ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9073/09 от 07.08.2009 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

  443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 226-56-17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Самара

12 августа 2009 года

Дело №

А55-9073/2009

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2009 года. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2009 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстигнеевой М.А.

рассмотрев в судебном заседании 03-07 августа 2009 года

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Прод-Экспорт»

г. Самара

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары

о признании недействительным решения налогового органа

при участии в заседании

  от истца, заявителя – Луценко О.В. (по доверенности от 30.12.2008г. №20), представитель Нурканова О.В. (по доверенности от 13.07.2009г. №21)

от ответчика, заинтересованного лица – представитель Хабибулина Н.Г. (по доверенности от 26.12.2008г. №04-16/5520)

  установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Прод-Экспорт», с учетом уточнения даты оспариваемого решения (т.8 л.д. 18), просит признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары от 20.04.2009г. №885 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в сущности ссылаясь на представление им налоговому органу пакета документов в полном соответствии с требованиями ст. ст. 165, 171-172 НК РФ (т. 1 л.д.).

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары против требований возражает, в сущности ссылаясь на несоответствие представленного пакета документов требованиям ст. 165 НК РФ и несоблюдение заявителем требований ст. ст. 171-172 НК РФ, поскольку положения ст. 176 НК РФ находятся во взаимосвязи со ст. 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами (т.8 л.д.2-5).

В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 07 августа 2009г. в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее – налоговый орган) по результатам камеральной проверки (акт проверки от 03.02.2009г. № 7725 – т.1 л.д. 91-156) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008г. и представленных документов принято решение от 20.04.2009г. №885 об отказе заявителю в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 184 472 руб. (т.1 л.д.23-90).

Основанием отказа заявителю в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 184 472 руб. налоговый орган указывает: отсутствие в электронной базе данных ГНИВЦ ФНС России информации, подтверждающей факт отгрузки по ГТД; нарушение подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ в связи с не представлением поручений на перевод денежных средств от иностранного покупателя; невозможность определить место нахождения груза до момента отгрузки на экспорт с учетом отсутствия у заявителя складских помещений; отсутствие в товарно-транспортных накладных, оформленных по экспортным отгрузкам, даты отпуска груза, не заполнение раздела, содержащего сведения о принятии груза к перевозке и дате принятия груза; невозможность определить момент перехода права собственности на товар; необоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде возмещения из бюджета НДС в связи с отсутствием необходимых условий для осуществления хозяйственной деятельности (отсутствие технического персонала, основных средств, складских помещений, транспортных средств) со ссылкой на временную разницу от даты приобретения товара до дальнейшей отгрузки на экспорт в отсутствие документов, подтверждающих хранение товара.

В соответствии с требованиями ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы в т.ч. выписки банка (копии выписок), подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

Довод налогового органа о непредставлении заявлений на перевод денег от иностранного покупателя материалами дела не подтверждается, т.к. заявления на перевод на сумму 2 326 905 рублей за товара по ГТД № 10412060/060808/0011449 и на сумму 260 146,25 руб. за товар по ГТД № 10412060/210808/0012346 представлены налоговому органу, что следует из описи представленных ему документов (т.2 л.д.1-15).

Заявителем доказан факт реального экспорта товаров и их оплаты иностранными покупателями, что подтверждается в совокупности представленными в материалы дела документами: контрактами на поставку товара с дополнительными соглашениями; спецификациями; ГТД; счетами-фактурами; товарно-транспортными накладными; товаросопроводительными документами; выписками банка, заявлениями на перевод, платежными поручениями - в подтверждение получения выручки от экспорта товаров; паспортами сделки; подтверждениями таможен о вывозе товара (т.2 л.д.27-151, т.3 л.д.1-151, т.4 л.д.1-153, т.5 л.д.1-12, т. 7 л.д.115-126).

Довод налогового органа об отсутствии в электронной базе данных ГНИВЦ ФНС России информации, подтверждающей факт отгрузки по ГТД, суд находит несостоятельным, т.к. отсутствие в электронной базе данных ГНИВЦ ФНС России такой информации, не опровергает факта осуществления экспорта, а только свидетельствует о не своевременном внесении таможенным органом этой информации в указанную электронную базу данных.

Ссылка налогового органа на отсутствие в товарно-транспортных накладных, оформленных по экспортным отгрузкам, даты отпуска груза, не заполнение раздела, содержащего сведения о принятии груза к перевозке и дате принятия груза, не может быть принята судом во внимание исходя из следующего.

Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т, на которую ссылается налоговый орган, предусмотрена Постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» от 28.11.1997г. №78 и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей-заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполняющими перевозку грузов.

Тогда как по рассматриваемым контрактам, предусматривающим поставку на условиях FCA (франко-перевозчик), товар отгружается на транспортные средства покупателя.

Более того, в соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. № 63 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (п. 10 названного Указа Президента Российской Федерации).

Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте " опубликовано в официальных изданиях не было. Сведения об опубликовании альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте отсутствуют.

В отсутствие регистрации и официального опубликования нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти – Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 - указанный акт не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. Соответственно, на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров.

В случае же, если названное Постановление Госкомстата России не подлежит регистрации и опубликованию, как не затрагивающее права и обязанности юридических и физических лиц, ссылка налогового органа на неисполнение заявителем обязанности по применению этой формы первичных учетных документов тем более является необоснованной.

В связи с этим, является необоснованным и довод налогового органа о невозможности определить факт реальной передачи товара иностранным контрагентам.

Довод налогового органа о невозможности определить момент перехода права собственности на товар является несостоятельным, поскольку определение момента перехода права собственности при поставке на условиях FCA (франко-перевозчик), предусмотренных контрактом, регламентировано в части второй ГК РФ и в  Международных правилах толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС 2000". Поэтому налоговым органом не доказана невозможность определения момента перехода права собственности при наличии четкой и полной регламентации момента перехода права собственности на товар при поставке на указанных условиях.

Изложенные в оспариваемом решении схемы движения товаров и денежных средств (стр.52-58 решения - т.1 л.д.76-80) не свидетельствует ни о необоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, ни о неправомерном возмещении НДС из бюджета, а наоборот подтверждают реальность и последовательность рассматриваемых хозяйственных операций.

Доводы налогового органа о необоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде возмещения из бюджета НДС в связи с отсутствием необходимых условий для осуществления хозяйственной деятельности (отсутствие технического персонала, основных средств, складских помещений, транспортных средств) со ссылкой на временную разницу от даты приобретения товара до дальнейшей отгрузки на экспорт в отсутствие документов, подтверждающих хранение товара, а также - о невозможности определить место нахождения груза до момента отгрузки на экспорт с учетом отсутствия у заявителя складских помещений, суд находит необоснованным по следующим причинам.

Как следует из оспариваемого решения (стр.59-64 – т.1 л.д.81-85), налоговым органом в результате встречных проверок в отношении поставщиков, получены ответы, подтверждающие факт отгрузки товара и соответственно реальность хозяйственных операций.

Формируемая Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебная практика основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и понесенных по этим операциям затрат. Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об оценке арбитражными судами обоснованности получениями налогоплательщиками налоговой выгоды» от 12 октября 2006 года № 53, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.

Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении «Об оценке арбитражными судами обоснованности получениями налогоплательщиками налоговой выгоды» от 12.10.06г. № 53 (п. 5), о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

При этом отсутствие складских помещений у заявителя не влияет на подтверждение суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам товара, поскольку для приобретения товара на условиях FCA (франко-перевозчик) складских помещений не требуется, т. к. товар отгружается поставщиком на  транспортные средства покупателя, что не противоречит требованиям законодательства.

Доводы налогового органа о том, что по счету–фактуре № 943955-51 закуплено 100 упаковок по позиции Лейз зел. Лук, а на экспорт отгружено 200 упаковок, а также об отсутствии документального подтверждения по закупке продукции (стр. 38-39, 41-42, 50 решения – т.1 л.д.60-61, 63-64, 72), суд находит необоснованными, т.к. налоговым органом в соответствии с положениями ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации о выявленных противоречиях в сведениях, содержащихся в представленных документах (декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г., книге покупок), не сообщено налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Правомерность налоговых вычетов, предъявленных по счетам-фактурам, оформленным и выставленным заявителю его поставщиками: ООО «Регион», ООО «Кухмастер», ООО «Снек», ООО «Мелани», ООО «Кант-СВ», ООО «Пластал» и другими, подтверждается представленными документами в совокупности: счетами-фактурами; товарными накладными; актами выполненных работ (оказанных услуг); выписками банка, платежными поручениями (т.5 л.д.13-152, т.6 л.д.1-151, т.7 л.д.1-114).

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение заявителем требований ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации и всех необходимых условий, предусмотренных ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что вывод налогового органа об отказе заявителю в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 184 472 руб. оспариваемым решением является необоснованным.

Вместе с тем, довод заявителя о нарушении налоговым органом порядка рассмотрения результатов проведенных дополнительных мероприятий (решение от 19.03.9009г. №66 – т.2 л.д.16-17) отклоняется судом, поскольку о рассмотрении этих результатов 17.04.2009г. в 09 час. 00 мин. заявитель извещен надлежащим образом, что подтверждается письмом от 07.04.2009г. №13-15/04750 с росписью в получении уведомления уполномоченным лицом заявителя на основании доверенности от 31.12.2008г. №13 (т.2 л.д.7-8).

Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.06.2009г. №391/09, как нарушение положений пункта 14 статьи 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену решения, следует расценивать обстоятельство, связанное с вынесением решения налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, суд делает вывод о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары от 20.04.2009г. №885 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Таким образом имеется нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым решением.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением от уплаты.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары от 20.04.2009г. №885 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению - как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Выдать заявителю справку на возврат уплаченной государственной пошлины в сумме

2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

И. К. Степанова