ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-82/2022 от 08.07.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2022 года

Дело №

А55-82/2022

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Плотниковой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания        Каныгиной К.Е.

рассмотрев в судебном заседании 05 июля 2022 года дело по исковому заявлению

публичного акционерного общества "Сбербанк" (ИНН <***> ОГРН <***>)

к 1. Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области" (ИНН <***> ОГРН <***>)

2. Российской Федерации в лице ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (ИНН <***> ОГРН <***>)

Третьи лица:

1. ФИО1

2. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА"

3. Министерство обороны Российской Федерации

о взыскании 59 181 руб. 21 коп.

при участии в заседании:

от истца – представитель ФИО2  (по доверенности 10.02.20);

от ответчика – 1 представитель ФИО3(по доверенности 27.12.21) ; 2- не явился, извещен;

от третьего лица – 3. представитель ФИО4 (по доверенности 01.01.22) ; 1, 2- не явились, извещены;

установил: ПАО «Сбербанк» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», в котором просит взыскать 59 181 руб. 21 коп. в счет компенсации расходов по выплате среднего заработка и страховых взносов за время нахождения работника на военных сборах.

Определением от 21.04.2022г. суд с согласия истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области»

Ответчик 1 представил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что военным комиссариатом Самарской области мероприятия, связанные с проведением учебных сборов в период с 22 июня 2021г. по 25 июля 2021г. не проводились. Обучение ФИО1 в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего профессионального образования является добровольной подготовкой к военной службе; а учебные сборы являются составляющей частью учебного процесса в период обучения на военной кафедре.

Ответчик 2 представил отзыв на исковое заявление, в котором считает себя ненадлежащим ответчиком и просит в удовлетворении исковых требований к нему отказать. Ответчик указывает, что компенсация расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов возложена на военные комиссариаты, как получателей соответствующих бюджетных средств. В соответствии со ст.161 БК РФ п.8 казенные учреждения самостоятельно выступают в суде в качестве истца и ответчика.

Третье лицо 1, ФИО1 представил пояснения на исковое заявление, в котором считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, указывая, что с 22.06.2021г. по 25.07.2021г. он проходил учебные сборы на базе войсковой части № 85927 в г.Энгельс в связи с чем был освобожден работодателем от выполнения работы с сохранением среднего заработка на время исполнения воинской обязанности.

Третьи лица 2, 3 отзывы на исковое заявление не представили.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика 1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители ответчика 2, третьих лиц 1, 3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, отзыве на иск, суд считает исковые требования  обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со справкой Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени Академика С.П.Королева» от 11.03.2022г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался в Самарском университете по основным образовательным программам Института информатика и кибернетики, форма обучения очная за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в период с 01.09.2017г. по 31.08.2021г.; зачислен приказом от 03.08.2017г., отчислен приказом от 29.06.2021г. в связи с окончанием обучения (л.д.60).

14.09.2018г. между Министерством обороны РФ в лице начальника военной кафедры при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева» полковника ФИО5 и гражданином ФИО1 был заключен договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов запаса либо программе военной подготовки солдат запаса на военной кафедре при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет им.академика С.П.Королева».

Договор подписан от имени Министерства обороны РФ начальником военной кафедры при Самарском университете полковником ФИО5

С 13.04.2021г. ФИО1 был принят на работу в ПАО «Сбербанк России» на должность ведущего специалиста, 7-А-О1 разряд в Секретариат Регионального сервисного центра Аппарата банка Территориальных банков.

Согласно дополнительному соглашению от 19.06.2021г. к трудовому договору с ФИО1 работнику с 01.07.2021г. установлен должностной оклад 40 600 руб., из которого работодатель удерживает и переводит по назначению налог на доходы физических лиц (л.д.25).

Согласно справке за подписью начальника военного учебного центра Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени Академика С.П.Королева» ФИО5 от 13.05.2021г. ФИО1  в соответствии с приказом Главнокомандующего Воздушно-космическими силами № 21ДСП от 25.01.2021г. на базе войсковой части 85927 (г.Энгельс) был привлечен на учебный сбор (стажировка) в период с 22.06.2021г. по 25.07.2021г. (л.д.11).

02.06.2021г. ФИО1 обратился с заявлением к Президенту, Председателю правления ПАО «Сбербанк» о предоставлении ему на время участия в комплексе мероприятий по подготовке граждан к военной службе (военные сборы) на 24 календарных дня с 22.06.2021г. по 25.07.2021г. (л.д.16).

02.06.2021г. Приказом ПАО «Сбербанк России» ФИО1 был освобожден от работы на период с 22.06.2021г. по 25.07.2021г. с сохранением места работы и среднего заработка на время исполнения государственных обязанностей в соответствии с законодательством о воинской обязанности (участие в военных сборах, мед.освидетельствование и т.п.) на основании ФЗ РФ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе, Постановления Правительства РФ от 29.05.2006г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», Извещения военкомата.

В соответствии с расчетным листком ФИО1 за время исполнения воинской обязанности был начислен заработок в размере 45 454,08 руб., и удержаны налоги и страховые взносы в общей сумме 13 727,13 руб. (л.д.17, 19).

Письмом от 07.09.2021г. ПАО «Сбербанк России» обратился к ФКУ «Военный комиссариат» Самарской области с просьбой о компенсации расходов на военные сборы в размере выплаченного ФИО1 денежного вознаграждения в размере 45 454,08 руб. и страховых взносов в бюджет в сумме 13 727,13 руб. (л.д.23).

Письмом от 27.09.2021г. счет на оплату на сумму 59 181,21 руб. ответчиком 1 возвращен истцу без исполнения, с указанием на то, что учебные сборы комиссариатом не проводились, повестки для призыва граждан не выписывались, учебные сборы являются составляющей частью учебного процесса в период обучения на военной кафедре (л.д.24).

В связи с неудовлетворением ответчиком требований в добровольном порядке истец обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит взыскать с Военного комиссариата Самарской области 59 181,21 руб. в счет компенсации расходов по выплате среднего заработка и страховых взносов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ-53), п. 4 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2006 года № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (далее – Постановление № 333), граждане, проходящие военные сборы, в том числе учебные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.

Пунктом 8 ст. 20 Закона о воинской обязанности установлено, что граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях 5 (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам

Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ-53 граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В силу ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Согласно п. 7 ст. 1 ФЗ-53 компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением ФЗ-53, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «а» п.25 Положения № 333 финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение)  за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Согласно п.26 Постановления № 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а"  пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата.

В силу п. 3 Постановления № 704, компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом д) пункта 8 Постановления № 333 обязанность компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, возлагается на военные комиссариаты.

Положением о военных комиссариатах (далее – Положение о военных комиссариатах), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года № 1609 установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

В соответствии с п.п.39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах к его основным задачам, в том числе, относится: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты обеспечиваются материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации (п. 23 Положения).

Таким образом, выплаты компенсаций расходов, связанных с проведением военных сборов, осуществляется непосредственно учреждением - военным комиссариатом, как получателем соответствующих бюджетных средств.

Денежные средства для организации мероприятий по проведению военных сборов, в том числе и по выплате компенсаций среднего заработка, выделяются ответчику из федерального бюджета и предусмотрены. Главным распорядителем для ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» по спорным расходам является ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области».

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Согласно ч.8, 9 ст.161 БК РФ казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на финансовые органы Министерства финансов возложено исполнение судебных актов по искам к РФ, субъекту или муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В свою очередь органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).

Таким образом, за счет казны подлежат удовлетворению требования, связанные с возмещением вреда. Как было указано выше, обязанность компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, возлагается непосредственно на военные комиссариаты. Таким образом, взыскание должно производиться непосредственно с казенного учреждения как получателя бюджетных средств.

В вышеназванном п.13 Постановления Пленума ВС РФ №13 указано, что имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.

Учитывая то, что с главного распорядителя бюджетных средств, в чьем ведении находится Военный комиссариат, денежные средства в соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.7 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению, а доказательства тому сторонами не представлено, принимая во внимание, что истец не просит взыскать компенсацию с ответчика 2 в субсидиарном порядке, о чем представитель истца прямо пояснил в судебном заседании, в иске к ответчику 2 следует отказать.

В связи с изложенным с ответчика 1, Военного комиссариата Самарской области подлежит взысканию компенсация в счет расходов истца по выплате среднего заработка и страховых взносов в сумме 59 181,21 руб.

Довод ответчика 1, о том, что учебные сборы, в которых принимал участие ФИО1, проводились не Военным комиссариатом, а непосредственно учебным заведением, судом отклоняются.

В соответствии с Положением от 14.03.2019г. Военный учебный центр имени Героя Советского Союза генерала ФИО6 при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева» действует в интересах Министерства обороны РФ и является структурным подразделением университета.

При этом согласно п.6 Положения Министерство обороны РФ совместно с высшим учебным заведением планирует и организует проведение учебных сборов, предусмотренных программой военной подготовки.

Учебные сборы в силу п.30 Положения являются составной частью военной подготовки, их продолжительность – 30 суток.

При этом Министерство обороны РФ определяет по согласованию с ректорами высших учебных заведений место проведения учебных сборов, осуществляет всестороннее обеспечение учебных сборов.

Самарский университет представляет в отдел военного комиссариата Самарской области по Октябрьскому, Куйбышевсскому, Ленинскому и Самарскому районам списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы.

Направление на учебные сборы производится отделами военного комиссариата Самарской области на основании планов проведения учебных сборов (п.п.31-33 Положения).

Согласно п.42 Положения обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны РФ для военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному министерству в федеральном бюджете.

При указанных обстоятельствах основания для отказа истцу в удовлетворении исковых требований у суда отсутствуют.

Расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на ответчика 1 согласно ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и взыскать в пользу истца в сумме 2367 руб.

Руководствуясь ст. 110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области" (ИНН <***> ОГРН <***>) удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" (ИНН <***> ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк" (ИНН <***> ОГРН <***>) - 59 181 (Пятьдесят девять тысяч сто восемьдесят один) рубль 21 копейку в счет компенсации расходов по выплате среднего заработка и страховых взносов, а также 2367  (Две тысячи триста шестьдесят семь) руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (ИНН <***> ОГРН <***>) отказать.

Решение  может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Н.Ю. Плотникова