АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Самара
22 июля 2011 года
Дело №
А55-8942/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 22 июля 2011 года.
Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.
рассмотрев в судебном заседании 18 июля 2011 года
дело по заявлению Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Самарский электромеханический завод» г. Самара
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области
г. Самара
о признании недействительным решения налогового органа
при участии в заседании
от истца, заявителя – не явился
от ответчика, заинтересованного лица - представитель ФИО1 по доверенности от 25.05.2011 №04-06/08531
установил:
Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Самарский электромеханический завод» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области от 16.03.2011 года №994 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в части взыскания пени в сумме 815128 рублей 74 копейки, в сущности ссылаясь на начисление оспариваемой суммы пени на недоимку прошлых лет, на взыскание которой утрачена возможность в связи с истечением пресекательного срока (л.д.3-4).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области с заявлением не согласна, считает решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать, в сущности ссылаясь на соблюдение требований ст. 46, 75 НК РФ (л.д.30-32).
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Исходя из положений ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также - об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу положений ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области (далее – налоговый орган) в целях исполнения требования от 02.02.2011 года №1382 об уплате налога, сбора, пени, штрафа принято решение от 16.03.2011 года №994 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в пределах сумм, указанных в названном требовании, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных) пени – 819960,88 рублей (л.д.5).
Согласно требованию от 02.02.2011 года №1382 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, подлежат уплате пени - 819960,88 рублей, начисленные на недоимку по НДС с установленным сроком уплаты 21.01.2011 года в сумме 2340118 рублей (л.д.6).
Согласно представленным расчетам пени (л.д.8-10) на сумму недоимки, указанную в требовании - 2340118 рублей, начислены пени в размере 7858,90 рублей за период с 21.01.2011 года по 02.02.2011 года, на суммы недоимки – 2598487,06 рублей начислены пени в размере 4831,26 рублей за тот же период.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2011 года по делу №А55-3184/2011 признано недействительным положенное в основу взыскания требование от 02.02.2011 года №1382 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в части предложения уплатить пени в сумме 815128 рублей 62 копейки (л.д.25-26).
Налоговым органом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие сведения о сумме и дате образования недоимки, на которую начислена спорная сумма пени.
Тогда как ссылка налогового органа на неисполненную заявителем обязанность перед бюджетом по уплате НДС в размере 46965352,87 рублей со ссылкой на выписку из КРСБ и на задолженность заявителя по НДС в размере 38210033,20 рублей на 01.11.2010 года со ссылкой на фиксированное сальдо отклоняется судом, т.к. налоговым не доказана фактическая обязанность заявителя по уплате пени по НДСв спорном размере.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2007 года №8241/07, на основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области от 16.03.2011 года №994 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в части взыскания пени в сумме 815128 рублей 74 копейки.
Таким образом имеется нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением в указанной части и следует обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с заинтересованного лица в доход федерального бюджета, т.к. заявителю на уплату государственной пошлины судом предоставлена отсрочка.
Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области от 16.03.2011 года №994 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в части взыскания пени в сумме 815128 рублей 74 копейки - как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
И. К. Степанова