АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
января 2015 года | Дело № | А55-8961/2014 | |||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Плотниковой Н.Ю. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каныгиной К.Е., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 19-23 января 2015 года дело по иску | |||||||
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области 443010, Самарская область, Самара, ул. Красноармейская,21 | |||||||
к 1. Министерству имущественных отношений Самарской области 443068, Самарская область, Самара, ул. Скляренко, 20, 2. Департаменту управления имуществом г.о. Самара, 443010, <...> | |||||||
о признании права собственности | |||||||
третьи лица: 1. Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (443016, <...>); 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (443099, <...>); 3. Администрация г.о. Самары (443010, <...>); 4. Министерство управления финансами Самарской области (443006, <...>); 5. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (443006, <...>) 23. Федеральное государственное казенное учреждение «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области», 443096, <...> д.55 при участии в заседании: от истца - представитель ФИО18 (доверенность № 227 от 15.01.2014); от ответчиков – 1) не явился, извещен; от третьего лица 1 - представитель ФИО19 (доверенность от 28.05.2014); от третьего лица 23 – представитель ФИО20 (доверенность от 16.12.14 г.); от третьих лиц 2-22 – не явились (извещены) | |||||||
Установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: многоквартирный жилой дом, со встроенными нежилыми помещениями пожарного депо, расположенный по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул.Александра Матросова, д.153Б, Литера АА1А2, общей площадью 3 115,5 кв.м., с КН 63:01:0717002:0:15; и теплопункт, нежилое здание, расположенное по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул.Александра Матросова, д.153Б, Литер Б, общей площадью 99,8кв.м., с кадастровым номером 63:01:0717002:0:18. В обоснование заявленных требований истец указал, что указанные объекты недвижимого имущества построены за счет государственных инвестиций на 1994г. за счет средств бюджета области по коммунальному строительству. Строительство было окончено в 1995 году, и с этого времени объекты недвижимого имущества поставлены на балансовый учет и используются до настоящего времени Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области. Содержание имущества велось за счет средств государства через бухгалтерию пожарной службы. Объекты расположены на земельном участке, являющемся собственностью Российской Федерации. Согласно выписке из РФИ № 21722 от 24.11.2011г. данные объекты недвижимого имущества являются собственностью Российской Федерации. Ответчики 1 и 2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Третье лицо 1 - Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области представило отзыв на исковое заявление, в котором полагает, что необходимо признать право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Третьи лицо 5 - Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области представило ходатайство об исключении Министерства из числа третьих лиц и рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. По существу заявленных требований Министерство пояснило, что входит в перечень главных распорядителей средств областного бюджета только с 1 января 2006 года. В 1994г. Министерство не являлось главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем, какая-либо информация по строительству спорных объектов в Министерстве отсутствует. Третьи лица 2, 3, 4, 6-22 в судебное заседание не явились, отзывы на исковое заявление не представили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по известному месту нахождения и месту жительства. Третье лицо 23 – отзыв на исковое заявление не представило, после перерыва в судебное заседание не явилось. Арбитражный суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст.ст.123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и по имеющимся в деле материалам. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 16 апреля 1984г. УКСу Горисполкома г.Куйбышев был выдан Государственный Акт на право пользования землей, которым за указанным землепользователем закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 0,53 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства пожарного депо угол улиц: ФИО21 и Нагорной. Акт был выдан на основании Решения Горисполкома № 768 от 22.12.1983г. и зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за № 512 (т.1 л.д.10-13). Постановлением Главы Администрации Самарской области № 288 от 10.06.1994г. «О прогнозе социально-экономического развития Самарской области в 1994г.» были утверждены лимиты капитальных вложений на 1994 год за счет средств бюджета области и инвестиционного кредита (Приложение № 2 к Постановлению) (т.2 л.д.118-120). В материалы дела истцом представлена Выписка из приложения № 2. к Постановлению администрации области № 288 от 10.06.1994г. «Лимиты государственных инвестиций на 1994 год за счет средств бюджета области по коммунальному строительству», согласно которой Управлению капитального строительства Администрации г.Самары в 1991-1994гг на строительство Пожарного депо в Промышленном районе планировалось выделить 1 145 млн.руб. (т.1 л.д.97). Из материалов дела следует, что Распоряжением № 1105-р от 05.10.1995г. Главы г.Самара был утвержден акт приемочной комиссии, согласно которому решено принять от УКСа администрации города благоустройство Пождепо, входящего в состав магистральных инженерных сетей и благоустройства улиц Нагорной и ФИО21, выполненное АО «Спецстрой». Суд обращает внимание, что данным актом приемочной комиссии принят не сам объект недвижимости, а благоустройство пождепо, то есть, сети и т.п. При этом Комитету по управлению имуществом указано включить благоустройство Пождепо в состав магистральных инженерных сетей и благоустройства улиц Нагорной и Матросова в реестр муниципальной собственности и заключить договор на хозяйственное ведение с ОПО 29 УГПС УВД Самарской области. В соответствии с Извещением № 16 от 06.10.1995г. объект передан на баланс ОПО 29 УГПС УВД Самарской области (т.1 л.д.96). 18.01.1998г. Постановлением Главы г.Самара № 2 решено предоставить Управлению государственной противопожарной службы Самарской области в постоянное пользование земельный участок, фактически занимаемый пожарным депо и прилегающей территорией площадью 0,41538га и закрепить для санитарного содержания и благоустройства прилегающую территорию и площадью 2440 кв.м. по ул.ФИО21 153Б в Промышленном районе. Пунктом 4.1. данного Постановления начальнику Управлению государственной противопожарной службы предписано сдать государственный акт на право пользования земельным участком от 16.04.84г. № 512 (т.1 л.д.14). В преамбуле постановления указано, что земельный участок выделяется на основании акта государственной приемочной комиссии от 25 сентября 1995 года. Суд неоднократно предлагал истцу представить указанный акт, однако определения суда истцом не исполнены. Акт государственной приемочной комиссии от 25 сентября 1995 года, которым предположительно и было принято в эксплуатацию здание пождепо, в материалах дела не имеется и не может быть оценен судом. 11.03.1998 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары Управлению государственной противопожарной службы Самарской области выдано Свидетельство № 211775 о праве собственности на земельный участок, фактически занимаемый пожарным депо по ул.ФИО21, д.153б площадью 4153,8 кв.м. (т.1 л.д.28). 09 января 2001г. между Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области и Управлением государственной противопожарной службы был заключен договор № 1032 на использование недвижимого имущества федеральной собственности на правах оперативного управления. В соответствии с п.1.1. договора Департамент передал , а Управление приняло в оперативное управление нежилое здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: <...>, литер АА1А2Б общей площадью 3 215,3 кв.м. бессрочно для использования в целях пожарной части № 9 (т.1 л.д.91-92). Из решения суда общей юрисдикции (т.2 л.д.138) видно, что УГПС ГУВД Самарской области присоединено к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Самарской области.Судом также запрошены у истца документы о реорганизации службы гражданской обороны. Определение суда от 09.12.14 г. истцом не исполнено. В представленном договоре содержится характеристика нежилого помещения, приведенная из технического паспорта на здание № 48661 от 15.07.1999г. , в соответствии с которой: площадь здания Литер А,А1,А2 - 3 115,5 кв.м., площадь здания литер Б - 99,8кв.м. Нежилое здание литер АА1А2Б передано Управлению государственной противопожарной службы в оперативное управление по акту приема-передачи от 09.01.2001г. (т.1 л.д.90). Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 19 мая 2011 года №179-р прекращено право оперативного управления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области на теплопункт Пожарной части №9, площадью 107,3 кв.м. по ул.ФИО21, 153б, литера Б (т.3 л.д.10-12). Теплопункт передан на праве оперативного управления государственному учреждению «3 отряд федеральной противопожарной службы по Самарской области». Акты передачи и иные документы суду не представлены. Согласно выписке из реестра федерального имущества № 21772 от 24.11.2011г. Теплопункт пожарной части № 9 Литера Б, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 107,3 кв.м., является собственностью РФ на основании Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991г., правообладатель имущества – Государственное учреждение «3 отряд федеральной противопожарной службы по Самарской области» (т.1 л.д.32). Согласно выписке из реестра федерального имущества № 300/3 от 28.04.2012г. многоквартирный жилой дом, со встроенными нежилыми помещениями пожарного депо, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул.Ал.Матросова, д.153б, кадастровый номер 63:01:0717002:0:15 является собственностью РФ также на основании Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. и находится на праве оперативного управления у Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (т.1 л.д.30). В соответствии с техническим паспортом от 07.09.2009г. на здание Пожарное депо, по адресу: <...> , литера А,А1,А2,а, здание имеет год постройки 1995г., в здании произведена реконструкция, общая площадь здания составляет 3 430 кв.м., в том числе: жилые помещения 472,3 кв.м. и нежилые помещения площадью 2 957,7кв.м., в состав объекта входят: Литера А - основное строение, состоящее из подвала 1-4 этажи, технического этажа; Литера А1 - основное строение, состоящее из подвала и пристроя; Литера А2 - пристрой, состоящий из подвала и 1 этажа; Литера а – тамбур, а также Приямок (т.1 л.д.51-75). Согласно техническому паспорту от 07.09.2009 г. на здание Теплопункта по адресу: <...>, литера Б, здание 1995 года постройки, общая площадь 107,3кв.м., состоящая из площади нежилых помещений 1 этажа (т.1 л.д.76-87). Из представленных кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества, изготовленных 24.10.2011г., следует, что здание теплопункта по адресу: <...> имеет общую площадь 99,8кв.м., назначение нежилое, количество этажей 1 (т.1 л.д.149-151). Здание: многоквартирный жилой дом, со встроенными нежилыми помещениями пожарного депо по тому же адресу имеет общую площадь 3115,5 кв.м., назначение жилое, количество этажей 4, количество подземных этажей 1 (т.1 л.д.134-148). При этом в техническом паспорте указано назначение объекта – нежилое, в кадастровом – жилое. Расхождение в площади объектов и их назначении истцом документально не обосновано. 04.04.2013г. истец обращался в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул.Александра Матросова, д.153б. В государственной регистрации права было отказано 11.04.2013г. сообщением № 01/505/2013-383 (т.1 л.д.24-28). На момент рассмотрения дела в суде, а именно: на 26.08.2014г. в жилых помещениях проживают физические лица, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика. При этом в дело представлены ордера на квартиры №№ 1-8 (т.2 л.д.4-9, л.д.30-38) из которых следует, что жилые помещения предоставлены гражданам в качестве служебных жилых помещений. Доказательств соблюдения норм, определяющих порядок присвоения статуса служебного жилого помещения, истцом не представлено. Суд обращает внимание, что в соответствии как с ранее действующим законодательством (ст.101 Жилищного кодекса РСФСР), так и с действующими нормами (ст.ст.92-93, 99-100 ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.06 г. №42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»), решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду принимается соответствующими органами, осуществляющими управление государственным или муниципальным жилищным фондом. При этом служебные помещения в любом случае относятся к жилищному фонду. Доказательств того, что при выделении земельного участка разрешалось строительство жилого здания – многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями пожарного депо, истцом не представлено. Доказательства соблюдения порядка перевода нежилого помещения в жилое истцом также не представлено. Из представленных и описанных выше документов следует, что в здании произведена реконструкция. При этом ссылки истца на показания жильцов дома об отсутствии реконструкции являются несостоятельными, поскольку указанный факт опровергается имеющимися в деле доказательствами. Ответ Департамента строительства о том, что никакие лица не обращались за разрешением на реконструкцию, также не опровергает факта самой реконструкции. Кроме того, суд запрашивал у истца заключение Департамента на предмет необходимости либо отсутствия необходимости в получении разрешения на реконструкцию исходя из характера выполненных работ и изменения площади объекта. Как следует из письма ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.10.14 г. здание Пожарного депо имеет следующие характеристики: общая площадь 2957,7 кв.м. (т.3 л.д.40). Изменения площади произошло в результате реконструкции, зафиксированной по данным технической инвентаризации 07.09.09 г. Информация об изменении вида и наименования объекта с момента первичной инвентаризации 29.04.98 г. в материалах инвентарного дела отсутствует. Согласно приложенному к письму акту обследования от 07.09.09 г. площадь здания до реконструкции – 2997,2 кв.м., после реконструкции – 3430 кв.м. (т.3 л.д.42-43). Таким образом, материалами дела подтверждается факт реконструкции объекта, на который истец просит признать право собственности, а также изменение его назначения. Доказательств, подтверждающих правомерность проведения таких изменений, истцом не представлено. Настоящий иск заявлен к Министерству имущественных отношений Самарской области и Департаменту управления имуществом г.о. Самара. Истец не привел каких-либо доводов относительно того, каким образом данными ответчиками нарушаются или оспариваются право собственности истца, которое подлежит судебной защите на основании статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Иск о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты и необходимость и заявляется, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспариванию, а также применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем, возник или может возникнуть спор. Для признания права собственности на вышеуказанный объект недвижимости необходимо установление юридически значимых обстоятельств: предоставление земельного участка для строительства объекта на законном основании, наличие выданного уполномоченным органом власти разрешения на строительство, ввод объекта недвижимости в эксплуатацию согласно нормам и правилам, действующим на момент его строительства, а также соблюдение строительных и градостроительных правил реконструкции объекта. Соответственно, на основании заявленных правовых оснований иск удовлетворен быть не может. 25 января 2010г. составлен кадастровый паспорт земельного участка фактически занимаемого пожарным депо общей площадью 4 153,8 кв.м., относящегося к землям поселений и расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул.Ал.Матросова, д.153б (т.1 л.д.15-23). На основании свидетельства № 211775 от 11.03.1998г. 16 августа 2010г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 4153,8 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул.Ал.Матросова, д.153б, кадастровый № 63:01:0717002:637. Кроме того, приложена копия свидетельства о праве собственности на здание теплопункта (т.2 л.д.10). Однако истец утверждает, что государственная регистрация не произведена. В связи с этим судом истребовано регистрационной дело в отношении данного объекта недвижимости. Судом установлено, что 28.12.2011г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обращалось в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: Теплопункт, адрес: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул.Александра Матросова, д.153б, кадастровый № 63:01:0717002:0:18. Однако 14.05.2012г. в государственной регистрации права собственности РФ на указанный объект недвижимого имущества было отказано по следующим причинам. Согласно Выписке из реестра от 15.12.2011г. № 26/2228 теплопункт, расположенный по вышеуказанному адресу был включен в реестр федерального имущества на основании Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991г. При этом указанная выписка содержала сведения о том, что объект недвижимого имущества - теплопункт был введен в эксплуатацию в 1995г. В связи с чем, у регистратора возникли сомнения о существовании объекта недвижимого имущества на 27.12.1991г. Иных правоустанавливающих документов на государственную регистрацию представлено не было. Документы, подтверждающие правомерность строительства на земельном участке здания теплопункта, не представлены. Ссылка на то, что объект строился как вспомогательный при строительстве пождепо не подтвержден документально. На основании вышеизложенного в удовлетворении иска следует отказать. | |||||||
Руководствуясь ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении иска отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | Н.Ю. Плотникова | |||||