АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
05 июня 2013 года
Дело №
А55-8860/2013
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 июня 2013 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании 29 мая 2013 года, дело по заявлению
Прокурора <...>, <...>
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России", 131000, <...>
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Шарапова Л.Н.,
от заявителя – ФИО2, удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, доверенность 63 АА 1707807 от 25.02.2013;
Установил:
Прокурор города Самары обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" к административной ответственности в соответствии с частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2013 заявление принято к производству суда.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
31.05.2013 от лица, привлекаемого к административной ответственности, поступил отзыв на заявление с приложением материалов административного дела (вх.№ 58998), которые приобщены к материалам дела в порядке ст.ст. 75, 81 АПК РФ.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в предварительном судебном заседании факт совершения административного правонарушения признал.
Суд, в соответствии со ст. 137 АПК РФ, по согласованию с представителями сторон, явившимися в предварительное судебное заседание, решил вопрос о готовности дела, завершил предварительную подготовку дела и перешел к судебному разбирательству и рассмотрению дела по существу, что отражено в протоколе судебного заседания от 29.05.2013 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании ходатайствовал о применении судом минимальной санкции предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, заслушав представителей сторон, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой города Самары была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о лицензировании и законодательства о почтовой связи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах Федерации.
Согласно устава ФГУП «Почта России» является коммерческим предприятием (п. 1.3). Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результате его деятельности и получения прибыли (п.2.1). Для достижения целей и задач, указанных в п.2.1 устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке виды деятельности, в том числе оказание всех видов услуг почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
ФГУП «Почта России» является обладателем лицензии серии А025271 № 25577, выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации 11.04.2003 со сроком действия до 11.04.2013, вид деятельности - предоставление услуг почтовой связи.
Согласно условиям осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми постановлением Правительства РФ.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на:
внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации),
международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).
Согласно п. 12 в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и
доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его
расписки в получении;
б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) -
принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его
законному представителю) с его распиской в получении.
Пунктом 13 установлено, что к внутренним почтовым отправлениям относятся следующие виды и категории почтовых отправлений:
а) почтовые карточки (простые, заказные);
б) письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);
Сроки пересылки письменной корреспонденции регламентированы Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160.
Согласно п.1 Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день.
Согласно п.4 Нормативы частоты доставки письменной корреспонденции на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день.
В соответствии с п.6 контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня;
между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня.
Так, по поручению Прокуратуры города Самары прокуратурами районов в период с 01.03.2013 по 22.03.2013 проведены проверки соблюдения лицензионных требований, предусмотренных условиями осуществления деятельности.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары 21.03.2013 выявлены следующие нарушения:
почтовое отправление ГИБДД ГУМВД России по Самарской области в адрес ФИО4 (по адресу: <...>) № 44392359615429 принято в ОПС № 22 22.02.2013, поступило в ОПС № 17 26.02.2013. Согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России», указанное почтовое отправление принято 22.02.2013, поступило на обработку в МСЦ УОПо 25.02.2013 и только 26.02.2013 прибыло в ОПС №17 для вручения адресату;
почтовое отправление ГИБДД ГУМВД России по Самарской области в адрес ФИО5, проживающего по адресу: <...> принято в ОПС № 96 26.02.2013, поступило в ОПС №17 только 05.03.2013. Проверка показала, что данное почтовое отправление было принято в ОПС № 96 26.02.2013, поступило на обработку в МСЦ УОПо 04.03.2013 и 05.03.2013 прибыло в ОПС №17 для вручения почтового отправления адресату;
почтовое отправление № 44392359875656 ГИБДД ГУМВД России по Самарской области ФИО6 по адресу: <...>, принято в ОПС № 105 04.03.2013, в ОПС № 17 поступило только 09.03.2013. Установлено, что данное почтовое отправление принято в ОПС 26.02.2013, в МСЦ УОПо поступило на обработку лишь 04.03.2013, 05.03.2013 прибыло в ОПС № 17 для вручения с нарушением срока;
почтовое отправление ГИБДД ГУМВД России по Самарской области № 44392359788895, направленное в адрес ФИО7, проживающего по адресу: <...>, поступило в ОПС № 22 28.02.2013, принято ОПС № 17 05.03.2013. В рамках проведенной проверки было установлено, что почтовое отправление в адрес ФИО7 принято в ОПС 28.02.2013, в МСЦ УОПо поступило на обработку с нарушением предусмотренных законом сроков 04.03.2013, для вручения адресату прибыло в ОПС № 17 только 05.03.2013;
почтовое отправление ГИБДД ГУМВД России по Самарской области № 44392360100792, направленное ОАО «ГУОВ» по адресу: 5 пос. Киркомбината принято ОПС № ПО 07.03.2013, в ОПС № 17 поступило лишь 11.03.2013. При отслеживании движения почтовых отправлений выявлено, что данное почтовое отправление принято в ОПС № ПО 07.03.2013, для обработки в МСЦ УОПо поступило 10.03.2013 и 11.03.2013 прибыло в ОПС №17 для вручения адресату.
Прокуратурой Кировского района г. Самары 19.03.2013 при проверке
ОПС № 105 выявлено 2 письма № 44392360187342, № 44392360213379,
поступивших в отделение согласно выписки с сайта Почты России 11.03.2013. На
конвертах проставлен календарный штемпель, датированный 13.03.2013.
Опрошенная в прокуратуре Кировского района начальник ОПС № 105 ФИО8
Л.А. пояснила, что информацию на сайт о движении корреспонденции
выкладывают сотрудники отделения. 11.03.2013 данные письма поступили в их
отделение, а 13.03.2013 был сформирован список формы 103 - список внутренних
почтовых отправлений. Не соответствие даты поступления в ОПС № 105 писем -
11.03.2013 и даты, проставленной на календарном штемпеле - 13.03.2013,
согласно опросу ФИО8, связано с большим объемом обрабатываемой
корреспонденции, поступаемой в их отделение. Далее 14.03.2013 данные письма
были направлены в Самару МСЦ УОПо и лишь 18.03.2013 поступили в ОПС №
106 для доставки адресату, что подтверждается накладной № 4439666000273187,
представленной ОПС № 106.
Аналогичная ситуация сложилась с письмом №44392360203097, поступившим в ОПС № 105 11.03.2013 и доставленным через Самару МСЦ УОПо в ОПС № 114 лишь 18.03.2013. Таким образом, установлено нарушение двух дневных контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
Проверкой, проведенной прокуратурой Самарского района г. Самары
22.03.2013, установлено, что 23.12.2012 ОПС № 20 принято заказное письмо
44310552587213. В этот же день ОПС № 99 принято заказное письмо
44310552587183.
Однако в нарушение п. 4 Нормативов доставки почтовой корреспонденции заказное письмо 44310552587213 вручено председателю совета ФИО9 лишь 25.12.12, заказное письмо 44310552587183 вручено 24.12.12.
При проверке прокуратурой Ленинского района 20.03.2013 выявлено, что в ОПС №№ 10,100 выемка почтовой корреспонденции производится с нарушением срока выемки на 1 день.
В ходе проверки прокуратурой Красноглинского района изготовлены и 14.03.2013 отправлены контрольные письма на почтовые отделения связи №25 (443901 - п.Береза), №26 (443026 - п. Управленческий).
Установлено, что сбор указанной почтовой корреспонденции произведен реже 1 раза в день. Указанная письменная корреспонденция была получена адресатом, расположенным на территории г.о. Самара, с нарушением контрольного 2-х дневного срока, установленного нормативами, 18.03.2013.
В соответствии с п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал.
В нарушение указанной нормы в ОПС № 20 по ул. Ленинградская, 83, отсутствует книга предложений и заявлений.
Аналогичное нарушение выявлено прокуратурой Куйбышевского района г. Самары. Так, в ОПС № 101 на информационном стенде на видном и доступном для пользователей связи месте отсутствовали книга заявлений и предложений и Правила оказания услуг почтовой связи.
Прокуратурой Промышленного района 20.03.2013 выявлены нарушения принципа доступности и качества получения услуг почтовой связи, гарантированных ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
Установлено, что 15.02.2013 ОПС № 16 отказано ФИО10 и ФИО11 в принятии и отправке заказных писем в связи с незнанием оператором ОПС порядка приема и отправки заказных почтовых отправлений.
На основании статьи 34 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» ответственность операторов почтовой связи наступает за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Согласно подпункту «а» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В силу п. 57 вышеуказанных Правил операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Услуги почтовой связи отнесены к Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг и перечне лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 87 от 18.02.2005 (п.20).
Оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, является одним из лицензионных условий (п. 5 главы XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Прокурора города Самары старшим советником юстиции Шевцовым А.Ю. от 23.04.2013 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из отзыва ФГУП «Почта России» на заявление Прокурора:
за нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции к начальнику ОПС № 443105 ФИО8 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, что подтверждается приказом УФПС Самарской области - филиала ФГУП «Почта России» № 19-В от 08.04.2013г;
за нарушение п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006г. № 160 и п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 к начальнику ОПС № 443020 ФИО12 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, что подтверждается приказом УФПС Самарской области -филиала ФГУП «Почта России» № 27-В от 09.04.2013;
за нарушение контрольных сроков выемки письменной корреспонденции к начальнику ОПС № 443100 ФИО13 будет применено дисциплинарное взыскание;
за нарушение контрольных сроков выемки письменной корреспонденции к начальнику ОПС № 443010 ФИО14 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, что подтверждается приказом УФПС Самарской области - филиала ФГУП «Почта России» № 20-В от 21.05.2013;
за нарушение контрольных сроков выемки письменной корреспонденции к
начальнику ОПС № Береза ФИО15 применено дисциплинарное
взыскание в виде выговора, что подтверждается приказом УФПС Самарской
области - филиала ФГУП «Почта России» № 18-В от 22.03.2013;
за нарушение п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 к начальнику ОПС № 443101 ФИО16 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, что подтверждается приказом УФПС Самарской области -филиала ФГУП «Почта России» № 29-В от 28.03.2013.
по ОПС № 443026 нарушений положений Постановления
Правительства РФ от 24.03.2006г. № 160 допущено не было. Выемка писем
из почтового ящика № 549, размещенного в клиентском зале ОПС 443026
осуществляется по расписанию с понедельника по пятницу в 20.00, в субботу
- 18.00 Контрольное простое письмо было опущено 14.03.2013 в 12.35,
выемка из почтового ящика произведена 14.03.2013 в 21.00, о чем
свидетельствует оттиск календарного почтового штемпеля. Таким образом, 15.03.2013 в
07.00 ОПС № 443026 данное письмо отправлено в Самарский МСЦ с первой
отходящей почтой;
по ОПС № 443099 замедления в доставке заказного письма №
44310552587183, поступившего в ОПС № 443099 23.12.2012 на имя зам.
начальника СО отдел МВД России по Волжскому р-ну г. Самары по адресу г.
Самара, ул. Степана Разина, 27 допущено не было, так как 23.12.2012 - было
воскресенье, т.е. выходной день у организации - адресата. Соответственно,
доставка произведена в понедельник 24.12.2012;
Касаемо отказа 15.02.2013 в ОПС № 443016 ФИО10 и ФИО11 в принятии и отправке заказных писем, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, пояснил, что данное нарушение было допущено вновь принятым оператором - стажером без опыта работы, в связи с незнанием порядка приема и отправки заказных почтовых отправлений
Таким образом, факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 21.03.2013, сведениями с сайта Почты России (л.д. 21-24, 29-32, 37-38), контрольными письмами и фототаблицами (л.д. 39-53), списками почтовых отправлений (л.д. 93-95), а также другими материалами проверки.
Допущенное Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" правонарушение является длящимся, срок привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в деяниях учреждения имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, указанное нарушение имело место и материалами дела доказаны факты их совершения ФГУП "Почта России".
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Как указано в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении статьи 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Федеральным законом от 27.07.2010 года №239-ФЗ «О внесении изменений в кодекс об административных правонарушениях РФ» введена ответственность за данный вид правонарушения в виде предупреждения.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного учреждением административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в том числе принятие учреждением мер по недопущению аналогичных правонарушений в дальнейшем, привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, из материалов дела не усматривается, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 102, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" зарегистрированное за ОГРН <***>, ИНН <***> к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья
/
ФИО1