ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9560/17 от 06.10.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 октября 2017 года

Дело №

А55-9560/2017

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2017 года. Полный текст решения изготовлен 13 октября 2017 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестало С.С.,

рассмотрев в судебном заседании 06 октября 2017 года дело по заявлению

Муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен им. А.А.Росовского», г. Самара

от 19 апреля 2017 года

к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Министерства строительства Самарской области, г. Самара

- Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара, г. Самара

о признании недействительным Предписания в части

при участии в заседании

от заявителя – представитель Еремин Д.В. по доверенности от 12.07.2016 года

от заинтересованных лиц – представитель Акимов Д.А. по доверенности от 16.05.2017 года

от третьих лиц:

от Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара – представитель Коске С.С. по доверенности от 06.02.2017 года

от Министерства строительства Самарской области – не явился, извещен

установил:

Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен им. А.А.Росовского» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Самарской области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене п.п. 1 и 2 предписания № 26/ГО/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 23.12.2016 года.

Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.

Принимая во внимание, что пропуск заявителем срока для обращения в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, обусловлен обращением заявителя по оспариванию вышеуказанного предписания в суд общей юрисдикции, по результатам которого производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции, суд полагает необходимым восстановить заявителю срок для обращения в суд.

Заинтересованное лицо в пояснениях, данных в судебном заседании, заявленные требования считает необоснованными.

Управление гражданской защиты Администрации городского округа Самара в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве (л.д. 47-66) заявленные требования считает обоснованными.

Министерство строительства Самарской области в судебное заседание не явилось. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом по результатам проведения выездной проверки исполнения заявителем требований пожарной безопасности 23.12.2016 года вынесено предписание № 26/ГО/1/1, согласно которому заявителю, в том числе, предписано устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности:

- в организации не все руководители учебных групп (Зверева Г.В., Черников О.Н., Орлова О.Н.) прошли обучение в области гражданской обороны (нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 года № 841);

- отсутствует убежище для работников, сотрудников заявителя в случае возникновения ГО (нарушение п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309) (т. 1 л.д. 30-31).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 года № 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации:

- разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

- осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;

- создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

- разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

- организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

- планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Согласно доводам заинтересованного лица не все руководители учебных групп (Зверева Г.В., Черников О.Н., Орлова О.Н.) прошли обучение в области гражданской обороны.

Данный довод основан на Приказе заявителя от 04.02.2015 года № 20-С «О направлении на курсы гражданской обороны», согласно которому на курсы по гражданской обороне направляются, в том числе, начальник станции службы «Д» - Орлова Н.Н., начальник станции службы «Д» - Зверева Г.В. (т. 2 л.д. 67).

Однако, судом установлено, что распоряжением от 29.12.2015 года № 159-Д руководителем трех групп назначен Быкасов А.В., который в соответствии с удостоверением о повышении квалификации прошел обучение в Государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Самарской области» по программе «Руководители занятий по гражданской обороне в организациях» (т. 1 л.д. 36).

При указанных обстоятельствах, вывод заинтересованного лица о необходимости прохождения обучения Зверевой Г.В., Черникова О.Н., Орловой О.Н. является необоснованным, поскольку суду не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные лица являются руководителями групп и при наличии распоряжения от 29.12.2015 года № 159-Д, имеется необходимость прохождения ими обучения по гражданской обороне.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ)

- гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными; правовыми актами Российской Федерации;

- требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочии и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, 'чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением (пункт 2).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3).

Ведение гражданской обороны осуществляется в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 5).

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок № 1309).

В силу пункта 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежище; противорадиационное укрытие; укрытие специализированное складское помещение (место хранения); санитарно-обмывочный пункт; станция обеззараживания одежды; станция обеззараживания техники; иные объекты гражданской обороны.

Согласно пункту 3 Порядка № 1309 убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Укрытия создаются для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений; для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Пунктом 10 Порядка № 1309 установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В силу пункта 2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 (далее - Положение № 687), мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации) (пункт 3 Положения № 687).

В соответствии с пунктом 2.1 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» основным способом защиты населения от современных средств поражения является укрытие его в защитных сооружениях.

Защитные сооружения должны приводиться в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях и химически опасных объектах должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.

Защита рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильные разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также, работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов и объектов особой важности, должна предусматриваться в убежищах (пункт 2.2 СНиП 2.01.51-90).

Следовательно, организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, установленные законом, только в пределах своих полномочий и только в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, из анализа приведенных норм следует, что мероприятия в области гражданской обороны подлежат планированию исполнительными органами власти и выполнению организациями, наделенными соответствующими полномочиями организациями, эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, имеющими важное оборонное и экономическое значение, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Обязанность обеспечить объектом гражданской обороны - защитным сооружением гражданской обороны своих сотрудников в случае военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может быть возложена на юридическое лицо только в случае отнесения его к предприятиям, продолжающим свою деятельность в военное время или отнесенным к категории особой важности по гражданской обороне, и в случае, если такая обязанность вытекает из согласования с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем исходя из требований статьи 9, части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае административный орган обязан представить в суд доказательства того, что заявитель в силу конкретного правового акта, согласованного с уполномоченными государственными органами, обязан обеспечить защитным сооружением своих сотрудников в настоящий момент времени.

В соответствии с требованиями пунктами 2, 118, 121 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 г № 70 ДСП (Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2012 г № 23622), план гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки, выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом план гражданской обороны организации отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и ежегодно уточняется до 01 марта по состоянию на 01 января текущего года.

Заявитель, отнесённый к первой категории по гражданской обороне в 2015 году согласовал план гражданской обороны с Главой городского округа Самара, начальником Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствии с которым орган местного самоуправления и главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации определи, что до ввода в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны сооружения метрополитена работают в режиме укрытия с расчетной продолжительностью пребывания не более 4 часов.

После ввода в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны сооружения метрополитена работают в режиме убежища с расчетной продолжительностью пребывания в течение 48 часов (т. 1 л.д. 37-90).

В соответствии с п. 2.4. Положения об организации и ведении гражданской обороны в Самарской области, утвержденного Постановлением Губернатора Самарской области от 29.12.2008 № 148 в целях реализации полномочий в области гражданской обороны в соответствии с федеральным законодательством органы исполнительной власти Самарской области в рамках задач, указанных в приложении к настоящему Положению, органы местного самоуправления и организации планируют и осуществляют мероприятия среди которых входит предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Порядком подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городском округе Самара, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 10.07.2009 № 640 определены задачи и мероприятия по гражданской обороне согласно которым населению предоставляется убежища и средства индивидуальной защиты, приспосабливается в мирное время при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.

Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р, определено, что в Самарской области планируются строительство в области крупных животноводческих комплексов, развитие метрополитена в г. Самаре, комплексное освоение территорий в г. Самаре в целях массового жилищного строительства экономкласса.

Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р утверждена транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с которой определены капительные вложения на строительство метрополитена (Приложение № 5 к Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года).

В целях развития транспортной системы Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677 утверждена государственная программа Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)».

В соответствии с приложением № 5 к Государственной программе Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 -2025 годы)» ожидаемые результаты реализации подпрограммы является введение в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны.

Согласно подпрограмме «Развитие метрополитена в городском округе Самара» к государственной программе Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677 сказано, что до ввода в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны сооружения метрополитена работают в режиме укрытия с расчетной продолжительностью пребывания не более 4 часов.

После ввода в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны сооружения метрополитена работают в режиме убежища с расчетной продолжительностью пребывания в течение 48 часов.

Исходя из вышеуказанной государственной программы Самарской области следует, что метрополитен на территории городского округа Самара находится в настоящий момент на стадии строительства и после завершения к 2020 году будет использоваться как убежище для населения, так и для работников метрополитена.

При этом расходные обязательства по вводу в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны сооружения метрополитена исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том чи'сле формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований в соответствии с п. 2 государственной программы «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 11 Закона № 161-ФЗ, право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию и подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из вышеуказанного следует, что заявитель является эксплуатирующийся организацией по перевозке пассажиров, но не заказчиком и не подрядчиком строительства метрополитена на территории городского округа Самара.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ сказано, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Сроки устранения выявленных нарушений требований в области гражданской обороны устанавливаются должностным лицом органа осуществляющий проверку с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что установление срока устранения нарушений требований в области гражданской обороны, является исключительной дискрецией контролирующего органа.

Данный срок законом не ограничен.

Ввиду того, что заказчиком строительства метрополитена на территории городского округа Самара является Правительство Самарской области, которое определило срок ввода в эксплуатацию в 2020 году объектов гражданской обороны сооружения метрополитена в виде убежища, не имеется конкретного правового акта, согласованного с уполномоченными государственными органами, где заявитель обязан обеспечить защитным сооружением своих сотрудников в настоящий момент времени, заявителем получен согласованный план гражданской обороны с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, который повторяет подпрограмму «Развития метрополитена в городском округе Самара» к государственной программе Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)», утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677, в этой связи требование пункта 2 предписания об устранении в срок до 01.11.2017 года в виде создания убежища для работников, сотрудников МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» является необоснованными.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными и отменить пункты 1 и 2 предписания Главного управления МЧС России по Самарской области № 26/ГО/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 23.12.2016 года.

Обязать Главное управление МЧС России по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Главного управления МЧС России по Самарской области в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен им. А.А.Росовского» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко