АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
июля 2019 года | Дело № | А55-8029/2019 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2019 года Решение в полном объеме изготовлено 29 июля 2019 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Мехедовой В.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абдрафиковой Л.Н. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 25 июля 2019 года дело, возбужденное по заявлению | |||||||
Акционерного общества "Автоваз", (ОГРН <***> ИНН <***>), Россия 445024, г. Тольятти, Самарская область, Южное шоссе д. 36 | |||||||
к Приволжской электронной таможне, Россия 603093, г. Н. Новгород, Нижегородская область, ул. Родионова д. 65, | |||||||
об оспаривании постановления | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 06.04.2018; от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 27.11.2018, ФИО3 по доверенности от 29.04.2019; установил: Заявитель - Акционерное общество "Автоваз" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни от 06.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10418000-008/2019 и привлечении ПАО «АвтоВАЗ» (адрес места нахождения: 445024, <...>; ОГРН <***> ИНН <***>) к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 15 479 руб. 00 коп. и признании недействительным представление Приволжской электронной таможни от 07.03.2019 № 04-01-08/02004 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Определением суда от 29 марта 2019 года дело принято к производству Арбитражного суда Самарской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 АПК РФ. Определением суда от 27 мая 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в соответствии с ч.5 ст.227 АПК РФ. 14.06.2019 вх.№111626 от заявителя поступило уведомление в соответствии со ст.124 АПК РФ, об изменении наименования юридического лица с 04.06.2019 с ПАО «АВТОВАЗ» на АО «АВТОВАЗ» без изменения ОГРН, ИНН, места нахождения общества. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему. Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и в возражениях на дополнения заявителя, ссылаясь на обоснованность и законность оспариваемых ненормативных актов. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Приволжской электронной таможней (далее по тексту также -Таможенный орган) 22.01.2019 вынесено определение о возбуждении в отношении ПАО «АВТОВАЗ» дела об административном правонарушении № 10418000-008/2019 и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования Таможенным органом в отношении ПАО «АВТОВАЗ» был составлен протокол от 22.02.2019 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2.Фет. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту -КоАП РФ). По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Таможенным органом вынесено в отношении ПАО «АВТОВАЗ» постановление от 06.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10418000-008/2019 (далее по тексту также - Постановление), которым ПАО «АВТОВАЗ» (адрес места нахождения: 445024, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 15 479 (пятнадцать тысяч четыреста семьдесят девять) рублей 00 коп. Указанное Постановление получено ПАО «АВТОВАЗ» 13.03.2019, в связи с чем, заявитель срок на обжалование (подачу заявления), предусмотренный пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ, пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), исчислил с 14.03.2019 с учетом пункта 3 статьи 113 АПК РФ. Также Таможенным органом в порядке ст. 29.13 КоАП РФ 07.03.2019 вынесено представление № 04-01-08/02004 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее по тексту также - Представление), поступившее в ПАО «АВТОВАЗ» 14.03.2019, в связи с чем, заявитель срок на обжалование (подачу заявления), предусмотренный пунктом 2 статьи 208 АПК РФ, исчислил с 15.03.2019 с учетом пункта 3 статьи 113 АПК РФ. Из обжалуемого Постановления следует, что основанием для привлечения к ответственности ПАО « АВТОВАЗ» послужило заявление ПАО «АВТОВАЗ» 30.12.2018 при таможенном декларировании товаров по предварительной таможенной декларации на товары № 10418010/301218/0064637 недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что могло послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов. Заявитель считает Постановление и Представление незаконными, необоснованными, вынесенными с неправильной оценкой фактических обстоятельств и имеющихся в административном деле доказательств и нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и подлежащими отмене и признанию недействительными, что послужило основанием для обращения с заявлением в суд. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на следующие обстоятельства. 30.12.2018 ПАО «АВТОВАЗ» (далее по тексту - Декларант) в Таможенный орган с применением электронной формы таможенного декларирования подана предварительная таможенная декларация на товары (далее по тексту - ДТ) с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 14 видов товаров (комплектующих для производства автомобилей), прибывающих в адрес Декларанта из Франции автомобильным транспортом по инвойсу № 8529766 от 28.12.2018 в рамках соглашения о поставке деталей и компонентов от 25.04.2012 № 250/00232934/00002, заключенного с компанией «RENAULT s.a.s.», Франция (далее по тексту - Контракт). При поставках товаров по Контракту сведения о товарах (в т.ч. о их таможенной стоимости) в таможенную декларацию на товары и в декларацию таможенной стоимости (далее по тексту - ДТС-1) вносятся из информационной системы CMD - глобальной информационной логистической системы продавца товаров, в которую они поступают от продавца (грузоотправителя). Кроме того, продавцом (грузоотправителем) в адрес Декларанта направляются спецификации к инвойсу и упаковочные листы в виде файлов MS Word посредством той же информационной системы. При заполнении таможенной декларации производится сверка информации, содержащейся в электронном виде и в документах, полученных из информационной системы. Сведения о таможенной стоимости товаров в ДТ и в ДТС-1 вносились Декларантом 30.12.2018 в соответствии с вышеописанным порядком. При таможенном декларировании таможенная стоимость определена и заявлена Декларантом по цене сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) на условиях поставки DAP-Тольятти (в соответствии с условиями Инкотермс - 2010). В графе 45 ДТ и графах 11(a), 12, 25(a) ДТС-1 Декларантом заявлена таможенная стоимость каждого товара с учетом стоимости его транспортировки (в соответствии с условиями его поставки и требованиями ст. 40 ТК ЕАЭС). Общая таможенная стоимость товаров, заявленная в графе 12 ДТ, составила с учетом стоимости транспортировки 8 790 232,08 руб. (в соответствии с инвойсом № 8529766 от 28.12.2018, в котором указана как общая стоимость товаров с учетом транспортировки, так и отдельно цена товаров 8 622 325,56 руб. и сумма транспортных расходов 167 906,52 руб.). ДТ была принята Таможенным органом и зарегистрирована под номером 10418010/301218/0064637, о чем Таможенный орган уведомил Декларанта 30.12.2018 в 09.27. Документы, подтверждающие заявленные в ДТ сведения (в т.ч. транспортная накладная CMR и инвойс № 8529766 от 28.12.2018), в соответствии с положениями «Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля», утвержденного Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761, в электронном виде предварительно были размещены Декларантом в электронном архиве документов декларанта (ЭАДД), находящемся в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов, до подачи ДТ в Таможенный орган. Факт размещения документов в ЭАДД подтверждается журналом регистрации сообщений ИС ВЭД-Декларант (далее по тексту - Журнал), согласно которому Таможенным органом 30.12.2018 в 09.27 (одновременно с сообщением о принятии ДТ и присвоении ей регистрационного номера) направлен Декларанту реестр документов, прикрепленных к ДТ. 30.12.2018 в 09.29 Таможенный орган начал проверку ДТ. В соответствии с п. 1 ст. 111 ТК ЕАЭС, Таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных п. 5 этой статьи. При проверке ДТ оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС, установлено не было и 30.12.2018 в 12.16 проверка ДТ Таможенным органом была завершена. При этом каких-либо запросов Декларанту о предоставлении документов в порядке ст. 325 ТК ЕАЭС в указанный период Таможенный орган (согласно Журналу) не направлял. Таким образом, при подаче Декларантом 30.12.2018 ДТ были соблюдены все требования ст.ст. 38-40, 104-106, 108-110 ТК ЕАЭС. 10.01.2019, после прибытия в адрес Декларанта товаров, заявленных в ДТ, при проверке документов Декларантом было обнаружено расхождение стоимости товаров, содержащейся в электронных документах и сведениях, направленных при подаче ДТ, и инвойсе № 8529766 от 28.12.2018, поступившим от перевозчика вместе с товарами. В предоставленном перевозчиком инвойсе № 8529766 от 28.12.2018 была указана общая стоимость товаров с учетом транспортировки в сумме 8 922 451,88 руб. (а также цена товаров 8 622 325,56 руб. и сумма транспортных расходов 300 126,32 руб.). Согласно п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы. 10.01.2019 при подаче в Таможенный орган уведомления о прибытии товаров по ДТ, в котором была указана с учетом транспортных расходов новая таможенная стоимость товаров, Декларант также в соответствии с п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС и п.п. 5-6 «Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, направил в Таможенный орган обращение в виде заполненной корректировки декларации на товары (далее - КДТ) для изменения (в части указанной таможенной стоимости) до выпуска товара сведений, заявленных в ДТ, и документы, подтверждающие обоснованность таких изменений (в т.ч. сканированную копию инвойса № 8529766 от 28.12.2018 с измененной стоимостью товаров). Данное обращение было получено Таможенным органом 10.01.2019 в 14.21. При этом на указанное время от Таможенного органа в адрес Декларанта запроса документов и (или) сведений в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, уведомления о месте и времени проведения таможенного досмотра, решения о проведении таможенного осмотра и (или) назначения проведение таможенной экспертизы не поступало, что подтверждается Журналом. Однако в разрешении Декларанту на изменение и дополнение сведений в ДТ Таможенным органом было отказано. В течение 10.01.2019 Декларант дважды (в 17.27 и в 18.12) направлял Таможенному органу обращения в виде заполненной КДТ и прилагаемых к ней документов, но также получал отказ в разрешении на изменение и дополнение сведений в ДТ (соответственно в 17.35 10.01.2019 и в 10.26 11.01.2019). Приведенная выше информация подтверждается Журналом. Таможенным органом только 11.01.2019 в 10.26 был направлен Декларанту запрос о предоставлении документов. На этот и последующие запросы Таможенного органа Декларантом были предоставлены необходимые документы и пояснения. В этот же день в 19.55 Таможенным органом направлено Декларанту решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, в соответствии с инвойсом № 8529766 от 28.12.2018, предоставленным перевозчиком, с указанием общей стоимости товаров с учетом транспортировки в сумме 8 922 451,88 руб. (с учетом цены товаров 8 622 325,56 руб. и суммы транспортных расходов 300 126,32 руб.). В соответствии с данным решением Таможенного органа Декларантом были внесены изменения в ДТ и товары 12.01.2019 были выпущены. На основании внесения Декларантом по решению Таможенного органа изменений в ДТ, Таможенным органом в обжалуемом Постановлении вменяется в вину Декларанту заявление 30.12.2018 при подаче ДТ № 10418010/301218/0064637 недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, которые могли послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Заявитель считает, что при вынесении обжалуемого Постановления, Таможенным органом не учтены следующие обстоятельства. Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Заявитель считает, что по рассматриваемому делу отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. При подаче Декларантом 30.12.2018 ДТ таможенная стоимость товаров была указана в соответствии с данными, предоставленными продавцом (грузоотправителем). При этом общая таможенная стоимость товаров составила с учетом стоимости транспортировки 8 790 232,08 руб. (в соответствии с размещенным 30.12.2018 в ЭАДД формализованным инвойсом № 8529766 от 28.12.2018, в котором указана как общая стоимость товаров с учетом транспортировки, так и отдельно цена товаров 8 622 325,56 руб. и сумма транспортных расходов 167 906,52 руб.). Правильность указанных 30.12.2018 в ДТ данных о таможенной стоимости товаров подтверждается поступившим в адрес Декларанта оригиналом инвойса № 8529766 от 28.12.2018 с подписью и штампом продавца (грузоотправителя), в котором также указана общая стоимость товаров с учетом стоимости транспортировки 8 790 232,08 руб. (а также отдельно цена товаров 8 622 325,56 руб. и сумма транспортных расходов 167 906,52 руб.). И именно указанную сумму (8 790 232,08 руб.) Декларант оплатил по данной поставке продавцу товаров 25.01.2019. Корректность данных о стоимости поступивших по данной поставке товаров в сумме 8 790 232,08 руб., указанных в оригинале инвойса № 8529766 от 28.12.2018, также подтверждена 11.02.2019 специалистом логистической службы продавца Н. Саранутой. Данные документы (копии инвойса, документов по оплате и переписки с Н. Саранутой) были предоставлены Таможенному органу при производстве административного расследования, однако должной оценки не получили. По мнению заявителя, данные документы подтверждают как правильность указанных 30.12.2018 в ДТ данных о таможенной стоимости товаров, так и отсутствие самого события вменяемого Декларанту административного правонарушения (заявления недостоверных сведений). Заявитель считает, что Таможенным органом не приведено ни одного доказательства, опровергающего указанные в этих документах сведения о таможенной стоимости товаров (8 790 232,08 руб. с учетом стоимости транспортировки) или свидетельствующего о недостоверности данных документов. Более того, вынося 11.01.2019 решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, на основании инвойса № 8529766 от 28.12.2018, предоставленного перевозчиком, с указанием общей стоимости товаров с учетом транспортировки в сумме 8 922 451,88 руб. (с учетом цены товаров 8 622 325,56 руб. и суммы транспортных расходов 300 126,32 руб.), а затем при производстве административного расследования по делу, составлении Протокола об административном правонарушении и вынося обжалуемое Постановление, Таможенный орган не привел ни одного доказательства, свидетельствующего о достоверности указанных в данном инвойсе сведений, и не предпринял никаких мер к получению таких доказательств. Представленный перевозчиком инвойс оформлен, по утверждению Таможенного органа, 28.12.2018. В то же время сведения о таможенной стоимости товаров получены Декларантом из информационной системы продавца товаров позднее - 30.12.2018 при подаче ДТ. И данные сведения также позднее подтверждены оригиналом инвойса, полученного 09.01.2019 Декларантом от продавца, и сообщением 11.02.2019 специалиста логистической службы продавца Н. Саранутой. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии сомнений в достоверности сведений, указанных в инвойсе, предоставленном перевозчиком. Кроме того, заявитель считает, что его действия 10.01.2019 после поступления в его адрес товаров по ДТ с документами, содержащими иные (чем указано в ДТ) сведения о стоимости товаров, также исключают административную ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В соответствии с п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 утвержден «Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары» (далее по тексту - Порядок). В соответствии с п. 5 Порядка внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по инициативе декларанта до выпуска товаров осуществляется при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС. В этих случаях согласно п. 6 Порядка для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товаров декларант представляет в таможенный орган, зарегистрировавший ДТ, обращение, которым является КДТ. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС и п.п. 5-6 Порядка Декларант направил в Таможенный орган обращение в виде заполненной КДТ для изменения до выпуска товаров сведений, заявленных в ДТ (в части указанной таможенной стоимости), и документы, подтверждающие обоснованность таких изменений. До этого момента Таможенный орган запросов о предоставлении документов Декларанту не направлял. Ссылка Таможенного органа в оспариваемом Постановлении о направлении Декларанту 30.12.2018 в 09.31 запроса о предоставлении электронных документов из архива декларанта (л. 2 Постановления) или запроса о предоставлении документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ (л. 7 Постановления) не подтверждается данными, указанными в Журнале (Декларант такой запрос 30.12.2018 не получал). В то же время, по мнению заявителя, следует учитывать, что документы, подтверждающие заявленные в ДТ сведения, в электронном виде предварительно были размещены Декларантом в электронном архиве документов декларанта, находящемся в ЕАИС таможенных органов, до подачи ДТ в Таможенный орган (как это было указано выше). В соответствии с п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, могут быть получены таможенными органами из электронного архива документов декларанта. Обращение в электронный архив документов декларанта в целях получения документов, сведения о которых заявлены в декларации на товары, не является запросом документов у декларанта в соответствии с п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС. Таким образом, Декларант с соблюдением установленных ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС и п.п. 5-6 Порядка требований 10.01.2019 в 14.21 направил в Таможенный орган обращение об изменении заявленных в ДТ сведений. По мнению заявителя, предусмотренная ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС возможность внесения изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, по инициативе декларанта до выпуска товаров, при соблюдении указанных в ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС ограничений, исключает как само событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, так и административную ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП. А действия декларанта в соответствии с ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС по подаче в таможенный орган обращения о разрешении внесения изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, по инициативе декларанта до выпуска товаров, при соблюдении указанных в ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС ограничений, не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и также исключают административную ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП. Заинтересованное лицо в обоснование законности оспариваемого постановления и представления ссылается на следующие обстоятельства. При несоблюдении положений пунктов 3-6 Порядка таможенный орган в срок, не превышающий сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС, отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, путем оформления отказа в регистрации КДТ с указанием причин, даты и времени отказа (пункт 10 Порядка). Приволжским таможенным постом (центром электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - ЦЭД Приволжской электронной таможни) обоснованно отказал во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10418010/301218/0064637, в связи с ненадлежащим заполнением КДТ, без наличия обстоятельств установленных пунктом Г статьи 112 ТК ЕАЭС основываясь на нормах права Евразийского экономического союза. Заинтересованное лицо отклоняет довод Общества о том, что оригинал инвойса № 8529766 от 28.12.2018 с подписью и штампом продавца на сумму 8 790 232,08 рублей не был представлен таможенному органу при осуществлении таможенного контроля с 10.01.2019 по 12.01.2019 в связи с тем, что оригинал инвойса находился в финансовом подразделении ПАО «Автоваз», что не может быть оценено судом как обстоятельство, препятствующее его представлению в таможенный орган, так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 4, пунктами 1, 2 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить у декларанта коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, которые должны быть представлены в пределах сроков выпуска товара установленных статьей 119 ТК ЕАЭС, в этой связи ПАО «Автоваз» не были предприняты все зависящие от него меры по розыску оригинала инвойса № 8529766 от 28.12.2018 на сумму 8 790 232,08 рублей и представлению его таможенному органу. В соответствии со статьей 9.3 Контракта о поставке деталей и компонентов от 25.04.2012 № 250/00232934/00002, с учетом изменений внесенных дополнительным соглашением № 4 от 18.04.2015, продавец в течение одного рабочего дня после отгрузки товара прилагает максимальные усилия, чтобы направить сведения в электронном виде о товарах, транспортных средствах, транспортных расходах, таре и многоразовой таре в формате XML. Такие сведения предоставляются в объеме и в виде, установленными Покупателем. Также для таможенных целей направляются в электронном виде (сканы или файлы) следующие документы: упаковочный лист; инвойс; полная экспортная ГТД; спецификация к счету (инвойсу); счет-проформа (для многоразовой упаковки); TIR; товаро-транспортная накладная; международная автомобильная накладная CMR (при доставке автомобильным транспортом); международная железнодорожная накладная (при доставке железнодорожным транспортом); авиагрузовая накладная (при доставке воздушным транспортом). Как следует из материалов дела, инвойс, поступивший вместе с грузом, CMR и другие товаросопроводительные документы были оформлены на бумажных носителях 28.12.2018, что позволило перевозчику при открытии таможенной процедуры таможенного транзита 30.12.2018 правильно заявить сведения о валюте и общей стоимости по счету в транзитной декларации №11216417/301218/0323258. Таким образом, у декларанта ПАО «Автоваз» была возможность до подачи ДТ (до 30.12.2018) запросить у продавца (грузоотправителя) сканированные копии товаросопроводительных документов, оформленных при отгрузке товаров 28.12.2018. При этом, по мнению заинтересованного лица, Общество располагало всеми необходимыми техническими средствами, а также достаточной квалификацией работника ПАО «Автоваз», то есть имело реальную возможность заявить достоверные сведения о таможенной стоимости декларируемого товара. Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют, о том, что Общество не отнеслось внимательно к обязанности по соблюдению правил и норм, установленных ТК ЕАЭС с достаточным уровнем осторожности, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения обязанности по достоверному таможенному декларированию товаров. Суд считает доводы заинтересованного лица несостоятельными по следующим основаниям. Исходя из положений пунктов 6, 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Таможенное декларирование в силу п. 3 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) осуществляется в электронной форме. В силу п. п. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о цене товаров и об их таможенной стоимости. В соответствии с п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Согласно п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы. Вне зависимости от положений абзаца первого настоящего пункта по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа до выпуска товаров допускается изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, если такие изменения (дополнения) связаны с изменением сведений о месте нахождения декларируемых товаров либо с исправлением опечаток или грамматических ошибок, которые не влияют на выпуск товаров. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" (п. 9) частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре. Заявитель в соответствии с требованиями п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС и п.п. 5-6 Порядка направил в Таможенный орган обращение в виде заполненной КДТ для изменения до выпуска товаров сведений, заявленных в ДТ (в части указанной таможенной стоимости), и документы, подтверждающие обоснованность таких изменений. До этого момента Таможенный орган запросов о предоставлении документов Декларанту не направлял. Согласно разъяснениям, данным Федеральной таможенной службой России (далее - ФТС России) в письме от 01.02.2012 N 1812/04655, при решении вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, связанных с заявлением недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, таможенным органам необходимо руководствоваться прежней позицией, изложенной в письмах ФТС России от 02.10.2009 N 18-12/46839 "О возбуждении дел об административном правонарушении в связи с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров", от 05.07.2006 N 0106/23437 "О возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости", в соответствии с которыми само по себе заявление неверных сведений о таможенной стоимости товаров не образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП России, за исключением случаев, если это сопряжено с указанием недостоверных сведений о товарах или сведений, на основании которых определена их таможенная стоимость, либо представлением недействительных документов. В соответствии с п. 27 "Обзора судебной практики Верховного СуДа Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям -неуплате таможенных пошлин. Указанных последствий допущенная декларантом ошибка в ДТ № 10418010/301218/0064637 не повлекла. Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 по делу А72-20262/2018. В силу статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. При вынесении 06.03.2019 в отношении ПАО «АВТОВАЗ» постановление о назначении административного наказания, Таможенный орган не доказал недостоверность заявленных в ДТ сведений о таможенной стоимости товаров; не установил достоверность сведений о таможенной стоимости товаров в предоставленном перевозчиком инвойсе; не истребовал и не (у получил ни одного доказательства, подтверждающего вину Декларанта в совершении административного правонарушения (опрос перевозчика, опрос продавца, опрос сотрудников Таможенного органа, оформлявших 30.12.2018 ДТ); не применил подлежащий применению закон (ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС). На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях АО «АВТОВАЗ» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, что исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению, а вынесенное Приволжской электронной таможней постановление от 06.03.2019 по делу об административном правонарушении №10418000-008/2019 признанию незаконным и отмене. По результатам проведенного административного расследования по, делу № 10418000-008/2019 Таможенным органом также в порядке ст. 29.13 КоАП РФ в адрес ПАО «АВТОВАЗ» вынесено 07.03.2019 представление № 04-01-08/02004 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ. В Представлении Таможенного органа указано, что причинами совершения административного правонарушения является ненадлежащее исполнение Декларантом и его должностными лицами требований статей 38 и 39 ТК ЕАЭС, а правонарушение произошло вследствие неполного принятия соответствующих мер, необходимых для соблюдения таможенного законодательства. Таможенный орган предложил рассмотреть Представление с целью недопущения впредь нарушения действующего законодательства и в месячный срок со дня получения сообщить в Таможенный орган о результатах его рассмотрения с указанием конкретных мер, принятых с целью недопущения нарушений законодательства. Согласно пунктов 9 и 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. В силу пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров. Предусмотренное ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ представление выносится по обстоятельствам, относящимся к нарушению требований законодательства, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, в отношении лица, его совершившего и доказанности всех элементов состава правонарушения. При подаче 30.12.2018 ДТ сведения о таможенной стоимости товаров (общая стоимость товаров с учетом транспортировки 8 790 232,08 руб.), указанные ПАО «АВТОВАЗ», в соответствии со ст. 38 ТК ЕАЭС были основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, содержавшейся в информационной системе продавца и соответствуют информации, указанной в поступившем Декларанту оригинале инвойса № 8529766 от 28.12.2018, в котором также указана как общая стоимость товаров с учетом транспортировки 8 790 232,08 руб., так и цена товаров 8 622 325,56 руб. и сумма транспортных расходов 167 906,52 руб. При этом указанная в ДТ таможенная стоимость товаров в соответствии с требованиями ст.ст. 39 и 40 ЕАЭС определена по методу сделки с ними с включением в таможенную стоимость в том числе и стоимости транспортных расходов. Суд полагает, что ПАО «АВТОВАЗ» при подаче 30.12.2018 ДТ были приняты все необходимые меры по соблюдению норм действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза (в т.ч. требований ст.ст. 38-39 ТК ЕАЭС) и Российской Федерации, в связи с чем, в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, как отсутствует и само событие административного правонарушения. Доказательств обратного в материалах административного дела, в протоколе об административном правонарушении от 22.02.2019 и в постановлении от 06.03.2019 о назначении административного наказания не приведено. Таким образом, оспариваемое Представление не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы ПАО «АВТОВАЗ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на ПАО «АВТОВАЗ» обязанности, в связи с чем, подлежит признанию недействительным. По правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается. | |||||||
Руководствуясь ст.ст.167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Приволжской электронной таможни от 06.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10418000-008/2019 и привлечении ПАО «АвтоВАЗ» (адрес места нахождения: 445024, <...>; ОГРН <***> ИНН <***>) к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 15 479 руб. 00 коп. Признать недействительным представление Приволжской электронной таможни от 07.03.2019 № 04-01-08/02004 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | В.В. Мехедова | |||||