АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
августа 2021 года | Дело № | А55-8599/2021 | |||||
Резолютивная часть решения суда оглашена 26 августа 2021 года. Решение суда в полном объеме изготовлено 30 августа 2021 года. | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Мехедовой В.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережным Ю.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 26 августа 2021 года дело, возбужденное по исковому заявлению | |||||||
Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, Самарская область | |||||||
к Самарскому областному Фонду жилья и ипотеки, г. Самара, Самарская область | |||||||
о возврате субсидии | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от истца – не явился, извещен; от ответчика - ФИО1, представитель по доверенности от 15.02.2021, | |||||||
Установил: Министерство социально-демографиеской и семейной политики Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать с ответчика в бюджет Самарской области 65 059 828,04 руб. средств областного бюджета, направленных СОФЖИ в 2016-2017 годах в соответствии с названными выше договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий на предоставление социальных выплат в рамках подпрограмм «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе путем оказания мер государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья», «Молодой семье - доступное жилье», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области до 2021 года». Определением суда от 06.04.2021 года заявление принято к производству суда. Истец явку представителя в суд не обеспечил, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал на основании, изложенном в отзыве. Дело рассмотрено согласно ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания. Как усматривается из материалов дела, между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) и Самарским областным фондом жилья и ипотеки (далее - СОФЖИ) в 2016-2017 годах были заключены договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на предоставление социальных выплат в рамках подпрограмм «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе путем оказания мер государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья», «Молодой семье - доступное жилье», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области до 2021 года» (далее -социальные выплаты). В ходе проверки во второй половине 2020 года государственной инспекцией финансового контроля Самарской области (далее - ФИСО) в части предоставления и использования СОФЖИ субсидий на предоставление социальных выплат были выявлены нарушения, допущенные СОФЖИ. Данные нарушения изложены в письме ФИСО от 03.11.2020 № ФИСО-23/697. Как следует из пункта 5 Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на предоставление государственных услуг по предоставлению гражданским служащим Самарской области, работникам органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, в том числе муниципальным служащим, государственных учреждений Самарской области и муниципальных учреждений муниципальных образований в Самарской области социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 08.07.2009 № 309 (далее - Порядок № 309), отчет об использовании полученной субсидии предоставляется СОФЖИ в министерство в порядке, сроки и по форме, определяемые министерством. Форма отчетности утверждена приложениями к соглашениям о предоставлении субсидии от 19.04.2016 № 108 (далее - соглашение № 108), от 01.06.2016 № 157 (далее - соглашение № 157), к договору от 19.05.2017 № 221 (далее - договор № 221). В соответствии с пунктом 4.2.2 соглашений № 108, № 157, договора № 221 отчет предоставляется в министерство ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде и на бумажном носителе. Однако отчетность на бумажном носителе по соглашениям № 108, № 157 за сентябрь; 2016 года направлена СОФЖИ в министерство с нарушением установленного срока (11.10.2016), отчетность на бумажном носителе по договору № 221 за май 2017 года направлена СОФЖИ в министерство с нарушением установленного срока (07.06.2017). Пунктом 4.2.2 договора № 221 установлено, что отчетность в электронном виде направляется на следующие адреса: matveevaon@socio.samregion.ru, ga@socio.samregion.ru. Как указывает истец фактически отчетность в электронном виде направлена на адрес электронной почты chernyshova@socio.samregion.ru. В соответствии с пунктом 10 Порядка № 309, пунктом 5.2 соглашений № 108, № 157, договора № 221 в случае нарушения условий представления отчетности субсидия подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения СОФЖИ письменного требования министерства. В связи с чем, истец просит вернуть в областной бюджет средства субсидии в сумме 23 670 676,93 р., предоставленные по соглашению № 108 (23 750 000 р. (сумма по соглашению № 108) - 79 323,07 р. (сумма неиспользованного остатка, возвращенного в областной бюджет в соответствии с платежным поручением № 5887 от 25.10.2017); в сумме 3 595 744,2 р., предоставленные по соглашению № 157 (в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2016 № 157/1) (4 981 355 р. (сумма по соглашению № 157) - 1 385 610,8 р. (сумма неиспользованного остатка, возвращенного в областной бюджет в соответствии с платежным поручением № 5888 от 25.10.2017); 460 763 р., предоставленные по договору № 221 (3 585 493 р. (сумма по договору № 221) - 3 124 730 р. (сумма неиспользованного остатка, возвращенного в областной бюджет в соответствии с платежным поручением №5886 от 25.10.2017). Как следует из пункта 5 Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на предоставление государственной услуги по предоставлению социальных выплат в виде компенсаций молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 41 (далее - Порядок № 41), отчет об использовании субсидии предоставляется СОФЖИ в министерство в порядке, сроки и по форме, определяемые министерством. Форма отчетности утверждена приложением к договору от 23.05.2016 № 115 (далее - договор № 115). В соответствии с пунктом 4.2.3 договора № 115 отчет предоставляется в министерство ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде на следующие адреса: matveevaon@socio.samregion.ru, hga@socio.samregion.ru, и на бумажном носителе. Как указывает истец фактически отчетность по договору № 115 на бумажном носителе за май и сентябрь 2016 года направлена СОФЖИ в министерство с нарушением установленного срока (08.07.2016 и 11.10.2016 соответственно). В электронном виде отчетность направлена на адрес электронной почты chernyshova@socio.samregion.ru. Учитывая, что в соответствии с Порядком № 41, пунктом 5.2 договора № 115 в случае нарушения условий предоставления отчетности, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного требования министерства, истец просит вернуть в областной бюджет средства субсидии в сумме 16 874 838,97 руб., предоставленные по договору № 115. В соответствии с пунктом 5 Порядка № 41 субсидии используются в сроки, установленные договором. Пунктом 4.2.5 договора от 24.04.2017 № 189 (далее - договор № 189) установлено, что срок освоения субсидии - 25.12.2017. Однако выплаты молодым семьям осуществлялись за пределами срока, установленного пунктом 4.2.5 договора № 189 (27.12.2017). Учитывая, что в соответствии с пунктом 5.2 договора № 189 в случае нарушения СОФЖИ условий, предусмотренных пунктом 4.2.5 договора № 189, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного требования министерства, истец также просит вернуть в областной бюджет средства субсидии в сумме 12 404 177,93 р., предоставленные по договору № 189 (в ред. дополнительного соглашения от 23.11.2017 № 189/1) (12 507 500 р. (сумма по договору № 189) - 103 322,07 р. (остаток бюджетного обязательства, на который не возникло денежное обязательство, так как субсидия перечислялась согласно представленной СОФЖИ справке о количестве заявлений молодых семей в размере 12 404 177,93 руб.). В соответствии с разделом 7 подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области» до 2022 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» До 2022 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 (далее - Подпрограмма), субсидии предоставляются специализированным организациям при соблюдении ими ряда условий, в том числе представлении в министерство отчета об использовании полученной субсидии в порядке, сроки и по форме, которые определяются министерством. Согласно пункту 4.2.3 договора от 04.04.2017 № 124 (далее - договор № 124) отчет об использовании полученной субсидии представляется СОФЖИ в министерство в электронном виде и на бумажном носителе ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Однако, как указывает истец, отчетность по договору № 124 за ноябрь 2017 года на бумажном носителе направлена с нарушением установленного срока (06.12.2017). Пунктом 4.2.5 договора № 124 установлено, что срок освоения субсидии -25.12.2017. Однако выплаты молодым учителям осуществлялись за пределами срока, установленного пунктом 4.2.5 договора № 124 (27.12.2017). Учитывая, что в соответствии с пунктом 5.2 договора № 124 в случае нарушения сроков представления отчетности, а также в случае нарушения СОФЖИ условий, предусмотренных пунктом 4.2.5 договора № 124, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения СОФЖИ письменного требования министерства, истец просит вернуть в областной бюджет средства субсидии в сумме 7 638 109 р., предоставленные по договору № 124 (7 736 600 руб. (сумма по договору № 124) - 98 491 р. (остаток бюджетного обязательства, на который не возникло денежное обязательство, так как субсидия перечислялась согласно представленной СОФЖИ информации о количестве заявлений молодых учителей в размере 7 638 109 руб.). В соответствии с пунктом 4.2.3 договора от 24.03.2017 № 81 (далее - договор № 81) отчет об использовании полученной субсидии представляется СОФЖИ в министерство в электронном виде и на бумажном носителе ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Однако отчетность по договору № 81 за ноябрь 2017 года на бумажном носителе направлена с нарушением установленного срока (06.12.2017). Учитывая, что в соответствии с пунктом 5.2 договора № 81 в случае нарушения сроков представления отчетности субсидия подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения СОФЖИ письменного требования министерства, просим вернуть в областной бюджет средства субсидии в сумме 415 518,01 руб., предоставленные по договору № 81 (440 000 руб. (сумма по договору № 81) - 24 481,99 руб. (сумма неиспользованного остатка, возвращенного в областной бюджет в соответствии с платежным поручением № 6645 от 27.12.2017). В целях досудебного урегулирования спора, министерством 20.01.2021 в адрес СОФЖИ была направлена претензия № 5-15/118 об обеспечении в месячный срок со дня получения требования возврата Самарской области в лице министерства Направленная претензия оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с иском. Рассмотрев материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Как установлено судом, СОФЖИ в рамках заключенных соглашений в Министерство были направлены отчеты в электронном виде в следующие сроки: - по Соглашению № 108 от 19.04.2016г. - 04.10.2016г.; - по Соглашению № 157 от 01.06.2016г. -04.10.2016г.; - по Договору № 221 от 19.05.2017г. - 02.06.2017г.; - по Договору № 115 от 23.05.2016г.- 01.06.2016г. (май 2016); - по Договору № 115 от 23.05.2016г.- 04.10.2016г. (за сентябрь 2016); - по Договору № 124 от 04.04.2016г.- 01.12.2017г.; - по Договору № 81 от 24.03.2017г.- 04.12.2017г. Министерство в своем исковом заявлении подтверждает получение им указанных отчетов в электронном виде в установленные соглашениями и договорами сроки. Из буквального толкования пунктов следует, что требование о предоставлении ежемесячного отчета, а именно не позднее 5-го числа месяца следующего за отчетным в электронном виде и на бумажном носителе является условием непосредственно связанным с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашений о предоставлении субсидий. По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение. Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ). В силу подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям. В связи с тем, что цели, для которых были предоставлены субсидии достигнуты отчеты в электронном виде были получены Министерством в надлежащее время и к их содержанию не было никаких замечаний со стороны Истца, суд считает, что предоставление отчетности на бумажном носителе с незначительным нарушением установленного соглашениями срока не может являться основанием для возврата всех предоставленных Ответчику субсидий. Кроме того истец в своих требованиях указывает, что пунктом 4.2.5. Договора № 189 от 24.04.2017г. и Договора № 124 от 04.04.2017г., установлено, что срок освоения субсидии - 25.12.2017г. Однако выплаты Фондом осуществлялись за пределами установленного срока, а именно 27.12.2017г. Как указывает ответчик 25.12.2017г., при загрузке Фондом платежных поручений через систему клиент – банк Сбербанка возникли ошибки и платежные поручения не загружались в систему. Причиной указанных ошибок было нестабильное соединение рабочей станции с локальной сетью Фонда и срок устранения неполадок составил 2 дня. Поскольку платежные поручения уже были внесены в систему клиент - банк Сбербанка платежи прошли 27.12.2017г. В соответствии с пунктом 4.2.6. Договора № 189 от 24.04.2017г. и Договора № 124 от 04.04.2017г. остаток субсидий не использованный в 2017г., подлежит возврату в областной бюджет до 29.12.2017г. В связи с тем что, по состоянию на 29.12.2017г., средства предоставленных субсидий по указанным договорам уже были направлены Фондом по целевому назначению и соответственно не подлежали возврату. Согласно позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу № А56-4672/2016, от 28.06.2018 № 303-ЭС18-8234 по делу № А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии. Таким образом, поскольку субсидии, предоставляются получателем на безвозмездной основе, при наличии факта целевого использования средств применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости, ответственности за нарушение обязательства. Кроме того, Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В связи с тем, что Министерство обратилось с исковым заявлением за пределами срока исковой давности, исковые требования удовлетворению не подлежат. Государственная пошлина распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ не подлежит, поскольку истец освобожден от её уплаты в силу закона. | |||||||
Руководствуясь ст.ст.110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | В.В. Мехедова | |||||