необоснованным и заведомо неисполнимым, что влечет за собой невозможность исполнения предписания в установленный в нем срок.

Доводы заявителя суд считает ошибочными, не соответствующими закону и имеющимся в деле доказательствам.

В то же время, доводы ответчика суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные.

В соответствии с п.7, 10 ч.2 ст.22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как следует из материалов дела, проведенной проверкой Росприроднадзора установлены следующие факты нарушения условий лицензий на добычу углеводородного сырья:

Алакаевское месторождение по лицензии СМР12734 НЭ.

Условие п.4.1.14 ст.4 лицензионного соглашения «Обеспечивать соблюдение .... утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 605,220,221,1,121,3,21,142,119 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условие абз.2 п.3.2.1 ст.З, п.4.1.14 ст.4 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п. 10. ч.2 ст.22, п. 7 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Начальником Цеха по добыче нефти и газа /нефтепромысел/ № 4 (ЦДНГ-4) ОАО «Самаранефтегаз» Рукиным М.В. в нарушение п.п.2,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» не обеспечена полнота контроля за соблюдением установленных «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74 площади обвалования скважин. Аналогичные нарушения им допущены на Путиловском, Красноярском месторождениях.

Дмитриевское месторождение по лицензии СМР 12750 НЭ.

Условие абз. 14 п. 2.6 ст. 2 лицензионного соглашения к лицензии «соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель, ... и других объектов окружающей природной среды...».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 149,178,70,262,146,270,43,174,80 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Территория размещения АГЗУ № 205 не обвалована.

Территории размещения факельной установки на СУ-9, АГЗУ № 207, скв. №№ 310,308,312,240,70,30 покрыта сухой растительностью.

Не выполняются условия абз.5,14 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п. 10 ч.2 ст.22, п2 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Условие абз.11 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ... и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 67,69,153,152,143,178,73 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия абз.2,11 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п. 10 ч.2 ст.22, п2 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Начальником Цеха по добыче нефти и газа /нефтепромысел/ № 7 (ЦДНГ-7) ОАО «Самаранефтегаз» Губиным Д.Ю. в нарушение п.п.2,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» не обеспечена полнота контроля за соблюдением установленных «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74 площади обвалования скважин. Аналогичные нарушения им допущены на Казанском, Козловском, Серноводском, Якушкинском месторождениях.

Казанское месторождение по лицензии СМР 12986 НЭ.

Условие абз.8 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения «Обеспечивать соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране... земель... и других объектов окружающей природной среды...».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 166,145,135,134,164,35,17,215,216 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняется условие абз.8 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п. 7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Козловское месторождение по лицензии СМР 12979 НЭ.

Условие абз.9 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ...и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 40,1,203,202,132,173,29,177,171,17576,187,186,126 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия абз. 3 п. 2.2, абз.9 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п. 10 ч.2 ст.22, п.2 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Красноярское месторождение по лицензии СМР 12983 НЭ.

Условие п. 4.1.9 лицензионного соглашения «Обеспечивать соблюдение ... утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы ... охраны окружающей среды...».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 109,120,53,56,92,33,83,84 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74 Обвалование указанных скважин покрыто сухостоем. Обвалование скважин №№ 517,518,519 нарушено, на территории их устьев сухая растительность не убрана.

Не выполняются условия п. 3.2.3, 4.1.9 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п. Ю.ч.2 ст.22, п2 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Кудиновское месторождение по лицензии СМР 12989 НЭ.

Условие абз.9 и.2.9 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ... и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 400,16,39 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняется условие абз. 2,9 п. 2.9 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п.2,7,10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Михайловско-Кохановское месторождение по лицензии СМР 13045 НЭ.

Условие абз.9 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ...и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 336, 337, 402, 368, 334, 349, 360, 29, 352, 356, 57, 68, 55, 36, 341, 359 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняется условие абз. 3 п. 2.1, абз.9 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п.2,7,10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Ново-Ключевское месторождение по лицензии СМР 13048 НЭ.

Условие п.4.1.14 ст.4 лицензионного соглашения «Обеспечивать соблюдение ... утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 550,511,533,491,490,492,536 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия абз. 2 п. 3.2.2 ст.З, п.4.1.14 ст.4 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п 2,7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Путиловское месторождение по лицензии СМР 13061 НЭ.

Условие абз. 13 п. 2.9 лицензионного соглашения к лицензии «...соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр, ...и других объектов окружающей природной среды...».

Площадь обвалования устьев обследованной эксплуатационной скважины № 3 не соответствует установленной 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия абз.4,13 п.2.9 ст.2 дополнительного соглашения к лицензии, в связи с чем нарушаются требования п.п. 2,7,10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Саврухинское месторождение по лицензии СМР 13064 НЭ.

Условие абз.11 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ...и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 110,106,11,28,29,41,26,23 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняется условие п. 1.1 дополнительного соглашения к лицензии, абз.11 п.2.6 ст.2 в связи с чем нарушаются требования п. 10 ч.2 ст.22, п.2 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Серноводское месторождение по лицензии СМР 13070 НЭ.

Условие абз.9 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ... и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 24,36,2,27,28,25 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия п. 2.4, абз.9 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п. 7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Сологаевское месторождение по лицензии СМР 13074 НЭ.

Условие п. 4.1.11 дополнительного соглашения к лицензии «Обеспечивать соблюдение ... утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы ... охраны недр, охраны окружающей среды..».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 155,184,156,182,154,183,146,149,152,161,180,189,302,4,107,304,144,142 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняется условие п.п.3.4, 4.1.11 дополнения № 2 к лицензионному соглашению, в связи с чем нарушаются требования п.п.2,7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Сосновское месторождение по лицензии СМР 13076 НЭ.

Условие абз.12 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ...и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 73,338,81,330,522,505 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняется условие абз.3, 12 п.2.5 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п.2,7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Якушкинское месторождение по лицензии СМР 13093 НЭ.

Условие абз.10 п.2.6 ст.2 лицензионного соглашения «- соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ...и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№518,83,132,517,81,80,178,127,1016,1027,10,454,476,455,477,490,293,529,1282, 489, 488,528,495,299,425,260,426,427,480,481,483-486 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия абз. 2,10 п. 2.6 ст.2 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п.2,7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Гришаевский лицензионный участок по лицензии СМР 12510 НЭ.

Условие абз.7 ст.3 лицензионного соглашения « - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране ... земель ...и других объектов окружающей природной среды ... от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами».

Площадь обвалования устьев обследованных эксплуатационных скважин №№ 157,153,159 не соответствуют установленным 0,36га «Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин» СН 459-74.

Не выполняются условия абз.10 ст.3, абз.7 ст.3 лицензионного соглашения, в связи с чем нарушаются требования п.п 2,7,10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах».

Указанные факты зафиксированы в Акте проверки № 18-2011/СМР от 28.10.2011 г.

В соответствии с пп.3 п.34 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 300, должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха и нарушений требований законодательства, выявленных при осуществлении государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

При указанных обстоятельствах вынесение Управлением Росприроднадзора по Самарской области предписания по устранению выявленных нарушений №299 от 11.11.2011г. в адрес ОАО «Самаранефтегаз» является законным и обоснованным.

Арбитражный суд считает, что довод ОАО «Самаранефтегаз» о большом объеме работ, который необходимо провести Обществу для исполнения 180 предписаний, является необоснованным.

Из вышеизложенного следует, что предметом предписания территориального органа Росприроднадзора является требование устранить нарушение законодательства. Обязанности пользователя недр установлены законом и конкретизированы лицензионными условиями. ОАО «Самаранефтегаз», заключая лицензионные соглашения в отношении в отношении 118 лицензионных участков, должен был понимать и рассчитывать объём работ, необходимых для охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Выполнение лицензионных условий должно быть осуществлено своевременно до проведения проверки Росприроднадзора в наиболее благоприятный для земляных работ период.

Однако результаты проверки выявили многочисленные факты неисполнения требований природоохранного законодательства. Следовательно, большой объем работ по обвалованию устьев обследованных эксплуатационных скважин и неблагоприятное время года для их проведения явились следствием бездействия самого пользователя недр, а не действиями контролирующих органов.

Учитывая, что природоохранное законодательство не освобождает пользователя недр от исполнения требований закона в зимний период, предоставленный Управлением Росприроднадзора по Самарской области срок исполнения предписания – 4 месяца арбитражный суд считает обоснованным и достаточным для исполнения ранее не выполненных лицензионных условий.

При этом ОАО «Самаранефтегаз» не представило в материалы дела доказательства того, что пользователем недр вообще осуществлялись какие-либо действия по обвалованию скважин, а также свидетельствующих о наличии непреодолимых препятствий выполнения требований предписания или обосновывающих объективную необходимость установления иного срока исполнения предписания.

Арбитражный суд считает, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования устранения нарушений природоохранного законодательства соответствуют приведенному выше законодательству и оснований для его отмены нет.

Кроме того, ответчик в отзыве указал на пропуск заявителем срока обращения в суд.

В своем заявлении Общество указывает, что предписание им было получено 15.11.2011 года. Однако в материалах дела имеется расписка о получении предписания № 299 от 11.11.2011г. главным геологом ОАО «Самаранефтегаз» Маносян А.Э., действующего на основании доверенности № СНГ-50/11 от 02.03.2011г.

Предписание получено Обществом 11 ноября 2011 года, а заявление в суд датировано 15.02.2012г., то есть по истечении 3 месяцев со дня получения предписания.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.

При этом основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Заявитель уважительных причин восстановления срока обращения в суд не привёл.

Вместе с тем бесспорных доказательств, о наличии препятствий заявителю обратиться с настоящим требованием в арбитражный суд в установленный законом срок, ОАО «Самаранефтегаз» не представило.

Суд считает, что к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка обращения в суд.

Указанные причины арбитражным судом не установлены.

Предусмотрев нормы о восстановлении процессуального срока и об отказе в его восстановлении, процессуальный закон отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего ходатайства, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Поэтому применение судом предусмотренных процессуальным законом норм при решении вопроса об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока не может рассматриваться как отказ в судебной защите (Определение ВАС РФ от 9 октября 2009 г. N ВАС-12748/09).

Заявитель доказательства наличия уважительных причин пропуска срока обращения в арбитражный суд не представил.

Арбитражный суд учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.04.2006 № 16228/05, которая предусматривает, что пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца с даты его принятия.

Судья

/

Медведев А.А.