ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9123/13 от 20.08.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 августа 2013 года

Дело №

А55-9123/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2013 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Матюхиной Т.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карякиной М.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 20 августа 2013 года дело по иску, заявлению

Закрытого акционерного общества "Корпорация "Точка опоры",

От 30 апреля 2013 года №

к Департаменту благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара

о признании предписания недействительным

при участии в заседании

от заявителя – ФИО1, доверенность от 09.04.2013,

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 22.07.2013 № 17-07-01/6105,

установил.

ЗАО "Корпорация "Точка опоры" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара № 446 от 08.04.2013 об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды недействительным.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемых действий.

В судебном заседании 14.08.2013 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.08.2013 до 15 часов 15 минут. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайт Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: www.samara.arbitr.ru

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, в период с 26 марта по 8 апреля 2013 года Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в отношении ЗАО "Корпорация "Точка опоры" проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №446 от 08.04.2013, и выдано предписание об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды № 446 от 08.04.2013.

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона, иных нормативных правовых актов, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законом Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» (далее - Закон Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД) органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области наделены следующими отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды:

1) региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;

2) учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, полномочием по государственному экологическому надзору за которыми в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД наделяются органы местного самоуправления;

контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

На территории городского округа Самара отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды от имени муниципального образования осуществляет Администрация городского округа Самара в лице отраслевого (функционального) органа - Департамента в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2011 № 273 «Об утверждении положения об осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Самара».

На основании Распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара ФИО3 от 21.02.2013 № 446 (далее - Распоряжение) была проведена плановая выездная проверка ЗАО «Корпорация «Точка опоры», юридический адрес: <...>.

Проверка проводилась с целью проверки соблюдения юридическим лицом требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2013 год.

В ходе проверки установлено, что ЗАО «Корпорация «Точка опоры» не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки. Также не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы.

Установлено, что ЗАО «Корпорация «Точка опоры» осуществляет обращение с отходами I, IV и V класса опасности в виде накопления (временного складирования) и размещения отходов IV и V класса опасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы
 в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы
 загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные
 объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр,
 почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей
 среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами
 физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую
 среду (п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Заявитель в своем заявлении ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 №14561/2008, где к разрешению рассматриваемого вопроса был выработан подход, согласно которому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно специализированная организация, в собственности (владении, пользовании) которой находятся предназначенные для размещения отходов объекты. Президиум ВАС РФ обосновал это тем, что деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об охране окружающей среды носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» вопрос о том, какой субъект хозяйственной деятельности обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, разрешен.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 8672/08 по делу №А54-3419/2007-С18 была выражена правовая позиция, согласно которой субъектом платы за размещение отходов является то лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы. Заключение хозяйствующим субъектом договора на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающего оплату этих услуг, а также их фактическая оплата не означает, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на специализированные организации, оказывающие услуги по размещению отходов.

В качестве обоснований своих требований заявитель ссылается на договор №6м/12 от 01.01.2012, заключенный между заявителем и МП «Коммунальник», в соответствии с которым бытовые отходы регулярно вывозились для дальнейшего их размещения на специализированном полигоне.

Однако, само по себе наличие договора на оказание услуг по размещению отходов не освобождает субъекта хозяйственной деятельности, в результате которой образовались эти отходы, от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случаев, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, или когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов (Определение ВС РФ от 30.11.2010 N 78-Впр10-ЗЗ).

Из материалов проверки следует, что в договорах, заключенных ЗАО «Корпорация «Точка опоры» со специализированными организациями не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью заявителя.

При таких обстоятельствах хранение ЗАО «Корпорация «Точка опоры» отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности,

Аналогичная практика изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.04.2013 по делу №А27-5080/2012, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу №А55-21431/2012.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что предписание Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара № 446 от 08 апреля 2013 года об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не противоречит законодательству Российской Федерации. При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным у суда не имеется.

Расходы по госпошлине в размере 2000 руб. подлежат отнесению на истца, согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 167-178, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Т.М. Матюхина