ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7995/09 от 23.07.2009 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 июля 2009 года

Дело №

А55-7995/2009

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрел 16 июля 2009 года заявление

Общества с ограниченной ответственностью "Вейв-ком", 445032, Самарская область, Тольятти, Московский пр-кт,7; 445009, Самарская область, Тольятти, Комсомольская,84А,оф.406

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, 445031, Самарская область, Тольятти, ФИО1, 12

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, 445007, Самарская область, Тольятти, 50 лет Октября,48

о признании незаконными действия налогового органа,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Медведевым А.А.

В судебное заседание явились представители:

от истца – ФИО2, дов. от 05.05.2009г.,

от ответчика (МИФНС № 2) – ФИО3, дов. от 12.03.22009г.,

от ответчика (МИФНС № 19) – ФИО4, дов. от 06.05.2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 23 июля 2009 года

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вейв-ком" (далее – ООО «Вейв-ком», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, в соответствии со ст.49 АПК РФ изменив предмет заявленных требований, просит признать незаконным действие регистрирующего органа Межрайонной ИФНС № 2 по Самарской области, выразившееся в оставлении документов, полученных 25.02.2009г. вх. № 1910 без рассмотрения, а также признать незаконным действие регистрирующего органа Межрайонной ИФНС № 2 по Самарской области, выразившееся в уклонении от внесении записи в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Вейв-ком» на основании документов, полученных 25.02.2009г. вх. № 1910 (т. л.д.3-5, 122-123, 160-161).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Самарской области (далее – ответчик, МРИ ФНС России № 2 по Самарской области) в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает своё решение законным и обоснованным (т. л.д.29-31, 45-46, 124-125).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области (далее – ответчик, МРИ ФНС России № 19 по Самарской области) в отзыве на заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает решение МРИ ФНС России № 2 по Самарской области законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзывах.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Вейв-ком» создано 04.05.2006г. и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 12.09.2006г. за ОГРН <***> (т. л.д.75).

Протоколом № 3 внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Вейв-ком» от 15.12.2008г. принято решение о ликвидации Общества и назначении Ликвидационной комиссии (т. л.д.70-71).

16.12.2008г. в Межрайонную ИФНС № 2 по Самарской области подано сообщение о ликвидации организации от 17.12.2008г. вх.№ 22892 (т. л.д.69).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ в «Вестнике государственной регистрации» № 51 (204) от 24.12.2008г. опубликовано сообщение о ликвидации ООО «Вейв-ком», порядке и сроках для предъявления требований кредиторами (т. л.д.72-73).

25.02.2009г. Протоколом № 4 внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Вейв-ком» утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества по состоянию на 25 февраля 2009г., представленный ликвидационной комиссией, который в соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ содержит сведения о составе имущества и перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения (т. л.д.60-65).

25.02.2009г. в соответствии с требованиями п.1 ст.20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ), в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 2 по Самарской области было подано уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме №Р15003 (т. л.д.59).

04.03.2009г. МРИ ФНС России № 2 по Самарской области было вынесено Уведомление №1909 об оставлении представленных Обществом документов без рассмотрения (т. л.д.58).

В качестве основания для оставления представленных Обществом документов без рассмотрения, ответчиком указано, что не представлен промежуточный ликвидационный баланс. (В соответствии со справкой формы № 39-1 по состоянию на 04.03.2009г. у организации имеется задолженность по налогам и сборам, которая не отражена в промежуточном ликвидационном балансе). Документы, оформленные ненадлежащим образом, считаются не представленными.

Заявитель считает, что указанное оспариваемое уведомление ответчика вынесено с нарушением Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, прав и законных интересов заявителя, поскольку законом не предусмотрено право регистрирующего органа выносить уведомления об оставлении заявлений без рассмотрения и возвращения представленных заявлений, по результатам рассмотрения заявлений регистрирующий орган обязан вынести решение о регистрации либо об отказе в регистрации. Оспариваемое уведомление препятствует ликвидации коммерческой организации.

Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Доводы ответчика, изложенные в оспариваемом решении и отзыве, суд считает ошибочными, не соответствующими закону по следующим основаниям.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит   в единый государственный реестр юридических лиц запись   о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" не предусматривает возможности оставления заявления о регистрации без рассмотрения, а обязан зарегистрировать юридическое лицо или отказать в этом с учетом положений ст. 23 Федерального закона, предусматривающих, что решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации и направлено лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Регистрирующий орган мотивирует свои действия тем, что хотя процесс ликвидации указанный в ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является обязательным и на основании указанных в данной статье документов вносятся записи в ЕГРЮЛ, однако данный процесс носит уведомительный характер и не входит в порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица, указанного в ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ, завершающим этапом которого, является принятие налоговым решения о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ), либо решения об отказе в ликвидации юридического лица (ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ).

По мнению налогового органа, при внесении записей в ЕГРЮЛ относящихся к выполнению уведомительных действий указанных в ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ решения указанные ст. 11 и ст. 23 настоящего Федерального закона не выносятся.

Арбитражный суд считает указанный довод ошибочным по следующим основаниям.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация   юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты   уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений   о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.1 и 2 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи   в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации   признается внесение   регистрирующим органом соответствующей записи   в соответствующий государственный реестр.

Таким образом, государственная регистрация по смыслу ст. 11 указанного Федерального закона заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в Государственной реестр.

Основываясь на системном толковании статьи 1, п.1 и 2 ст.11 и ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, арбитражный суд считает, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц любой записи должно основываться на соответствующем решении регистрирующего органа.

Следовательно, регистрирующий орган, получив форму N Р15003 - "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса", обязан был принять решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации, в зависимости от наличия оснований, предусмотренных ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Ответчик указанную обязанность не выполнил, направив Обществу уведомление об оставлении без рассмотрения документов юридического лица, тем самым, уклонившись от государственной регистрации сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Кроме того, арбитражный суд считает, что утверждение регистрирующего органа о том, что промежуточный ликвидационный баланс не представлен, поскольку не содержит сведений о задолженности по налогам и сборам в соответствии со справкой формы № 39-1 по состоянию на 04.03.2009г., является необоснованным.

Как указывается в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2009 г. по делу N А55-13000/2008, суд обязан исходить из того, что нормы Закона о регистрации не обязывают и не уполномочивают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе на предмет достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их форме и содержанию установленных нормативными актами (т. л.д.48).

Ссылки ответчика на ст.63-64 ГК РФ основаны на ошибочном толковании указанных правовых норм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами   требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Указанная норма права не предусматривает обязанности учета ликвидатором требований кредиторов в реестре требований, в отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2005 года по делу № А55-3364/2005-43.

Промежуточный ликвидационный баланс, в силу п.2 ст.63 ГК РФ, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения.

В связи с вышеизложенным, отражение задолженности в промежуточном ликвидационном балансе может расцениваться в качестве признания её ликвидатором.

Однако из материалов дела следует, что требования налогового органа, как кредитора, в срок, установленный ликвидатором, не предъявлялись, и в промежуточном ликвидационном балансе ликвидатором не отражены.

Налоговый орган указывает, что в связи с образовавшейся задолженностью по налогам и пе­ни, Инспекцией на основании ст. 69, 70, 45 НК РФ было направлено в адрес Общества требование об уплате налогов и пени №8720 от 13.03.2009г. с предложением добровольно погасить задол­женность, образовавшуюся перед бюджетом.

Арбитражный суд считает, что направление налоговым органом указанного требования не является предъявлением требований кредитора в порядке ст.63 ГК РФ по следующим основаниям.

Требование МРИ ФНС России № 2 по Самарской области об уплате налогов и пени №8720 по состоянию на 13.03.2009г. было отправлено по истечении двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами, начавшегося после публикации объявления о ликвидации 24.12.2008г.

Кроме того, указанное требование направлено по адресу: 445032, Самарская область, Тольятти, Московский пр-кт, 7, тогда как ликвидационная комиссия получала требования кредиторов по адресу, указанному в объявлении о ликвидации: 445009, Самарская область, Тольятти, Комсомольская, 84А, оф.406.

Доказательства направления налоговым органом требований к ликвидируемой организации в период с 24.12.2008г. по 25.02.2009г. (дата утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в материалы дела не представлены.

Таким образом, МРИ ФНС России № 2 по Самарской области не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс сумм, указанных в требовании об уплате налогов и пени №8720 от 13.03.2009г.

Налоговый орган указывает, что заявителем в налоговый орган 20.01.2009г. была представлена налоговая декларация по НДС от 19.01.2009г. за 4 квартал 2008г. В указанной декларации по итогам 4 квартала 2008г. Обществом самостоятельно исчислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в размере 145 183 руб. Исходя из данных лицевого счета сумма НДС в размере 48394 руб. сроком уплаты до 20.01.2009г. была уплачена Обществом 23.01.2009г. (пл. пор. № 86 от 22.01.2009г., пл. пор. № 87 от 22.01.2009г., пл. пор. № ПО от 23.01.2009г.), сумма НДС в размере 48394 руб. сроком уплаты до 20.02.2009г. была уплачена Обществом 11.03.2009г. (пл. пор. № 345 от 11.03.2009г.), сумма НДС в размере 48395 руб. сроком уплаты до 20.03.2009г. была уплачена Обществом 24.03.2009г. (пл. пор. № 408 от 24.03.2009г.). Заявителем в налоговый орган 30.03.2009г. была представлена уточненная налоговая декларация по НДС от 30.03.2009г. за 4 квартал 2008г., в указанной декларации Обществом самостоятельно начислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в размере 755 руб., указанная сумма была уплачена Обществом 30.03.2009г. (пл. пор. № 430 от 30.03.2009г.). Сумма пеней, начисленная в связи с несвоевременной уплатой по установленным срокам сумм НДС, была уплачена Заявителем 01.04.2009г. (пл. пор. №441 от 01.04.2009г.).

Арбитражный суд считает, что ссылка налогового органа на несвоевременную уплату заявителем суммы НДС сроком уплаты до 20.02.2009г. является необоснованной, поскольку самостоятельное исполнение ликвидируемой организацией своих налоговых обязанностей, предусмотренное ст.49 НК РФ, не имеет отношения к основаниям для отказа в государственной регистрации, предусмотренным пп. «а» п.1 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет промежуточный ликвидационный баланс в качестве необходимого для государственной регистрации документа. Однако указанный не требует представления для государственной регистрации документов, подтверждающих уплату налогов, пени и иных обязательств кредитора.

Поэтому для целей государственной регистрации расчёты должника с кредиторами имеют значение лишь в аспекте достоверности промежуточного ликвидационного баланса.

Если же обязательства, которые должник исполняет добровольно, не были предъявлены кредитором, то отражение их в промежуточном ликвидационном балансе не будет соответствовать установленной законом сущности такого баланса как перечня предъявленных кредиторами   требований.

При этом закон не отождествляет промежуточный ликвидационный баланс с бухгалтерским балансом, в котором обязательства организации должны отражаться на основании первичных документов, независимо от предъявления требований кредиторами.

Арбитражный суд считает, что ошибочное и необоснованное отождествление ответчиком понятий промежуточного ликвидационного баланса и бухгалтерского баланса, предусмотренного положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, привело к незаконному принятию оспариваемого уведомления.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что отражение в промежуточном ликвидационном балансе задолженность по налогам, указанной в справке формы № 39-1 по состоянию на 04.03.2009г. не предусмотрено законом, а наличие задолженности по налогу само по себе не является основанием для уклонения от регистрации сведений о промежуточном ликвидационном балансе ООО «Вейв-ком».

Согласно требованиям п.6 ст.108 НК РФ, п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Ответчик не доказал соответствия Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оспариваемых действий регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, выразившихся в оставлении документов, полученных 25.02.2009г. вх. № 1910 без рассмотрения и уклонении от внесении записи в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Вейв-ком» на основании документов, полученных 25.02.2009г. вх. № 1910.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые действия регистрирующего органа не соответствует закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган. Поскольку налоговый орган от уплаты государственной пошлины на основании ст.333.37 НК РФ освобожден, уплаченная представителем заявителя государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (л.д.99).

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным действие регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, выразившееся в оставлении документов, полученных 25.02.2009г. вх. № 1910 без рассмотрения.

Признать незаконным действие регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, выразившееся в уклонении от внесении записи в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Вейв-ком» на основании документов, полученных 25.02.2009г. вх. № 1910.

Выдать заявителю справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб. после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

/

Медведев А.А.