АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
сентября 2021 года | Дело № | А55-9517/2020 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2021 года. Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Коршиковой О.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой И.Ю. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 21 сентября 2021 года дело по заявлению | |||||||
ПАО "Т Плюс" | |||||||
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору | |||||||
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Центр «Град», - Главы городского округа Самара, - Администрации городского округа Самара, - ФИО1 - Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара | |||||||
о признании недействительным предписания | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – предст. ФИО2 по дов. от 01.06.2021 г., от заинтересованного лица – предст. ФИО3 по дов. от 11.01.2021 г., от третьих лиц – не явились, извещены, | |||||||
установил: Заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, атомному и технологическому надзору, в котором просит признать недействительным от 20.01.2020 № 09-813-01-20-004-КП. Обязать к Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, атомному и технологическому надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» Определением суда от 04.02.2021 произведена замена заявителя АО «ПТС» по настоящему делу на ПАО «Т Плюс» (ИНН <***>). Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель заинтересованного лица возражает против заявленных требований. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно п.6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе. Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы, содержащиеся в заявлении, заслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Средне-Поволжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора) на основании Распоряжения №6795-Р от 27.12.2019 проведена проверка исполнения Акционерным обществом «Предприятие тепловых сетей» (далее – АО «ПТС») исполнения ранее выданного Предписания Управления Ростехнадзора от 04.10.2019 №09-813-10-19-505-В. По результатам проверки составлен Акт No09-813-01-20-004-КП от 20.01.2020. Объектом проверки являлся участок тепловой сети от ТК15 через тех.подполье дома №18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон») до наружной стены дома №201А по ул. Самарской (далее – «Тепловая сеть»). На основании указанного Акта проверки заинтересованным лицом 20.01.2020 в отношении АО «ПТС» вынесено Предписание об устранении нарушений №09-813-01-20-004-КП. Предписание и Акт проверки получены АО «ПТС» 20.01.2020. Предписанием Управление Ростехнадзора обязало АО «ПТС»: - в п. 2.2.1, п. 6.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (Утв. Минэнерго России от 24.03.2003г. Приказ №115 (далее – ПТЭ ТЭ): руководителем организации не обеспечена своевременная модернизация и реконструкция участка тепловой сети от ТК15 через тех.подполье дома №18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон») до наружной стены дома №201А по ул. Самарской, возведенного с нарушением строительных норм и правил; - в п. 2.8.1 ПТЭ ТЭ: при эксплуатации участка тепловой сети от ТК15 через тех.подполье дома No18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон») до наружной стены дома №201А по ул. Самарской в организации отсутствует утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительная записка и др.) со всеми последующими изменениями; исполнительные чертежи тепловой сети, технический паспорт тепловой сети. Не согласившись с данным предписанием, Заявитель обратился в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на следующее, что оспариваемое Предписание является неисполнимым для ПАО «Т Плюс», поскольку спорный участок тепловой сети, в отношении которого Заявитель обязан в соответствии с Предписанием выполнить реконструкцию/модернизацию, а также восстановить проектную документацию, не закреплен за ПАО «Т Плюс» распорядительным актом Администрации г.о. Самара (в соответствии с ч.6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении»), а также не передан на каком-либо праве ПАО «Т Плюс». Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на следующее, что АО «ПТС» не владеет частью Тепловой сети, в отношении которой Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора вынесено Предписание №09-813-01-20-004-КП от 20.01.2020, как и ранее выданное Предписание №09-813-10-19-505-В от 04.10.2019. С 2008 года данная тепловая сеть обслуживается ООО «Бизнес-Центр «Град». Письмом от 17.01.2020 №51112-00-00131 АО «ПТС» проинформировало Средне Поволжское управление Ростехнадзора о том, что часть тепловой сети от ТК15 до наружной стены дома 18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон») находится во владении ООО «Бизнес-Центр «Град», что подтверждается, в том числе, договором теплоснабжения между АО «ПТС» и ООО «Бизнес-Центр «Град», актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и фактом оплаты потерь тепла в рамках действия данного договора с 2008 года. Копия договора теплоснабжения с приложениями были представлены в Управление Ростехнадзора. Кроме того, Постановлением администрации г.о. Самара №37 от 24.01.2020 из перечня закрепленных за АО «ПТС» участков бесхозяйных сетей исключен участок от ТК 15 через тех.подполье дома №18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон»). Таким образом, Предписание Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 20.01.2020 No09-813-01-20-004-КП является незаконным и адресовано ненадлежащему лицу. АО «ПТС» не вправе и не обязано выполнять какие-либо действия в отношении участка тепловой сети, принадлежащей третьему лицу. Кроме того, АО «ПТС» не согласно с Предписанием и по существу, полагая, что не обязано исполнять требования о модернизации и реконструкции тепловой сети от ТК15 через тех.подполье дома No18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон») до наружной стены дома №201А по ул. Самарской, а также восстанавливать проектную документацию на данную тепловую сеть. Как поясняет заявитель, реконструкция тепловой сети как объекта недвижимости подразумевает изменение параметров данного имущества. Изменение трассировки влечет изменение протяженности тепловой сети. Изменять характеристики объекта недвижимости, совершать с ним действия, иным образом распоряжаться вещью в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ может только ее собственник. Часть Тепловой сети, в отношении которой вынесено Предписание №09-813-01-20-004-КП от 20.01.2020 принадлежит третьему лицу – ООО «Бизнес-Центр «Град». Только эта организация вправе осуществлять какие-либо мероприятия, включая реконструкцию и модернизацию, в отношении принадлежащего ему участка тепловой сети. Другая часть Тепловой сети, в отношении которой выдано Предписание №09-813 01-20-004-КП от 20.01.2020, является бесхозяйной. У бесхозяйной вещи нет собственника. АО «ПТС» осуществляет временное содержание и обслуживание бесхозяйной сети. Пункт 2.8.1 ПТЭ также не распространяется на АО «ПТС» потому, что АО «ПТС» в соответствии с ч. б ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» осуществляет в отношении бесхозяйных сетей содержание и техническое обслуживание. В содержание тепловых сетей в соответствии с п.2.3. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 входят содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии; соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителей, поддержание на границе эксплуатационной ответственности параметров теплоносителей; соблюдение требований промсанитарии, пожарной и экологической безопасности; соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины. Согласно п. 2.8.1. при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; акты приемочных комиссий; исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технический паспорт теплового пункта; инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда. При этом, ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указан перечень тепловых энергоустановок, содержащий индивидуальные сведения о каждой тепловой энергоустановки. Также ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указаны какие конкретно документы, предусмотренные п. 2.8.1 Правил и на какие конкретно тепловые энергоустановки отсутствуют у заявителя. Пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам. В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием. Таким образом, данные доводы заинтересованного лица признаются несостоятельными, поскольку не подтверждаются материалами дела. Также необходимо отметить, что закрепление за АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей носит временный характер. Статус Единой теплоснабжающей организации (ЕГО) присваивается на определенный срок. После постановки органом местного самоуправления г.о. Самара сетей на учет в качестве бесхозяйных и оформления на ниx права муниципальной собственности обязанность АО «ПТС» по содержанию и техническому обслуживанию данных сетей будет прекращена в силу ч. 6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» (орган местного самоуправления передает на содержание и техническое обслуживание бесхозяйные тепловые сети до признания права муниципальное собственности на них). Таким образом, на АО «ПТС», осуществляющее временное (до признания права муниципальной собственности) содержание и техническое обслуживание данных сетей, неправомерно возлагаются обязанности по восстановлению исходной документации на данные тепловые сети. АО «ПТС» не участвовало в строительстве данных тепловых сетей, в создании документации на данные тепловые сети, а именно: чертежей, схем, прочих графических и текстовых материалов, зафиксировавших точное фактическое расположение, размеры и детали трубопроводов и их составляющих в том виде, в котором они выполнены при строительстве и вводе в эксплуатацию. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что часть указанного в оспариваемом Предписании участка тепловой сети от ТК-15 до наружной стены здания №18 по ул. Ульяновской (магазин «Вавилон») находится в ведении и эксплуатационной ответственности ООО «Бизнес-Центр «Град», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности к договору теплоснабжения между Заявителем и ООО «Бизнес-Центр «Град». Обществом «Бизнес-Центр «Град» суду представлен отзыв, из которого следует, что в ответственности Общества находится участок тепловой сети от ТК15 до задвижек, находящихся в тепловом пункте под их зданием. Данный участок возведен подземным способом. В эксплуатационной ответственности АО «ПТС» находится участок тепловой сети от теплого пункта по домом общества «Бизнес-Центр «Град» до наружной стены дома № 201А по ул. Самарской. Данный участок возведен частично подземным и частично надземным способом. Именно на данном участке на основании Постановления Администрации г.о. Самара № 957 от 02.09.2015г. с учетом изменений от 06.07.2017г. и от 24.01.2020г. АО «ПТС» определено для осуществления содержания и обслуживания тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации. С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что предписание Управления Ростехнадзора не отвечает признаку исполнимости, как по способу устранения нарушения, так и по объему - конкретному перечню бесхозяйных тепловых сетей, в отношении которых не хранится и не используется в работе проектная и иная документация. Однако, Предписание как акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Отсутствие в оспариваемом Предписании определенности в указании конкретного способа выявленных и подлежащих устранению нарушений свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания критериям определенности и исполнимости властного указания государственного органа, осуществляющего контрольные функции. Неправомерность констатации Ростехнадзором в Предписании факта нарушения вместо указания конкретного способа его устранения и отсутствия в предписании индивидуальных характеристик тепловой сети, на которую отсутствует проектная и иная документация, подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу А55-13458/2019, по делу № А55-35679/2019 между теми же сторонами. В рамках указанных дел АО «ПТС» оспаривало законность и обоснованность Предписаний Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, в котором аналогичным образом были изложены нарушения. Кроме того, на закрепленные за АО «ПТС» постановлением Администрации бесхозяйные тепловые сети не может быть указанных в пункте 1 Предписания документов, в силу их отсутствия по причине неизвестности собственника, который изначально должен был надлежащим образом разрабатывать и утверждать проектную документацию (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями. Согласно приказу Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781 и Приказу Ростехнадзора от 26.12.2006 No1128 документация разрабатывается до начала строительства и монтажа объектов теплоснабжения или непосредственно на этапе строительства и вводе в эксплуатацию. Следовательно, получение данных документов на построенный и эксплуатируемый объект невозможно. Согласно ч.6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. При этом тариф АО «ПТС» не позволяет покрыть расходы АО «ПТС» по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей ввиду значительного ограничения органом регулирования тарифов роста тарифа на тепловую энергию в течение нескольких лет, с целью непревышения индекса изменения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утверждаемого Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации"). АО «ПТС» как единая теплоснабжающая организация в отношении закрепленных за ним бесхозяйных тепловых сетей выполняет лишь содержание и обслуживание. Понятия «содержание» и «обслуживание» развернуто раскрыты в первоначальном Заявлении АО «ПТС» по настоящему делу о признании недействительным пункта 1 Предписания. Как уже указывалось судом выше, спорные тепловые сети закреплены за АО «ПТС» постановлением Главы г.о. Самара. По акту приема-передачи во владение и пользование АО «ПТС» данные тепловые сети не передавались, собственником данных сетей Общество не является. Фактически АО «ПТС» временно, до признания права муниципальной собственности на данные сети либо возвращения их прежнему собственнику, выполняет их содержание. Согласно п. 1.7 ПТЭ ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством РФ. Законодательством РФ о теплоснабжении, Правилами технической эксплуатации не установлена эксплуатационная ответственность единой теплоснабжающей организации за временно закрепленные за ней бесхозяйные тепловые сети. Кроме того, законным владельцем закрепленных за АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей является муниципальное образование - городской округ Самара, поскольку в соответствии с пунктом 3 Постановления администрации г.о. Самара от 02.09.2015г. № 957 «Об определении организации для осуществления содержания и обслуживания тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации», Департаменту управления имуществом г.о. Самара предписано организовать работу по регистрации права собственности городского округа Самара на тепловые сети, закрепленные данным постановлением за АО «ПТС». Таким образом, АО «ПТС» как единая теплоснабжающая организация, осуществляющая в отношении закрепленных постановлением Главы г.о. Самара от 02.09.2015г. № 957 бесхозяйных тепловых сетей содержание и обслуживание, не является эксплуатирующей организацией по смыслу пункта 1.7. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭ). Согласно пункту 6 Распоряжения № 290-Р от 23.01.2019г. о проведении Управлением Ростехнадзора внеплановой выездной проверки акционерного общества «ПТС», по результатам которой было выдано оспоренное в рамках дела № А55-13458/2019 предписание, указано, что «проверка проводится с целью проверки соблюдения требований промышленной и энергетической безопасности при использовании (эксплуатации) тепловых сетей». Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора установлен Постановлением Правительства № 610 от 20.07.2013г. Согласно п. 2 (2) Порядка государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора в соответствии, в том числе, с правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго No115 от 24.03.2003). Последним абзацем пункта 10 Распоряжения № 290-Р от 23.01.2019г. «Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке: Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 No115, зарегистрированным Минюстом России от 02 апреля 2003 г., регистрационный номер 4358». В перечне положений об осуществлении государственного контроля (надзора) согласно абз.5 п. 12 Распоряжения № 290-Р от 23.01.2019г. указан Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению Федерального государственного энергетического надзора, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015г. № 38, что соответствует абз. 2 п. 12 Распоряжения № 4485-Р от 11.09.2019г. В перечне документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки, в соответствии с п.13 Распоряжения № 290-Р от 23.01.2019г. перечислены, в т.ч., «документы, подтверждающие... функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: ...обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения. Указанные обстоятельства подтверждают, что проверка, по результатам которой выдано оспоренное в рамках дела № А55-13458/2019 предписание проводилась на предмет соблюдения требований энергетического надзора (выполнение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок). В признанном незаконным пункте предписания от 20.01.2020 г. № 09-813-01-20-004-КП АО «ПТС» должно было устранить нарушение, заключающееся в том, что «при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями, чем нарушены требования пункта 2.8.1 ПТЭ». Аналогичные обстоятельства изложены в судебных актах по делу № А55-35679/2019. В пункте 1 оспариваемого по настоящему делу Предписания АО «ПТС» также вменяется в вину отсутствие проектной и иной документации на сети, не имеющие эксплуатирующей организации, содержание и обслуживание которых на основании Постановления Администрации городского округа Самара № 957 от 02.09.2015 (с последующими изменениями и дополнениями) осуществляет единая теплоснабжающая организация АО «ПТС». Судебными актами по делу А55-13458/2019, по делу № А55-35679/2019 данным доводам Управления Ростехнадзора дана оценка, они признаны необоснованными, а соответствующие пункты Предписаний недействительными. Как установили суды, «пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам. В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием». В рамках рассматриваемого дела Управлением данный довод также не опровергнут. Буквальное толкование Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок во взаимосвязи с Постановлениями Администрации городского округа Самара, позволяет прийти к выводу о том, что положения пункта 2.8.1 ПТЭ ТЭ, определяющего перечень документов, которые хранятся и используются в работе при эксплуатации тепловых энергоустановок, в части содержания и обслуживания тепловых сетей, указанных в приложениях к Постановлениям Администрации городского округа Самара, на АО «ПТС» не распространяется; соответственно, оспариваемый пункт предписания не основан на нормах действующего законодательства. Неправомерен довод Управления Ростехнадзора о том, что требование представления проектной и иной документации на тепловые сети и указание в качестве нарушения отсутствие этой документации соответствует распоряжению о проведении проверки и пункту 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, поскольку нормативно-техническая документация не является проектной и иной документацией на тепловые сети. Установив в качестве нарушения отсутствие у АО «ПТС» проектной и иной документации на бесхозяйные сети, Управление Ростехнадзора вышло за пределы предоставленных полномочий. Управление Ростехнадзора обосновывает истребование у АО «ПТС» в ходе проверки готовности к отопительному сезону проектной и иной документации на бесхозяйные тепловые сети и указание в качестве нарушения на отсутствие указанной документации ссылкой на подпункт 5 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 No103, далее -Правила 103).Согласно пп.5 п. 13 Правил 103 при проверке готовности к отопительному периоду необходимо проверить функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения. Управление Ростехнадзора со ссылкой на данный пункт утверждает, что проектная и иная указанная в пункте 1 оспариваемого Предписания документация является нормативно-технической документацией. Данный довод не соответствует действительности и нормативным актам РФ. Согласно пункту 2.9.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго от 24.03.2003 No115, далее -ПТЭ) тепловые энергоустановки оснащаются средствами измерений в соответствии с проектной документацией и нормативно-технической документацией, действие которой распространяется на данные типы энергоустановок. Таким образом, суд приходит к выводу, что термины «проектная документация» и «нормативно-техническая документация» имеют различные понятия. Проектная документация не является нормативно-технической документацией. В соответствии с п.2.2.5 ПТЭ ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает эксплуатацию тепловых энергоустановок в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил техники безопасности и другой нормативно-технической документацией; Понятие термину «нормативно-техническая документация» также дано в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя от 13.12.2000 № 285, далее -Типовая инструкция 285).В Преамбуле Инструкции No285 отмечено, что Типовая инструкция дополнена с учетом вновь вышедших и пересмотренных нормативно-технических документов (НТД), а также опыта эксплуатации коммунальных систем централизованного теплоснабжения. Типовая инструкция устанавливает требования к технической эксплуатации тепловых сетей и сооружений на них, выполнение которых необходимо для обеспечения надежной и экономичной работы систем коммунального теплоснабжения, бесперебойного отпуска тепловой энергии и теплоносителей. Как указано в Типовой инструкции No285, ряд положений, относящихся к проектированию, строительству, монтажу, наладке, ремонту тепловых сетей, насосных станций и тепловых пунктов, в Типовой инструкции изложен кратко, поскольку они рассматриваются в других нормативно-технических документах. Согласно пункту 3.1 Типовой инструкции № 285 устройство тепловых сетей должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, других НТД и техническим условиям. Таким образом, под нормативно-технической документацией понимается не проектная и иная документация, описывающая порядок и условия строительства конкретных участков тепловых сетей, а нормативные документы технического характера, устанавливающие обязательные требования при работе с тепловыми сетями соответствующего вида. Данный вывод подтверждается также приложением № 1 к Инструкции № 285, которое называется «Перечень нормативно-технических документов по эксплуатации тепловых сетей». В этом перечне содержится ссылка на 38 нормативно-технических документов, среди которых: «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей»; «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»; СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети»; СНиП 2.04.14-88 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», несколько видов Правил по технике безопасности, инструкции, методические указания и т.д. Таким образом, проектная и иная предусмотренная разделом 2.8 документация на конкретные участки тепловых сетей не является нормативно-технической документацией. Обеспеченность персонала эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб нормативно-технической документацией (пп.5 п. 13 Правил готовности к отопительному сезону (Правила 103) и пункт 13 распоряжения от 11.09.2019г. № 4485-Р о проведении Ростехнадзором проверки означает знание и применение работниками АО «ПТС» содержания нормативно-технической документации, то есть опубликованных установленном порядке, принятых уполномоченным органом власти обязательных технических правил, регулирующих права и обязанности неопределенного круга лиц, управляющих техническими устройствами соответствующего вида. В связи с этим довод Управления Ростехнадзора о правомерности в рамках проверки органом Ростехнадзора готовности АО «ПТС» к отопительному сезону истребования у проверяемого лица проектной и иной указанной в пункте 1 оспариваемого Предписания документации и указание в качестве нарушения отсутствие указанных документов не обоснован. Распоряжение о проведении проверки от 11.09.2019г. № 4485-Р не содержит ни ссылок на пункт 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни перечня документов, предусмотренных пунктом 2.8.1 Правил, ни требования по предоставлению документов в отношении конкретных тепловых энергоустановок. В связи с этим требование предоставить проектную и иную указанную в п.2.8.1 ПТЭ документацию незаконно, как незаконно и указание в качестве нарушения отсутствие у АО «ПТС» указанной документации. Данный вывод подтверждается судебными актами по делу А55-13458/2019, по делу № А55-35679/2019. Также судом отклоняется довод Управления Ростехнадзора о том, что АО «ПТС» осуществляет эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей. Закрепление бесхозяйных тепловых сетей за единой теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» осуществляется распорядительным актом органа местного самоуправления независимо от воли данной организации, в отсутствие двустороннего соглашения/иного документа между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией, который бы регламентировал содержание взаимных прав и обязанностей по отношению к закрепленному теплосетевому имуществу. Законом о теплоснабжении не предусмотрено право организации отказаться от закрепления за ней бесхозяйных тепловых сетей, в том числе по мотиву технического состояния сетей, отсутствия на них какой-либо документации. При этом, учитывая временный характер управления указанными тепловыми сетями, а также ограниченный перечень действий, которые единая теплоснабжающая организация обязана осуществлять в отношении указанных тепловых сетей (содержание и техническое обслуживание согласно ч.6ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении»), распространение Управлением Ростехнадзора всех требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок на АО «ПТС» неправомерно. Ошибочен вывод Управления Ростехнадзора о том, что доказательством эксплуатации АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей является приказ АО «ПТС» № 619 от 31.07.2018г. о закреплении за сетевыми районами АО «ПТС» эксплуатационной ответственности за содержание и обслуживание тепловых сетей. Факт содержания и технического обслуживания бесхозяйной тепловой сети не означает эксплуатацию данной сети по смыслу п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и распространение на АО «ПТС» требований Правил, не связанных с содержанием и обслуживанием сетей. В связи с этим включение заявителем бесхозяйных тепловых сетей в какой-либо свой приказ, выбор некорректной формулировки не может служить основанием для возложения на АО «ПТС» дополнительных, не предусмотренных законодательством, обязанностей. Основной целью приказа № 619 от 31.07.2018г. являлось назначение ответственных лиц в сетевых районах АО «ПТС» (распределение теплосетей по географическому признаку). Единый (на собственные и бесхозяйные сети) приказ был издан для упрощения документооборота организации. Поэтому включение АО «ПТС» в основной «эксплуатационный» приказ помимо собственных теплосетей бесхозяйные тепловые сети и назначение ответственных за содержание и обслуживание закрепленных бесхозяйных теплосетей не возложило на АО «ПТС» дополнительных обязанностей и ответственности. Ссылка заинтересованного лица на судебную практику не может быть принята арбитражным судом, поскольку судебные акты по указанным заявителем делам основаны на иных фактических обстоятельствах. С учетом изложенных норм права, оспариваемое обществом Предписание № 09-813-01-20-004-КП от 20.01.2020 является недействительным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на заявителя необоснованные и незаконные обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В соответствие с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. В качестве меры, направленной на устранение допущенных нарушений прав заявителя оспариваемым отказом, суд первой инстанции считает необходимым обязать Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Расходы по госпошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя. | |||||||
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 09-813-01-20-004-КП от 20.01.2020. Взыскать с Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Публичного акционерного общества «Т Плюс» расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб. | |||||||
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.В. Коршикова | |||||