ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-8640/2023 от 08.12.2023 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2023 года

Дело №

А55-8640/2023

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2023 года

Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2023 года 

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочкуровым Н.А.

рассмотрев в судебном заседании     дело по иску, заявлению

Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к  Управлению  Федеральной антимонопольной  службы  по  Самарской области

с участием третьего лица – Общества с ограниченной ответственностью «ТОП ЛЕВЭЛ»

о признании незаконными решения и предписания

при участии в заседании

от заявителя – Плевако И.А. по доверенности от 30.11.2022

от ответчика – Самарина Ю.Ю. по доверенности от 23.10.2023

от третьего лица – Сучкова Е.А. по доверенности от 17.10.2023, Кузьмин Е.В. по доверенности от 17.10.2023

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Управлению  Федеральной антимонопольной  службы  по  Самарской области о признании решения и предписания от 09.01.2023 №063/07/3-1039/2022 недействительными.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Общество с ограниченной ответственностью «ТОП ЛЕВЭЛ».

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых актов.

Представитель третьего лица поддержал позицию антимонопольного органа.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 30 ноября 2023 года до 09 часов 30 минут 05 декабря 2023 года.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,   Административно-хозяйственным центром - структурным подразделением Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - ОАО «РЖД», Заказчик) проводился открытый конкурс среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1730/ОКЭ-КБШ/22 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории зданий.

Одним из участников указанного конкурса являлось Общество с ограниченной ответственностью «ТОП ЛЕВЭЛ». По итогам рассмотрения вторых частей заявок участников конкурса, ООО «ТОП ЛЕВЭЛ» было отказано в допуске в связи с тем, что его заявка содержала недостоверную информацию.   

 ООО «ТОП ЛЕВЭЛ» обратилось с жалобой в Управление  Федеральной антимонопольной  службы  по  Самарской области (далее – Самарское УФАС России), по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 09.01.2023 № 063/07/3-1039/2022 о признании жалобы обоснованной, а ОАО «РЖД» - нарушившим ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Также в адрес Административно-хозяйственного центра - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» вынесено предписание от 09.01.2023 № 063/07/3-1039/2022, в соответствии с которым предписано совершить ряд действий (мероприятий) в отношении закупки.

Вышеназванные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Как следует из части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что 25.10.2022 Заказчиком в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП ООО «РТС - тендер» https://www.rts-tender.ru/ размещено извещение о проведении Конкурса.

09.12.2022 Заказчиком были подписаны протокол рассмотрения вторых частей от 06.12.2022, а также итоговый протокол от 06.12.2022.

Как следует из Протокола рассмотрения вторых частей заявок №1730/ОКЭ-КБШ/22 от 06.09.2022, на участие в Конкурсе было подано 7 заявок, в том числе, заявка ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" (участник №3). По итогам рассмотрения заявок, ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" было отказано в допуске на основании пункта 3.9.5 документации о закупке в связи с представлением документов, предусмотренных подпунктом 2) приложения №1.4 к конкурсной документации, содержащими информацию, несоответствующую действительности, а именно: представлены сведения о квалифицированном персонале, согласия на обработку персональных данных, трудовые договора, содержащие сведения о недействительных паспортных данных лиц, с которыми заключены данные договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно Приложению №1.4 к Документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, иных документов, представленных в составе заявки, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии.

В целях подтверждение наличия персонала, имеющегося у участника и задействованного в оказании услуг по уборке помещений и/или прилегающих территорий, участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;

- копии действующих гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- согласие на обработку персональных данных.

ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" в составе заявки, в качестве подтверждения сведений о квалифицированном персонале представлена Форма сведений о квалифицированном персонале участника, содержащая сведения о ФИО, дате рождения, номерах ИНН,СНИЛС и трудовых договоров в отношении 53 сотрудников Заявителя, а также копии действующих трудовых договоров и согласия на обработку персональных данных, подписанные указанными сотрудниками.

Пунктом 3.9.10. Документации установлено, что Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организацией в сети Интернет.

При проверке сведений, содержащихся в трудовых договорах, согласиях на обработку персональных данных, было установлено, что в реквизитах трудовых договоров с Шейной О.М. (трудовой договор № 48 от 01.11.2016) и Ндзана Ндонго О.Н. (трудовой договор № 142 от 29.05.2019) указаны недействительные паспортные данные. Согласно данным официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России паспорта, указанные в договорах с 2 физическими лицами, имеют статус «Недействителен (изъят, уничтожен)». Согласно информационному письму Управления на транспорте МВД РФ по Приволжскому Федеральному округу от 25 ноября 2022г. №16/3-1756, паспортные данные гражданок Шейной О.М. (№ 3602 740901) и Ндзана Ндонго О.Н. (№5312 244733) утратили действительность с 4 июля 2020г. и с 30 июля 2019г. соответственно. Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что представленные ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" согласия сотрудников на обработку персональных данных являются недействительными, так как датированы 2011 г.

Из пояснений ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" следует, указанные сотрудники осуществили замену паспортов, в связи с достижением 45-летнего возраста, при этом своевременно не известив об этом Заявителя, в связи с чем в составе заявки представлены сведения, указанные при составлении трудовых договоров. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле копиями паспортов.

С учетом изложенного суд соглашается с позицией Самарского УФАС России и ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" о том, что на момент заключения трудовых договоров паспортные данные указанных сотрудников являлись достоверными. Перезаключение трудовых договоров в связи с изменением паспортных данных работника действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, содержащиеся в трудовых договорах паспортные данные не могут считаться недостоверной информацией.  

Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы ОАО «РЖД» о том, что недостоверные сведения содержались в согласиях на обработку персональных данных гражданок Шейной О.М. и Ндзана Ндонго О.Н. При этом суд исходит из следующего.

При организации и проведении закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное  распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 № 1481/р (далее - положение о закупке), конкурсной документацией.

ООО «ТОП ЛЕВЭЛ», реализуя свое право на участие в конкурсе, согласилось на условия проведения закупки, что подтверждается поданной на участие заявкой. При этом, подавая заявку, тот или иной участник соглашается с предложенным заказчиком порядком проведения конкурса в силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3.9.1 Документации конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Из требований пункта 3.9.5 Документации следует, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 3.9.9 Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям конкурсной документации.

В то же время пунктом 3.9.10 Документации предусмотрено, что Заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.

Таким образом, ОАО «РЖД» в силу установленного порядка проведения конкурса обладало правом проверки достоверности сведений участником закупки.

Согласно данным официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России паспорта, указанные в договорах с физическими лицами, имеют статус «Недействителен (изъят, уничтожен)».

Согласно информационному письму Управления на транспорте МВД РФ по Приволжскому Федеральному округу от 25 ноября 2022г. №16/3-1756, паспортные данные гражданок Шеиной О.М. (№ 3602 740901) и Ндзана Ндонго О.Н. (№5312 244733) утратили действительность с 4 июля 2020 г. и с 30 июля 2019 г. соответственно.

В силу статьи 21 Федерального Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных действует до достижения целей обработки таких данных. После достижения цели обработки персональных данных согласие должно быть уничтожено на протяжении одного месяца после того, как цель достигнута.

В рассматриваемом случае согласие на обработку персональных данных подается участником в составе заявки, а, следовательно, является частью этой заявки.

Из материалов дела и объяснений представителя ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" в ходе судебного разбирательства следует, что согласие на обработку персональных данных Шейной О.М. и Ндзана Ндонго О.Н. подготавливались сотрудниками ООО "ТОП ЛЕВЭЛ" непосредственно перед подачей заявки на участие в конкурсе в ноябре 2022 года. Таким образом, на момент оформления согласий,  Шейна О.М. и Ндзана Ндонго О.Н. имели паспорта Российской Федерации с иными данными, чем те, которые указаны в представленных в составе заявки согласиях на обработку персональных данных.

Доводы  ООО "ТОП ЛЕВЭЛ"  о том, что оно не имело информации о смене паспортных данных его работников в данному случае, суд считает необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что копии действующих паспортов были представлены ООО "ТОП ЛЕВЭЛ"  в ходе рассмотрения жалобы в Самарском УФАС России. Таким образом, суд полагает, что  при должной степени заботливости и осмотрительности  ООО "ТОП ЛЕВЭЛ"  имело возможность и должно было сформировать документы, являющиеся частью заявки на участие в конкурсе на основе достоверной информации.

Таким образом, участником ООО «ТОП ЛЕВЭЛ» предоставлены недостоверные документы в составе заявки.

В соответствии с п. 3.9.4.1 конкурсной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

При этом в случае принятия решения об участии в закупке, участник связывает себя порядком проведения закупки, который предусмотрен закупочной документацией и применяется в равной степени ко всем участникам закупки.

Подавая заявку на участие в Конкурсе, ООО «ТОП ЛЕВЭЛ» ознакомилось с условиями документации и согласилось с тем, что результаты рассмотрения заявок будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ОАО «РЖД» правомерно отклонило заявку ООО «ТОП ЛЕВЭЛ» в связи с чем, в его действиях отсутствуют нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупке ОАО «РЖД», закупочной документации.

Оценивая обстоятельства дела, суд полагает, что оспариваемые решение и предписание Самарского УФАС России противоречит вышеназванным нормам права и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на ответчика.  

Руководствуясь ст.ст. 110,167-170, 198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконными решение и предписание Управления  Федеральной антимонопольной  службы  по  Самарской области от 09.01.2023 №063/07/3-1039/2022.

Взыскать с Управления  Федеральной антимонопольной  службы  по  Самарской области в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходы по госпошлине в размере 3000 руб.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко