АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||||||
июля 2015 года | Дело № | А55-8024/2015 | ||||
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 21 июля 2015 года. Судья Арбитражного суда Самарской области Филатов М.В., | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сизоковой М.А., | ||||||
рассмотрев 14 июля 2015 года в судебном заседании дело по заявлению МБУС «Стадион «Труд», г. Тольятти, | ||||||
к Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти , г.Тольятти, Самарская область, с участием третьих лиц - ООО «М-Строй», г.Тольятти, Самарская область, Думы городского округа Тольятти, г.Тольятти, Самарская область, Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти, Самарская область, | ||||||
о признании недействительным предписания | ||||||
при участии в заседании: от заявителя – Малахов О.В., паспорт, от заинтересованного лица – Барабанщикова П.А., доверенность от 22.09.2014, Домничева А.В., доверенность от 02.02.2015, от Думы городского округа Тольятти – Коробкова Е.В., доверенность от 21.11.2014, от ООО «М-Строй» - Галиуллин А.Р., доверенность от 13.07.2015, от Мэрии городского округа Тольятти – Якунина А.А., доверенность от 31.12.2014, установил: МБУС «Стадион «Труд» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти от 13.03.2015 №2. В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам заявления, возражений на отзыв. Представители заинтересованных лиц в судебном заседании требования не признали по доводам отзыва, дополнениях к отзыву. Мэрия городского округа Тольятти и ООО «М-Строй» требования заявителя считают обоснованными и подлежащими удовлетворению. Дума городского округа Тольятти поддержала позицию заинтересованного лица. Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает оспариваемое предписание незаконным и не обоснованным, а требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела,в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти на I квартал 2015 года, утвержденным Распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти от 23.12.2014 № 18 (с изменениями от 30.12.2014), в период с 16.01.2015 по 27.02.2015 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных МБУС «Стадион «Труд» г. о. Тольятти в бюджете городского округа Тольятти на 2014 год на снос зданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд». В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что Муниципальным бюджетным учреждением спорта «Стадион Труд» (далее - МБУС «Стадион Труд», заявитель) допущено неправомерное расходование бюджетных средств, вследствие включения в акты выполненных работ затрат, учтенных в нормах накладных расходов подрядчика, в размере 4 565,9 тыс. руб., в связи с чем, Контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти (далее - заинтересованное лицо) выдано оспариваемое предписание от 13.05.2015 № 2 (далее - Предписание). Данным предписанием МБУС «Стадион Труд» предписывается принять меры по возмещению в бюджет городского округа Тольятти неправомерно использованные средства в сумме 4565,9 тыс. руб. О выполнении данного Предписания и принятых мерах заявителю необходимо проинформировать заинтересованное лицо в срок до 03.04.2015. Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд. Как установлено судом, проведение мероприятий по сносу зданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд» предусмотрено муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта на территории городского округа Тольятти на 2014 - 2016 годы», утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 30.09.2013 № 2987-п/1 (ред. от 08.04.2014 №1100-п/1) в рамках развития в городском округе Тольятти инфраструктуры сферы физической культуры и спорта (п. 1.5). В рамках исполнения данного мероприятия по результатам электронного аукциона между МБУС «Стадион Труд» (заказчик) и ООО «М-Строй» (подрядчик) 09.09.2014 заключен контракт № 0142300010014000525-0594250-04 на выполнение работ по сносу зданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд». Цена контракта составила 27 187 000 рублей. Из заявления следует, что работы по контракту ООО «М-Строй» выполнены на сумму 25 879 449,20 рублей, о чем свидетельствуют акты о приемке выполненных работ от 30.09.2014 № 170-1-1, 171-4-1, 174-1-1, 175-1-1. Указанные работы оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 01.10.2014 № 165, 166, 167, 168. В обоснование правомерности своей позиции заинтересованное лицо ссылается на п. 12 раздела III Расходы на организацию работ на строительных площадках «МДС 81-33.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 6 (далее - МДС 81-33.2004) согласно которому расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта относятся к накладным расходом подрядчика по статье «Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче». Согласно актам выполненных работ расходы по вывозу строительного мусора предусмотрены в виде отдельных видов работ, тогда как в соответствии п. 12 раздела III Расходы на организацию работ на строительных площадках МДС 81-33.2004 данные расходы предусмотрены в составе накладных расходов подрядчика. Следовательно, вышеуказанные расходы дублируются и имеет место двойная оплата за один и тот же вид работ, что привело к завышению стоимости фактически выполненных работ на сумму в размере 4 565,9 тыс.руб. Суд считает указанный довод заинтересованного лица ошибочным в связи со следующим. Частью2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2014 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образованийопределены основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования, в том числе, полномочие по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст снос или разборка зданий и сооружений отнесена к классу «работ строительных специализированных», которая совместно с классами «строительство инженерных сооружений» и «строительство зданий» входит в раздел строительства. Как установлено судом ранее и подтверждается материалами дела, муниципальный контракт контракт заключен не на строительство нового объекта, который может включать в себя, в том числе, и работы по сносу или разборке зданий и сооружений, на месте которых осуществляется строительство нового объекта (подготовка площадки для строительства), а на выполнение работ по сносу зданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд», т.е на определенный вид работ, который не связан со строительством нового объекта. Согласно МДС 81-33.2004 накладные расходы в строительстве складываются из следующих статей: административно-хозяйственные расходы; расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; прочие накладные расходы; затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы. Пунктом 12 статьи III Расходы на организацию работ на строительных площадках в состав накладных расходов включены расходы по подготовке объектов строительства к сдаче, к которым, в том числе, относятся расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений. Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, учитывая, что предметом контракта являлось выполнение работ по сносузданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд», а нестроительство нового объекта, то по данному контракту и не могло возникнуть объекта строительства. Следовательно, расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта не могли быть включены в состав накладных расходов. В представленных в материалы дела актах о приемке выполненных работ от 30.09.2014 работы по перевозке груза 1 класса на 30 км и работы по погрузке с использованием механизмов при автомобильных перевозках материала указаны в качестве самостоятельных видов работ. Расчет сметной стоимости данных работ произведен с учетом сметных нормативов. Согласно представленным доказательствам работы по вывозу мусора произведены, в подтверждение чего также представлен договор от 10.09.2014, акты о приемке выполненных работ. Государственные сметные нормативы и федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы, установленные «ФЕР-2001. ФЕР 81-02-ОП-2001. Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. Общие положения. Исчисление объемов работ» (далее - ФЕР), утвержденные Приказом Минстроя Российской Федерации от 30.01.2014 № 31/пр, предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ. Согласно п. 1.46. ФЕР части 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» распространяются на работы, выполняемые при реконструкции зданий и сооружений, а также при выполнении аналогичных работ при расширении и техническом перевооружении объектов строительства: усиление и замену существующих конструкций, разборку и возведение отдельных конструктивных элементов и т.п. Кроме того, в ФЕР части 46 наряду с работами, перечисленными в «составе работ», учтены: уборка материалов, отходов и мусора, полученных при разборке, вертикальный транспорт (опускание через окно в лотках) и транспортировка их на расстояние до 50 м от реконструируемого объекта. Суммарное расстояние горизонтального перемещения их внутри реконструируемых объектов и от объекта учтены в расценках на расстояние до 130 м. Расценки не учитывают вывозку строительного мусора, полученного от разборки, пробивки отверстий и борозд и смены конструкций, за пределы стройки. Указанные затраты следует учитывать дополнительно исходя из количества мусора и расстояний его перевозки (1.46.1). Согласно п. 4.10. «МДС 81-38.2004. Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 09.03.2004 № 37) в ФЕРр не учтены затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов, не годных для дальнейшего применения, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и инженерно-технологического оборудования. Эти затраты должны определяться, исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки с отражением затрат в локальных сметах. В связи с вышеизложенным, довод заинтересованного лица о том, что и имеет место двойная оплата за один и тот же вид работ, является неправомерным и безосновательным. Довод о том, что строительный мусор мог быть реализован либо использован судом отклоняется, поскольку носит предположительный характер. Относительно доводов заинтересованного лица и Думы городского Тольятти, изложенных в представленных отзывах о прекращении производства по делу, поскольку как указанное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции, судом установлено следующее. Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя. Следовательно, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть рассмотрены и признаны судом незаконными такие действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, которые совершены в связи с реализацией названными участниками правоотношений своих властных полномочий, и повлекли нарушение, как действующего законодательства, так и прав и свобод граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создали препятствия к их осуществлению. Таким образом, действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предоставляет право обратиться в арбитражный суд соответствующему лицу для защиты прав и законных интересов именно в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с чем ходатайство о прекращении производства по делу судом отклонено. Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ» оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий является экономической деятельностью бюджетного учреждения. Реализуется данная экономическая деятельность в согласно ст. 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации с помощью субсидий, предоставленных как на финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, так и на иные цели. Следовательно, требование о возмещении в бюджет городского округа Тольятти неправомерно использованных средств в сумме 4565,9 тыс. руб., которые были предоставлены учреждению в составе субсидии на иные цели,связано с экономической деятельностью учреждения . Кроме того, поскольку предписание №2 от 13.03.2015 принято уполномоченным органом местногосамоуправления на основании статьи 270.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в отношении конкретного объекта и содержит распорядительно-властное предписание, возлагающее на МБУС «Стадион «Труд» обязанности в части его экономической деятельности и влияющие тем самым на его права в данной сфере, суд пришел к выводу о том, указанное дело должно быть рассмотрено в арбитражном суде. При указанных обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемое предписание Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти № 2 от 13.03.2015 необоснованно возлагающее на заявителя обязанность по возмещению в бюджет городского округа Тольятти денежных средств в сумме 4 565,9 тыс. руб., является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в силу чего подлежит отмене. Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат отнесению на заинтересованное лицо. | ||||||
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать предписание Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти № 2 от 13.03.2015 недействительным. Взыскать с Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти в пользу МБУС «Стадион «Труд» расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | М.В. Филатов | ||||