ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-8009/19 от 14.08.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2019 года

Дело №

А55-8009/2019

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2019 года.  

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Дегтярев Д.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой И.Е.,

рассмотрев в судебном заседании   августа 2019 года   дело по иску, заявлению

Публичного акционерного общества "Т Плюс"

От  марта 2019 года    №

к  Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области"

Третьи лица:

О взыскании

при участии в заседании

от истца – представитель Носова К.А. (по доверенности от 17.01.2018); после перерыва тот же представитель;

от ответчика - не явился, извещен; после перерыва не явился, извещен;

от третьих лиц - не явились, извещены; после перерыва не явились, извещены

установил:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области", в котором просит взыскать денежные средства в общем размере 100 409 руб. 83 коп. (Сто тысяч четыреста девять рублей 83 коп.) в счет компенсации расходов по выплате среднего заработка и страховых взносов Окатьеву Артему Юрьевичу (средний заработок в размере 26 432 руб. 64 коп., страховые взносы (34,2%) - 9 039 руб. 96 коп.), Ямбулатову Руслану Анверовичу (средний заработок в размере 28 095 руб. 36 коп., страховые взносы (34,2%) - 9 608 руб. 61 коп.), Багрееву Владимиру Михайловичу (средний заработок - 20 916 руб. 48 коп., страховые взносы (30,2%) - 6 316 руб. 78 коп.) за время прохождения ими учебных сборов в период с 27.07.2018 по 29.08.2018.

Истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещен надлежащим образом не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третьи лица в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом, не явились, причину неявки не пояснили.

В ответ на запрос суда поступили дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 08.08.2019 объявлен перерыв до 14.08.2019 до 13 часов 00 минут. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на сайте в сети интернет по адресу: www.samara.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой И.Е. 14.08.2019 в 13 час. 04 мин.

После перерыва в судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представил возражения на отзыв на иск и дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание после перерыва не явились, о времени и мечте проведения заседания извещены надлежащим образом.

Третьи лица в судебное заседание после перерыва не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения присутствовавшего в заседании представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ПАО «Т Плюс» в период с 27.07.2018 по 29.08.2018 работали Окатьев Артем Юрьевич, Ямбулатов Раслан Анверович, Багреев Владимир Михайлович в качестве машинистов-обходчиков по котельному оборудованию.

В период с 27.07.2018 по 29.08.2018 (34 календарных дня) указанные работники были призваны для прохождения учебных сборах в войсковой части 11386 в п. Кряж г. Самары по программе подготовки офицеров запаса по ВУС 261400 «Применение соединений воинских частей и подразделений ремонта автомобильной техники», что подтверждается справками № 02/12/103 от 25.07.2018 и № 02/12/104 от 25.07.2018 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», повестками военного комиссара Советского и Железнодорожного района г. Самары.

На время нахождения Работников на учебных сборах, они были освобождены от работы, что подтверждается приказами № 116-к от 26.07.2018, № 117-к от 26.07.2018, № 248 л/с от 25.07.2018 с сохранением за ними среднего заработка, который был им выплачен.

После окончания прохождения учебных сборов, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» выдал справки Окатьеву А.Ю., Ямбулатову Р.А. и Багрееву В.М. № 02.12/142 от 29.08.18, № 02.12/161 от 29.08.18, № 02.12/106 от 29.08.2018 в подтверждение прохождения полного курса обучения на военной кафедре Самарского ГТУ и прохождение учебных сборов.

В связи с нахождением Работников на учебных сборах и выплатой им среднего заработка за период с 27.07.2018 по 29.08.2016, ПАО «Т Плюс» в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора направило в адрес Военного комиссариата Самарской области письмо № 51100-14-05565 от 09.11.2018 о компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений, с приложением подтверждающих документов и счетов на оплату на общую сумму 100 409 руб. 83 коп.

Аналогичное письмо было направлено и в адрес Военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов города Самары Самарской области № 51100-10-04753 от 14.09.2018.

Письмом от 26.09.2016 N 2696 Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов города Самары Самарской области ответил отказом в компенсации расходов, указав, что законодательством не предусмотрена компенсация расходов на выплату среднего заработка в связи с нахождением на учебных сборах, так как это учебные, а не военные сборы.

Письмо аналогичного содержания об отказе в компенсации расходов поступило и на обращение ПАО «Т Плюс» № 51100-14-05565 от 09.11.2018.

Отказ Военного комиссариата ПАО «Т Плюс» считает незаконным и необоснованным.

Указанные обстоятельства послужили основанием истцу для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Ответчик, не согласившись с доводами истца, возражал против удовлетворения исковых требований, представил отзыв на иск, в котором в иске просил отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. граждане Окатьев Артем Юрьевич, 1995 г.р., Ямбулатов Руслан Анверович, 1996 г.р., Багреев Владимир Михайлович, 1996 г.р., добровольно изъявили желание пройти обучение на военной кафедре при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный технический университет» (далее - ФГБОУ ВО «СамГТУ») по программе военной подготовки офицеров запаса, заключив с МО РФ Договоры об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре, обучаясь в ВУЗе по очной форме обучения.

Согласно п.1 ч. II Договора МО РФ обязано обеспечить требуемые в соответствии с законодательством РФ условия для организации обучения гражданина по программе военной подготовки на военной кафедре, присвоить гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки и окончившему указанное ВУЗ, при зачислении в запас воинское звание.

Ответчик указывает также на то, что в соответствии с приказом МО РФ № 718 от 05.10.2018 г. МО РФ свои обязательства перед Окатьевым А.Ю., Ямбулатовым Р.А., Багреевым В.М. выполнило в полном объемен им присвоено воинское звание «лейтенант запаса».

Ответчик поясняет, что учебные сборы входят в программу подготовки и являются составной частью учебного процесса, что учебные сборы проводятся 1 раз за все время обучения; что продолжительность учебных сборов для граждан, обучающихся по программе военной подготовки солдат запаса - 30 суток; что время следования граждан на учебные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчитывается.

Граждане, оканчивающие высшее учебное заведение, по завершении учебных сборов проходят итоговую аттестацию по военно-учетной специальности в воинской части, в ходе которой устанавливается уровень их теоретической и практической подготовки для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускникам военных кафедр, факультетов военного обучения и межвузовских центров военной подготовки, а также проводятся выпускные квалификационные испытания по военно-учетной специальности.

Ответчик указывает, что именно на такие учебные сборы, согласно повесток военного комиссариата, вызывались студенты ФГБОУ ВО «СамГТУ» Окатьев А.Ю., Ямбулатов Р.А., Багреев В.М.

Ответчик поясняет, что ни в одном из нормативно-правовых актов РФ, касающихся обучения граждан по программе военной подготовки на военной кафедре при ФГБОУ ВО не отражено обязательство МО РФ выплачивать студенту ВУЗа очной формы обучения зарплату, равно как и компенсировать предприятию и т.д., расходы по выплате среднего заработка работнику -студенту ВУЗа очной формы обучения за период прохождения им учебных сборов.

Также, ответчик ссылается на то, что на момент вызова на учебные сборы гр. Окатьев А.Ю., Ямбулатов Р.А., Багреев В.М. проходили обучение на военной кафедре при ФГБОУ ВО «СамГТУ» по программе военной подготовки офицеров запаса и это был их добровольный выбор, гражданами РФ, пребывающим в запасе, не являлись; о том, что вышепоименованные граждане, являясь студентами дневной формы обучения ФГБОУ ВО СамГТУ, слушателями военной кафедры при СамГТУ, работали в качестве машинистов-обходчиков по котельному оборудованию ПАО «Т Плюс» военному комиссару стало известно из рассматриваемого искового заявления; повестки военного комиссариата направлялись студентам Окатьеву А.Ю., Ямбулатову Р.А., Багрееву В.М.. а не работникам ПАО «Т Плюс» - гражданам, пребывающим в запасе.

К доводам ответчика, изложенным в отзыве на иск, арбитражный суд относится критически и во внимание не принимает, поскольку

Ст. 54 ФЗ РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" преду­смотрено, что военные сборы подразделяются на; учебные сборы; сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Правовое положение граждан, призванных на военные сборы, определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, (ч. 5 ст. 54 ФЗ РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Ст. 1 ФЗ РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установле­но, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

- воинский учет;

- обязательную подготовку к военной службе;

-призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Ч. 5 ст. 20 ФЗ РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" уста­новлено, что граждане мужского пола, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам воен­ной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сбо­ров освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с со­хранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлен следующий порядок компенсации расходов:

Компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные:

2. с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воин­ской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту, по­ступлении в мобилизационный людской резерв (за исключением лиц, указанных в подпункте 3 настоящего пункта), к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (под­наймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащих­ся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государствен­ном учреждении службы занятости населения);

3.   Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

4. Выплата компенсации осуществляется в отношении: расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности;

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой: Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2016 N 304-ЭС16-11350 по делу N А46-15269/2015; Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2016 N 304-ЭС16-11396 по делу N А46-15270/2015; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2017 N Ф06-25659/2017 по делу N А49-16035/2016; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 N 16АП-4961/2017 по делу N А63-3672/2017; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 N 16АП-2425/2017 по делу N А63-3704/2017; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 N 06АП-4587/2014 по делу N А73-7313/2014; Постановление ФАС Уральского округа от 05.06.2013 N Ф09-4750/13 по делу N А60-35261/2012 (Определением ВАС РФ от 07.10.2013 N ВАС-10865/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

П. 36 Постановления Правительства РФ от 06.03.2008 N 152 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования" предусмотрено, что на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.

П. 25 Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некото­рых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (вместе с "Положением о про­ведении военных сборов") устанавливает порядок финансового обеспечения, который преду­сматривает выплату (возмещение):

а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на уче­те в государственном учреждении службы занятости населения;

В соответствии с п. 26 указанного Постановления Правительства РФ № 333, осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Фе­дерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704.

Согласно Приказу о приеме на работу от 25.06.2018 г. и по настоящее время в ПАО «Т Плюс» работает Окатьев Артем Юрьевич, согласно Приказу о приеме на работу от 02.07.2018 г. и по настоящее время работает Багреев Владимир Михайлович. Данные работники работают в должности машинистов-обходчиков по котельному оборудованию. Ямбулатов Раслан Анверович был принят на работу машинистом-обходчиком по котельному оборудованию согласно приказа о приеме на работу с 02.07.2018г. Трудовые отношения прекращены ч 24.09.2018 г. согласно Приказу о прекращении трудового договора с работником.

Согласно трудовым договорам (п. 3.1.) у данных сотрудников режим работы установлен посменный, то есть график сменности с продолжительностью смены 12 часов (начало рабочего дня 1 смены-7.30, 2 смены-19.30, окончание рабочего дня 1 смены -19.30, 2 смены-7.30).

Согласно Представленным ФГБОУ ВО «СамГТУ» в материалы дела справкам от 25.07.2019 г. указанные лица находились на каникулах по 31.08.2018, отчислены в связи окончанием учеб­ного заведения с 31.08.2018 г. приказами от 03.07.2108

Таким образом в период устройства на работу в ПАО «Т Плюс» указанные работники находились на каникулах, представленных учебным заведением ФГБОУ ВО «СамГТУ». В период с 27.07.2018 по 29.08.2016 (34 календарных дня) указанные работники были призваны для прохождения учебных сборах в войсковой части 11386 в п. Кряж г. Самары по программе подготовки офицеров запаса по ВУС 261400 «Применение соединений воинских частей и подразделений ремонта автомобильной техники», что подтверждается справками № 02/12/103 от 25.07.2018 и № 02/12/104 от 25.07.2018 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», повестками военного комиссара Советского и Железнодорожного района г. Самары.

Повестки для прохождения учебных военных сборов они получили и представили их в отдел кадров по месту работы в ПАО «Т Плюс», в связи с чем на время нахождения работников на учебных сборах, они были освобождены от работы, что подтверждается приказами № 116-к от 26.07.2018, № 117-к от 26.07.2018, № 248 л/с от 25.07.2018 с сохранением за ними средне­го заработка, который был им выплачен в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, согласно которому граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего зара­ботка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Также согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Частью 5 ст. 20 ФЗ РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане мужского пола, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, хотя граждане Окатьев А. Ю., Ямбулатов Р. А., Багреев В. М. во время прохождения учебных сборов еще числились студентами ФГБОУ ВО «СамГТУ» по очной форме обучения, но фактически они уже являлись работниками ПАР «Т Плюс» и на момент призыва на сборы выполняли трудовые обязанности по основному месту работы, предусмотренные договором со сменным режимом труда.

На время нахождения работников на учебных сборах, они были освобождены от работы, что подтверждается приказами № 116-к от 26.07.2018, № 117-к от 26.07.2018, № 248 л/с от 25.07.2018 с сохранением за ними среднего заработка.

На основании расчетов о среднедневном заработке указанных лиц, который имеется в материалах дела, указанным работникам был выплачен средний заработок и страховые взносы в общей сумме 100 409 руб. 83 коп., которые на основании Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что на время прохождения учебных сборов (с 27.07.2018 по 29.08.2018) работники Ямбулатов Р.А., Окатьев А.Ю. и Багреев В.М. были освобождены от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка, а компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством РФ, то есть Военный комиссариат обязан произвести выплаты в пользу ПАО «Т Плюс» в общем размере 100 409 руб. 83 коп.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом при подаче настоящего иска в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 4012 руб. 00 коп. по платежному поручению №3860 от 28.02.2019.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на ответчика, взыскав с последнего в пользу истца 4012 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.110,167-171  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" 100 409 руб.83 коп. в счет компенсации расходов по выплате среднемесячного заработка и страховых взносов, а также 4 012 руб.00 коп. расходов по оплате госпошлины.

       Решение  может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Д.А. Дегтярев