ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-8056/05 от 23.03.2007 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

                             443045,  г.Самара,  ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

 РЕШЕНИЕ

(Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2007 года)

марта 2007 года

Дело № А55-8056/2005

Судья Арбитражного суда Самарской области Кулешова Л.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  - Полиной М.А.

рассмотрев в судебном заседании  марта 2007 года дело по иску, заявлению

Военного комиссариата Самарской области,443010, Самарская область, Самара, Чапаевская,121

к Самарской Губернской Думе, Комитету по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы, Министерству управления финансами Самарской области,    администрации г.о. Самара, мэрии г. Тольятти, администрации г.о.Сызрани   

о  взыскании 1 348 977 руб. 22 коп

при участии в заседании

от истца, заявителя – предст. Сироченко Е.А. /дов. от 22.01.07г./; предст. Бутковой Н.И. /дов.в деле/; предст. Александрова И.Ф. /дов. в деле/;

 от Думы, от Комитета:предст. Порученкой В.Н. /дов. от 05.01.07 г./;

от Мин. Упр.фин. не яв; извещен;                                           

от адм. г. Самары: предст.  Боева В.Н. /дов. от 14.11.06 г./;         

от мэрии: предст. Евницкого А.Н. /дов. от 21.12.06 г./; 

от адм. Г.о.Сызрань: предст. Кавказьевой И.В. /дов. от 26.09.06 г./;

установил:

Военный комиссариат Самарской области обратился с заявлением, с учётом уточнения, о взыскании с Министерства управления финансами Самарской области задолженности по оплате за потреблённые заявителем в 2003-2004 г.г.:

 электроэнергию в сумме 493 685 руб.; теплоэнергию в сумме 382 869 руб.;

 услуги по отпуску питьевой воды и приёму сточных вод в сумме 19 127 руб.;

  услуги по содержанию помещений в сумме 12 724 руб.;

услуги связи в сумме 38 841 руб.;

о взыскании с администрации  г. Самары задолженности по оплате  коммунальных услуг за 2003-2004 г. на содержание военных комиссариатов г. Самары в сумме  1 184 518 руб., и за  услуги  связи в сумме 8 451 руб.;

о взыскании с администрации г. Тольятти задолженности по оплате коммунальных   услуг за 2003-2004 г. на содержание военных комиссариатов г. Тольятти в  сумме 540858 руб., и за услуги связи в сумме 49 395  руб.;

о взыскании с администрации г. Сызрани  задолженности по оплате коммунальных услуг за 2003-2004 г. на содержание Объединённого военного комиссариата г. Сызрани в сумме 697 816 руб., и за  услуги связи в сумме 45 212 руб.

          Министерство управления финансами Самарской области в своём отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что   заявителем не доказаны те обстоятельства, на которые он сослался, как на основание своих требований.

          Кроме того, выделенные министерством в 2003-2004 годах денежные средства в виде финансовой помощи военному комиссариату Самарской области полностью покрывают размер коммунальных услуг, оказанных данному военному комиссариату.

         Так, за 2004 г. оплата услуг связи составила 881 037, 95 руб.;  за содержание помещения оплачено 34 992,98 руб.; поставка тёпловой энергии оплачена на сумму 120 670, 27 руб.; электроэнергия оплачена на сумму 216 717, 75 руб.; услуги  по отпуску воды оплачены в сумме  6 400 руб. Прочие расходы по содержанию заявителя, в том числе по г. Сызрани, оплачены в сумме 435 441,98 руб.

         Администрация г. Самары  в отзыве также просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что заявителем не представлены доказательства понесённых расходов на сумму 1 192 969 руб. и обязанности муниципалитета по оплате этих расходов, в том числе,  на коммунальные услуги и услуги связи. Кроме того, из актов сверок следует, что договоры поставки названных услуг заключались комиссариатами и поставщиками без участия муниципального образования.

         Мэрия г. Тольятти в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленного к ней требования в связи с тем, что согласно ст. 7 Бюджетного кодекса России установление и исполнение расходных обязательств России является  бюджетным полномочием федеральных органов государственной власти.

         Администрация г. Сызрани заявление не признала по тем основаниям, что отсутствует порядок  финансирования военных комиссариатов,  в связи с чем средства на оплату коммунальных услуг Объединенному военному комиссариату г. Сызрани в бюджете г. Сызрани не закладывались. Кроме того, помещение,  занимаемое данным комиссариатом,  в реестре муниципальной собственности г. Сызрани не значится, как памятник историко-культурного наследия  федерального значения.

          Решением суда от 27.01.06 г. в удовлетворении иска отказано. При этом суд исходил из того, что     в соответствии со ст. 85 БК России (в редакции, действовавшей в период 2003-2004 г.г.), в законодательных и иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается  из средств бюджетов различных уровней, должно быть установлено разграничение расходных полномочий. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет. Порядок согласования распределения и закрепления расходов,  совместно финансируемых из бюджетов субъектов России и бюджетов муниципальных образований  определяется исполнительным органом государственной власти субъекта России. Отсутствие  указанного правового акта, являлось основанием для отказа в финансировании указанных  расходов за счёт средств бюджетов Самары, Тольятти, Сызрани.       

          Постановлением ФАС Поволжского округа  от  01.11.06 г. названный судебный акт отменен и дело направлено на новое рассмотрение. При этом в постановлении указано на необходимость  исследования следующих обстоятельств: каким образом и в каком объеме учитывались соответствующие расходы истца на коммунальные услуги в период 2003-2004 г.г. при  принятии федерального, регионального и местных бюджетов, были ли профинансированы и в каком размере указанные расходы на коммунальные услуги в указанный период и при необходимости решить вопрос о привлечении к участию в деле новых лиц.

        Заявитель представил заявление об уточнении исковых требований № 261 от 27.02.07 г. , которое по-сути является заявлением об уменьшении цены иска. Поскольку данное заявление сделано истцом в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 46 АПК РФ, заявление следует удовлетворить. Считать цену иска равной 1 348 978 руб. 12 коп., в т.ч. к Министерству управления финансами Самарской области в размере 150 283  руб. 47 коп., к администрации г.о. Самара 506 701 руб. 90 коп., к администрации г.Тольятти 691 992 руб. 75 коп. В отношении требований к администрации г.о. Сызрани истец заявил отказ от иска. Поскольку данное заявление не противоречит закону и не ущемляет прав и законных интересов иных лиц,  отказ от иска следует принять и производство по делу в этой части прекратить.

       Рассмотрев материалы дела, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

     Согласно ст. 7 ФЗ «Об обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции:

-  организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;

-  организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

-  обеспечивают потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны;

 - координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления;

  Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   В соответствии со ст. 4 названного Федерального Закона Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы, положения  о военных комиссариатах.

             Указом Президента России от 15.10.1999 г. № 1372 утверждено Положение о  военных комиссариатах, пунктом 20 которого  на органы исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, а также органы местного самоуправления возложена обязанность по выделению денежных средств на содержание зданий и помещений,  занимаемых военными комиссариатами,  оплату коммунальных услуг,  услуг связи. При этом в силу п. 2 названного Положения военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов на территории которых они находятся. В свою очередь Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ (пункты 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082).

              Истец  в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в 2002-2004 г.г. в нарушение данных нормативных актов не осуществлялось должным образом финансирование военных  комиссариатов, расположенных на территории Самарской области и в городах Тольятти и Самаре.

 Как следует из материалов дела  в Законе Самарской области  «Об исполнении областного бюджета на 2003 год»  в бюджете на соответствующий год для военного комиссариата Самарской области как прямого получателя  средств были запланированы расходы в размере 17 358 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2004 г. исполнение составило 100%. ( т. 2 л.д.104). В 2004 году было запланировано соответственно 25 611 тыс. руб., фактическое исполнение составило 26 195 тыс. руб. или 102,3% (т. 2  л.д. 105). На 2002 год в бюджете субъекта были запланированы расходы в размере  15 365 тыс. руб. , фактическое исполнение составило 100%. ( т. 2 л.д. 132). При этом в расходной части сумма расходов не  расписана по статьям,   В отзыве на заявление Министерство управлении финансами Самарской области представило соответствующую  разбивку по статьям расходов (т. 2 л.д. 26), а также представил справки о ежемесячном финансировании военного комиссариата Самарской области за 2003-2004 г.г. ( т. 2 л.д.32-70, а также платежные поручения о перечислении соответствующих средств ( т. 2 л.д. 71-103).  При этом согласно справки, представленной истцом, в 2003 году финансирование по коммунальным услугам составило 4 269 000 руб. 00 коп., фактические расходы составила 5 770 029 руб.00 коп., разница составляет 1 501 029 руб.00 коп.. Соответственно в 2004 году эти показатели составляли 4 350 000 руб.00 коп. и 7 622 928 руб.00 коп., т.е.расхождение 4 773 957 руб.00 коп. ( т. 1 л.д. 17). Размер бюджетного финансирования подтверждается также уведомлениями о бюджетных ассигнованиях на 2003, 2004 г.г. ( т. 4 л.д. 16-18).    Истцом представлены также неоднократные обращения в адрес Губернатора  и Правительства Самарской области об оплате коммунальных услуг. ( т. 1 л.д. 18-36, т. 3 л.д.132-146).  Наличие задолженности по коммунальным платежам у военных комиссариатов Самарской области подтверждается также вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Самарской области об удовлетворении исковых требований поставщиков коммунальных услуг о взыскании задолженности общем размере 1 348 978 руб. 12 коп. ( т. 3 л.д.84-127).  

Таким образом, названные выше доказательства подтверждают наличие у Министерства управления финансами Самарской области г.Самара перед Военным комиссариатом Самарской области   обязательств по оплате задолженности по коммунальным платежам за 2002-2004.

Согласно ст. 162  Бюджетного кодекса Российской Федерации  получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Поскольку в бюджетах Самарской области на 2002-2004 г.г. в качестве получателя бюджетных средств был указан военный комиссариат Самарской области, в т.ч. применительно выделению денежных средств  на содержание зданий и помещений,  занимаемых военными комиссариатами,  оплату коммунальных услуг,  услуг связи, суд считает, что  иск  в части требований к  Министерству управления финансами Самарской области г.Самара подлежит удовлетворению в полном размере.

Доводы ответчика   об отсутствии законодательно определенного порядка согласования распределения и закрепления расходов совместно финансируемых из разных бюджетов со ссылками  на п. 5 ст. 85, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации  не могут быть признаны судом в качестве основания для отказа в иске. Как указано в постановлении ФАС Поволжского округа ( т. 3 л.д. 13) названные нормы следует применить с учетом их толкования, содержащегося в определении Конституционного Суда Российской Федерации  от 09.04.02 г. № 68-О. В названном определении указано на то, что п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации  направлен на упорядочение бюджетного процесса и дожжен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций ( в данном случае содержащих нежилые помещения) при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов. Как отмечено ранее, обязанность Министерства управления финансами Самарской области г.Самара как уполномоченного в данной сфере органа  исполнительной власти субъекта Российской  Федерации  по  выделению денежных средств на содержание зданий и помещений,  занимаемых военными комиссариатами,  оплату коммунальных услуг,  услуг связи прямо установлена Указом Президента Российской Федерации  от 15.10.1999 г. № 1372.  По этим же основаниям не могут быть приняты ссылки  ответчика на то, что в силу ст. 161, 225 БК РФ истец имел право заключать договоры только в рамках бюджетного финансирования., поскольку специфика деятельности истца, обусловлена интересами обороноспособности Российской Федерации.

Ссылки ответчика на недоказанность его вины расцениваются судом как несостоятельные, поскольку   требование о взыскании убытков не является предметом данного иска.  Также  не принимаются доводы ответчика о необходимости рассмотрения данного  дела по правилам, установленным главой 24 АПК РФ, в т.ч. соблюдения истцом срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку требование о признании незаконными каких-либо действий (бездействий) должностных лиц либо органов не является предметом данного иска, являющегося материальным. Следует также отметить, что оба эти довода являются взаимоисключающими.

Не могут быть признаны правомерными и ссылки ответчика на то, что в силу ст. 161, 225 БК РФ истец имел право заключать договоры только в рамках бюджетного финансирования.  

          Требования истца о взыскании денежных средств на    содержание зданий и помещений,  занимаемых военными комиссариатами,  оплату коммунальных услуг,  услуг связи, к администрации г.о. Самара в размере  506 701 руб. 90 коп., к администрации г.Тольятти в размере  691 992 руб. 75 коп  следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

           Как отмечено ранее, согласно   ст. 162  Бюджетного кодекса Российской Федерации  получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год В соответствии со ст. . 38  Бюджетного кодекса Российской Федерации  принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

         В бюджетах города Тольятти и г.о.  Самары(ранее г. Самары) получателями бюджетных средств указаны соответствующие районные (в городах) военные комиссариаты. Привлечение новых истцов либо замена истца на стадии судебного разбирательства   действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена.

        Расходы по госпошлине следует распределить между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований.  В силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ судебные расходы взысканию   не подлежат

                       Руководствуясь ст.110,167-170,176

                       Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

                                      РЕШИЛ:

          1. Иск удовлетворить частично. Взыскать с Министерства управления финансами Самарской области г.Самара в пользу Военного комиссариата Самарской области задолженность по оплате коммунальных услуг за 2002-2004 г.г. в размере 150 283 руб. 47 коп.

        В остальной части в иске отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г.Самара  в месячный срок с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области

Судья

/

Кулешова Л.В.