ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9401/14 от 19.08.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2014 года

Дело №

А55-9401/2014

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2014 года. Полный текст решения изготовлен 25 августа 2014 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баландиным В.М.,

рассмотрев в судебном заседании 19 августа 2014 года дело по заявлению

Закрытого акционерного общества  «Автотехобслуживание», г. Самара

от  апреля 2014 года   

к  Управлению Росприроднадзора по Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоВоз», г. Самара

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2013 года

Установил:

ЗАО «Автотехобслуживание» обратилось в суд с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Самарской области, в котором просит:

1.Признать незаконным бездействие Управления Росприроднадзора по Самарской области по возврату излишне уплаченной ЗАО «Автотехобслуживание» платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2.Обязать  Управление Росприроднадзора по Самарской области как администратора поступлений в бюджет денежных средств по платежам за негативное воздействие на окружающую среду возвратить ЗАО «Автотехобслуживание» излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 657 руб. 47 коп.

Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве        заявленные требования считает необоснованными.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия данного третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 26.08.2013 года ЗАО «Автотехобслуживание» обратилось к Управлению Росприроднадзора по Самарской области с заявлением № 65 о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года, 1-2 квартал 2013 года, данное заявление получено заинтересованным лицом 03.09.2013 года вх. № 10569.

03.12.2013 года ЗАО «Автотехобслуживание» повторно обратилось к Управлению Росприроднадзора по Самарской области с заявлением № 75 о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года, 1-2 квартал 2013 года, данное заявление получено заинтересованным лицом 12.12.2013 года вх. № 14258.

Как следует из доводов заявителя, Управление Росприроднадзора по Самарской области необоснованно уклонилось от обязанности по возврату излишне уплаченных сборов и никак не отреагировало на заявления в течение предусмотренного законом срока.

Считая бездействие незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

По смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранением отходов является их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, ЗАО «Автотехобслуживание» не осуществляет специализированную деятельность, связанную с размещением (захоронением) твердых бытовых отходов.

Основным видом деятельности ЗАО «Автотехобслуживание» является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества, дополнительными видами являются эксплуатация гаражей стоянок для автотранспортных средств, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, розничная торговля маслом,

Образующиеся в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности твердые бытовые отходы ЗАО «Автотехобслуживание» временно складирует на площадках в контейнерах, а затем передает специализированной организации на условиях и в порядке, определенными заключенным им договором на оказание услуг.

Таким образом, непосредственно сам ЗАО «Автотехобслуживание» деятельность по сбору и размещению (хранению) отходов не осуществляет, поскольку не является специализированной организацией, обладающей объектом размещения отходов (полигоном) и правом эти отходы размещать. Вид его деятельности не подпадает под определение негативного воздействия, предусмотренного Федеральным законом № 7-ФЗ.

При таких обстоятельствах у ЗАО «Автотехобслуживание» отсутствует обязанность по уплате спорных платежей, а потому бездействие Управления Росприроднадзора по Самарской области по возврату излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду является незаконным.

Данная правовая позиция суда соответствует сложившейся судебно-арбитражной       практике:

Постановлениям Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2014 по делу № А57-6979/2013, от 15.07.2014 по делу № 49-4106/2013,  Постановлениям  ФАС  Восточно-Сибирского  округа от 23.01.2014  по  делу № А19-5326/2013,  от 13.05.2014  по  делу № А33-16986/2013, Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2014 по делу № А03-11014/2013, Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 22.07.2014 по делу № А80-379/2013, а также выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010 № 4433/10, от 12.07.2011 № 1752/11, а также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П.

Согласно части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.02.2012 № 64 «О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов» Управление Росприроднадзора по Самарской области наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета.

Следовательно, Управление Росприроднадзора по Самарской области является уполномоченным органом для принятия решения о возврате из федерального бюджета излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Уплата ЗАО «Автотехобслуживание» спорной суммы подтверждена представленными в материалы дела документами и не оспаривается заинтересованным лицом.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, с отнесением расходов по госпошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на заинтересованное лицо.  

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе   указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

       Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

       Признать незаконным бездействие Управления Росприроднадзора по Самарской области по возврату излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

      Обязать Управление Росприроднадзора по Самарской области как администратора поступлений в бюджета денежных средств по платежам за негативное воздействие на окружающую среду возвратить Закрытому акционерному обществу  «Автотехобслуживание» излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 657 рублей 47 коп.

      Взыскать с Управления Росприроднадзора по Самарской области в пользу Закрытого акционерного общества  «Автотехобслуживание» (ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

      Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко