ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-8594/08 от 01.08.2008 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

05 августа 2008 года

Дело №

А55-8594/2008

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 05 августа 2008 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баусовой С.И.

рассмотрев в судебном заседании 01 августа 2008 года

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Термопанель» г. Самара

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары

о признании недействительными решений налогового органа

при участии в заседании

  от истца, заявителя – представитель ФИО1 (по доверенности от 09.04.08г.), представитель ФИО2 (по доверенности от 09.04.08г.)

от ответчика, заинтересованного лица – представитель ФИО3 (по доверенности от 08.07.08г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Термопанель», с учетом уточнений (т.22 л.д.26), просит признать недействительными в полном объеме решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 533/11-14/532 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, ссылаясь на п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003г. № 71 и представленные как налоговому органу вместе с налоговой деклараций, так и суду, первичные документы, считает, что отсутствие ссылок в акте проверки и приложениях к нему на конкретные первичные документы, свидетельствующие о наличии и характере налоговых правонарушений, является основанием для отмены решения налогового органа в части, не подтвержденной такими документами (т.1 л.д.2-14).

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары считает оспариваемые решения законными и обоснованными, просит в удовлетворения заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение заявителем ст. 9 Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года № 129-ФЗ, п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, что отражено в отзыве на заявление (т.22 л.д.1-7).

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее по тексту – налоговый орган) по результатам камеральной налоговой проверки (акт от 20.03.08г. № 2087/11-24/183 – т. 1 л.д.54-59) на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007г. (т. 1 л.д.61-64) приняты: решение от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2 658 340 рублей, о начислении пени в размере 522 158,81 рублей, об уплате недоимки по НДС в сумме 13 291 700 рублей (т. 1 л.д.39-50, т.22 л.д. 9-20) и решение от 21 апреля 2008г. № 533/11-14/532 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 386 828 рублей (т.1 л.д.51-52).

Как следует из содержания оспариваемого решения от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/, основанием для уплаты недоимки и как следствие – для начисления пени и штрафа налоговый орган указывает составление представленных для проверки накладных по форме № ТОРГ-12 с нарушением статьи 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года № 129-ФЗ; заполнение представленных счетов-фактур с нарушением требований п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.43-44, т.22 л.д.13-14).

Тогда как оспариваемое решение от 21 апреля 2008г. № 533/11-14/532 содержит ссылку на представленные заявителем с декларацией документы и решение от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ (т.1 л.д.51).

Однако ни в акте камеральной налоговой проверки от 20.03.08г. № 2087/11-24/183 (т. 1 л.д.54-59), ни в оспариваемом решении от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ (т. 1 л.д.39-50, т.22 л.д. 9-20) не указано, в каких именно накладных и какие именно реквизиты или числовые показатели заполнены с нарушением вышеназванных норм.

Акт камеральной налоговой проверки от 20.03.08г. № 2087/11-24/183 и оспариваемое решение от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ не содержат ссылок на первичные документы, в которых, по мнению налогового органа, допущены нарушения порядка их составления, с указанием номеров и дат их составления.

Поэтому ни из содержания акта камеральной налоговой проверки, ни из содержания оспариваемого решения налогоплательщику и арбитражному суду невозможно установить, в чем заключается нарушение требований пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации при оформлении тех счетов-фактур, по которым заявителем неправомерно применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в ноябре 2007 года, а также из суммирования каких показателей и в каких счетах-фактурах сложилась общая сумма завышенных сумм налоговых вычетов на 14 678 528 руб. (т.1 л.д.44, т. 22 л.д. 14).

В соответствии с п. 1, подп. 6) и 12) п. 3, п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки, в том числе, указываются: перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В соответствии с п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются, в частности, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Акт камеральной налоговой проверки от 20.03.08г. № 2087/11-24/183, оспариваемые решение от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 533/11-14/532 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, не соответствуют указанным выше требованиям законодательства о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах, заявитель не имел возможности представить конкретные возражения по акту камеральной налоговой проверки, а также определить необходимость внесения каких-либо исправлений в счета-фактуры и определить номера счетов-фактур, в которые требовалось внести исправления.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2003г. № 71, отсутствие указания на характер и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения, ссылок на первичные бухгалтерские документы и иные сведения, на которых основаны выводы налогового органа, лишает налогоплательщика возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав; не позволяет установить, какие конкретно факты были квалифицированы как налоговые правонарушения, определить их характер.

В соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Более того, как указано выше, решение от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ не соответствует требованиям п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в нем ссылок на первичные бухгалтерские документы, указанное обстоятельство согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2003г. № 71 является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2008г. по делу № А55-12170/2007; от 03 апреля 2007г. по делу № А12-13436/2006.

Доводы налогового органа о том, что поскольку ООО «Термопанель» в составе арендованных, а также собственных основных средств не имеет складских помещений для размещения в них приобретаемых базальтовых панелей, металлочерепицы, профнастила оцинкованного и не имеет физической возможности для оприходования покупаемых ТМЦ, и фактически отгрузка ТМЦ осуществляется в адрес конечного приобретателя со склада поставщика, то представленные для проверки накладные (по форме № ТОРГ-12), на основании которых осуществляется записи в бухгалтерском учете на приход ТМЦ и на их списание, составлены с нарушением ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.06г. № 129-ФЗ, не опровергают факта отсутствия в оспариваемом решении ссылок на первичные бухгалтерские документы и не уточняют содержание этих документов – товарных накладных и счетов-фактур.

Кроме того, в названном акте камеральной налоговой проверки (т.1 л.д.54-59) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки, отсутствует. Тогда как Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает обобщающей оценки материалов налоговой проверки. При этом в силу п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (в действовавшей редакции), счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Из материалов дела усматривается, что представленные как налоговому органу так и суду счета-фактуры, оформленные и выставленные ОАО «Термостепс-МТЛ», ООО Торговый дом «Термостепс» (т.4 л.д.147-150, т.5 л.д.1-15, 26-36, 45-60, 63-78, 84-105, 114-122, 127-150, т.6 л.д.1-8, 11-39, 44-52, 55-63, 65-72, 74-80, 84-105, 111-121, 128-136, 140-146, 149-150, т.7 л.д.1-19, 23-38, 44-61, 63-76, 79-90, 95-100, 105-135, 137-150, т.8 л.д.1-6) соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а документами в совокупности: счетами-фактурами (т.1 л.д.82-150, т.2 л.д. 1-149, т.3 л.д.1-150, т.4 л.д.1-106, 139-150, т. 5 л.д.1-150, т.6 л.д.1-150, т.7 л.д.1-150, т.8 л.д. 1-6), книгой продаж, (т. 1 л.д. 65-81), книгами покупок (т. 4 л.д. 107-138), товарными накладными, актами, спецификациями к актам, ведомостями, накладными, квитанциями, пояснительной запиской, карточками счета, платежными поручениями, договорами с дополнительными соглашениями, спецификациями, приложениями к ним, приказом о применении штампа на отгрузочных документах с перечнем должностных лиц, имеющих право подписи, приказами, доверенностями на подписание и заверение документов (т.8 л.д. 10-150, т.9 л.д.1-150, т.10 л.д.1-150, т.11 л.д.1-150, т.12 л.д.1-150, т. 13 л.д. 1-151, т.14 л.д.1-142, т.15 л.д.1-150, т.16 л.д.1-150, т.17 л.д.1-152, т.18 л.д.1-151, т.19 л.д. 1-51, 62-112, 115-150, т. 20 л.д.1-150, т.21 л.д.1-154, т.22) - опровергается вывод налогового органа о неправомерном применении заявителем налоговых вычетов.

Утвержденная Постановлением Госкомстата России «Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций» от 25 декабря 1998г. № 132 форма товарной накладной № ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания; второй - передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Довод налогового органа о неверном заполнении строк «грузополучатель» в товарных накладных по форме № ТОРГ-12 при поставке товаров предпри­ятиями ОАО «Термостепс-МТЛ», ООО Торговый дом «Термостепс» заявителю не соответствует действительности и законодательству Рос­сийской Федерации по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. ст. 454, 456, 458, 484, 509, 510, 513, 515 ГК РФ, в процессе передачи товара продавцом (поставщиком) товара покупателю товара могут участвовать как сами стороны договора купли-продажи (поставки) - продавец (поставщик) и покупатель, так и уполномоченные ими лица - грузоотправитель со стороны продавца (по­ставщика) и грузополучатель со стороны покупателя, товарная накладная по форме № ТОРГ-12 содержит в себе обязательные для заполнения строки «грузоотправитель», «грузополучатель», «поставщик» и «плательщик».

Заполнение строк «грузоотправитель», «грузополучатель», «постав­щик» и «плательщик» в товарной накладной по форме № ТОРГ-12 осуще­ствляется на основании того, какие организации конкретно и непосредст­венно участвуют в хозяйственной операции по передаче товара от продавца (поставщика) товара покупателю и ставят свои подписи на этой накладной.

В случае, если передачу товара покупателю (грузополучателю) и подписание накладной производит сам продавец (поставщик), то в строке «грузоотправитель» товарной накладной по форме № ТОРГ-12 указывают­ся реквизиты продавца (поставщика).

Тогда как, в случае, если передачу товара покупателю (грузополучателю) и подписание накладной производит не сам продавец (поставщик), а уполно­моченное им лицо (организация), то в строке «грузоотправитель» товарной накладной по форме № ТОРГ-12 указываются реквизиты этой уполномо­ченной организации.

Соответственно, в том случае, если принятие (получение, выборку) това­ра у продавца (поставщика) или грузоотправителя и подписание накладной производит сам покупатель, то в строке «грузополучатель» товарной на­кладной по форме № ТОРГ-12 указываются реквизиты покупателя.

В том случае, если принятие (получение, выборку) товара у продавца (поставщика) или грузоотправителя и подписание накладной производит не сам покупатель, а уполномоченное им лицо (организация), то в строке «гру­зополучатель» товарной накладной по форме № ТОРГ-12 указываются рек­визиты этой уполномоченной организации. При этом во всех случаях в графе «поставщик» товарной накладной по форме № ТОРГ-12 проставляются реквизиты продавца (поставщика), а в графе «плательщик» - реквизиты покупателя. Данные доводы заявителя суд считает обоснованным.

Принимая во внимание, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, принявшей оспариваемые решения, в порядке ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для их принятия, соблюдения им требований закона, суд делает вывод о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 533/11-14/532 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Таким образом, имеется нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемыми решениями.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 5323/11-14/ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 21 апреля 2008г. № 533/11-14/532 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району <...>, <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Термопанель», 443096, <...>, ИНН <***>, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова