АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26
http://www.samara.arbitr.ru, е-mail: info@samara.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
16 сентября 2013 года
Дело №А55-9827/2013
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 09 сентября 2013 года дело по заявлению
Департамента управления имуществом городского округа Самара
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
о признании незаконным решения от 06.02.2013г. по делу №92-5875-12/10
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»
при участии в заседании
от заявителя – ФИО1, доверенность от 17.12.12г., удостоверению;
от заинтересованного лица - ФИО2, доверенность от 11.01.2013г., удостоверение;
от третьего лица - ФИО3, доверенность от 23.04.2013г., паспорт;
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 06.02.2013 по делу №92-5875-12/10.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему (л.д. 6-8, 124-127).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Управление, Самарское УФАС России) заявленные требования не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и письменных пояснениях по делу (л.д. 25-32, 83-86). Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал заявленные Управлением возражения, ссылаясь на соответствие оспариваемого решения требованиям закона, соответствие выводов Управления правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 № 11390/09.
ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» согласно представленному отзыву на заявление поддерживает позицию Департамента, считает его требования законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России поступило обращение гражданина, содержащее сведения о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства.
На основании данного обращения приказом № 466 от 04.10.2012 Управлением возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства № 92-5875-12/10.
06 февраля 2013 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Самарской области по результатам рассмотрения дела № 92-5875-12/10, возбужденного по признакам нарушения Департаментом управления имуществом городского округа Самара части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) вынесла решение, которым признала Департамент нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем заключения с ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» соглашения о сотрудничестве от 17.04.2008 (далее - Соглашение), в соответствии с которым хозяйствующий субъект наделен функциями и полномочиями органа местного самоуправления по осуществлению приватизации имущества городского округа Самара на недвижимое имущество, возложенные на Департамент, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Пунктом 2 данного решения Управление прекратило рассмотрение дела № 92-5875-12/10 в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (л.д. 9-12).
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области, г.о. Самара и муниципальными правовыми актами городского округа Самара.
Статьей 47 Устава г.о. Самара на Департамент управления имуществом городского округа Самара возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, к которым относится осуществление приватизации имущества городского округа Самара, в порядке, установленном законодательством.
Порядок осуществления передачи муниципального жилищного фонда в собственность граждан установлен Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации).
В соответствии с Законом о приватизации, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан на территории городского округа Самара осуществляется Департаментом управления имуществом городского округа Самара.
Из материалов дела и письменных объяснений (исх. № 15-07-19/56144 от 14.12.2012г.), представленных Департаментом следует, что для организации работы по приватизации муниципального жилищного фонда с использованием архивного фонда между департаментом и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» заключено соглашение о сотрудничестве от 17.04.2008 г., в соответствии с которым заявления о приватизации жилья направляются в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» далее - ФГУП «РТИ») (л.д. 41-45).
В рамках рассмотрения дела и письмом (исх. № 01/13782 от 06.11.2012 г.) ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» пояснило, что: «в рамках соглашения от 17.04.2008 г., заключенного с Департаментом, Самарский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» оказывает заинтересованным лицам услугу по комплектованию пакета документов, необходимого и достаточного для заключения договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации. Вместе с тем, изложенное не означает невозможность заключения аналогичного договора возмездного оказания услуг по сопровождению сделки приватизации с любым третьим лицом» (л.д. 46-51).
Однако в материалы антимонопольного дела № 92-5875-12/10 и данного судебного представлены письма (исх. № 15-07-25/58333 10.11.2011 г. и № 15-07-25-54173 от 21.10.2011 г.) Департамента, направленные в адрес граждан -заявителей, из которых следует, что для осуществления приватизации, занимаемого ими жилья заявление с пакетом документов необходимо подавать в ФГУП «РТИ» (л.д. 52-54).
В соответствии с соглашением о сотрудничестве от 17.04.2008 г. предусмотрено, что ФГУП «РТИ» обязуется: организовать для граждан индивидуальный прием и выдачу документов по приватизации муниципального жилищного фонда в соответствии с порядком и в сроки, действующие в ФГУП «РТИ»; подготавливать необходимые для организации приватизации муниципального жилищного фонда справки и документы с соблюдением требований Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О «Приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в том числе проекты договоров о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации); подготавливать и направлять в Департамент для подписания проекты уведомлений об отказе в приватизации с разъяснением причин отказа; подготавливать заявителям приостановки в подготовке документов на приватизацию с разъяснением причин; направлять в Департамент для подписания заявления граждан на приватизацию жилых помещений и договоры о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации) с необходимым пакетом документов (л.д. 13, 55-56).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов масти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Учитывая изложенное, комиссия Самарского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 92-5875-12/10 обоснованно признала Департамент управления имуществом городского округа Самара нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем заключения с ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» соглашения о сотрудничестве от 17.04.2008 г., в соответствии с которым хозяйствующий субъект наделен функциями и полномочиями органа местного самоуправления по осуществлению приватизации имущества городского округа Самара и по государственной регистрации и перехода права городского округа Самара на недвижимое имущество, возложенные на Департамент управления имуществом городского округа Самара, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Довод Заявителя о том, что Самарскому ФГУП РТИ переданы лишь технические функции по приему документов на приватизацию, которые не относятся к муниципальной услуге, предоставляемой Департаментом не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права.
Порядок организации и предоставления государственных и муниципальных услуг регламентируется Федеральным закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определено, что муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (статья 16). Согласно статье 27 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 (далее - Устав г.о. Самара) полномочия по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара возложены на Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Статьей 47 Устава г.о. Самара на Департамент управления имуществом городского круга Самара возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, к которым относится осуществление приватизации имущества городского округа Самара, в порядке, установленном законодательством.
Постановлением администрации городского округа Самара от 24.04.2012 г. № 360 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации городского округа Самара, Департаментом управления имуществом городского округа Самара, департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара» предоставление муниципальной услуги «Передача муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность гражданам-нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» возложено на Департамент управления имуществом городского округа Самара. Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Статьей 7 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Общий порядок для оформления договоров установлен главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор заключается посредством оформления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, передача жилых помещений (и осуществление связанных с данной деятельностью функций) в собственность граждан на территории городского округа Самара осуществляется Департаментом управления имуществом городского округа ара.
Функции по приему и рассмотрению заявлений (обращений, писем) граждан о передаче жилых помещений в собственность, по подготовке документов (договоров., писем) по передаче жилых помещений в собственность гражданам, носят служебный вспомогательный характер, их реализация направлена на осуществление полномочий, возложенных на Департамент по оказанию муниципальной услуги по передаче муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении президиума ВАС РФ от 19.01.2010 г. № 11390/09 по делу № А32-23959/2008-4/402.
Вместе с тем, соглашением о сотрудничестве от 17.04.2008 г. предусмотрено, что ФГУЛ «РТИ» обязуется: организовать для граждан индивидуальный прием и выдачу документов по приватизации муниципального жилищного фонда в соответствии с порядком и в сроки, действующие в ФГУП «РТИ»; подготавливать необходимые для организации приватизации муниципального жилищного фонда справки и документы с соблюдением требований Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в том числе проекты договоров о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации); подготавливать и направлять в Департамент для подписания проекты уведомлений об отказе в приватизации с разъяснением причин отказа; подготавливать заявителям приостановки в подготовке документов на приватизацию с разъяснением причин; направлять в Департамент для подписания заявления граждан на приватизацию жилых помещений и договоры о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации) с необходимым пакетом документов.
Статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию - с другой.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дарственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Статьей 47 Устава г.о. Самара в процессе государственной регистрации и перехода права городского округа Самара на недвижимое имущество интересы городского округа представляет Департамент.
Однако, соглашением о сотрудничестве от 17.04.2008 г. предусмотрено, что в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области для регистрации права муниципальной собственности на приватизируемые жилые помещения, переданные в муниципальную собственность до 05.08.1998 г. обращается ФГУП «РТИ» на основании доверенности выдаваемой Департаментом.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 4 главы 4) и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное унитарное предприятие является самостоятельным юридическим лицом, которое как коммерческая организация (хозяйствующий субъект) не может входит в структуру органов власти.
Следовательно, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не может осуществлять функции и полномочия органов власти, в данном случае - Департамента по управлению имуществом городского округа Самара.
Исходя из изложенного, суд считает, что Самарским УФАС России обоснованно признаны действия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившиеся в заключении с ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» соглашения о сотрудничестве от 17.04.2008 г., в соответствии с которым хозяйствующий субъект наделен функциями и полномочиями органа местного самоуправления по осуществлению приватизации имущества городского округа Самара нарушающими требования антимонопольного законодательства.
Суд, принимая во внимание довод антимонопольного органа, отклоняет доводы заявителя и третьего лица о том, что Самарский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» является единственной организацией, осуществляющей на территории городского округа Самара выдачу технического плана.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97г. 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и от 01.11.97г. N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в целях проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства в Самарской области и создания единой системы информации о недвижимом имуществе на территории Самарской области, постановлением Губернатора Самарской области от 28.01.1999 г. № 13 создано дарственное унитарное предприятие Самарской области "Центр технической инвентаризации".
Согласно информации, размещенной на официальном ГУП «ЦТИ» www.gupcti.ru, основными целями деятельности предприятия являются решение социальных задач населения Самарской области, в том числе проведение работ и оказание услуг по минимальным ценам, осуществление единой государственной политики в вопросах технического учета, технической инвентаризации и оценки объектов недвижимости -зданий, сооружений и их комплексов, создание единого государственного архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации на объекты недвижимости на территории Самарской области, улучшение качества обслуживания населения Самарской области и приведение расценок на услуги технической инвентаризации к единому тарифу независимо от территориального расположения объекта на территории области (л.д. 63-65).
В соответствии с Приказами Минэкономразвития России от 19.10.2004 г. № 281 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", от 05.04.2005 г. № 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" и Свидетельством об аккредитации организации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" серия РН-1 №000039 по состоянию на 01.11.2010 года ГУП "Центр технической инвентаризации" аккредитовано на проведение технической инвентаризации и технического учёта на территории Самарской области.
Следовательно, довод Департамента о том, что ФГУП «Ростехинвентаризация-«Федеральное БТИ» является единственной организацией, осуществляющей инвентаризацию и государственный учет объектов недвижимого имущества не соответствует действительности.
Таким образом, заключенное Департаментом и ФГУП «Ростехинвентаризация –«Федеральное БТИ» соглашение о сотрудничестве от 17.04.2008 г., предусматривающее необходимость обращения для получения технической документации только в ФГУП «РТИ» может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (статья 16).
Согласно статье 27 Устава городского округа Самара полномочия по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара возложены на Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее в настоящей статье - Департамент).
Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации,
нодательством Самарской области, Уставом г.о. Самара и муниципальными И-выми актами городского округа Самара.
Статьей 47 Устава г.о. Самара на Департамент управления имуществом городского рсгуга Самара возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом ¦продского округа Самара, к которым относится осуществление приватизации имущества лского округа Самара, в порядке, установленном законодательством. Порядок осуществления передачи муниципального жилищного фонда в |«х>ственность граждан установлен Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 #0 приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о | приватизации).
Статьей 6 Закона о приватизации предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, « также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за юторыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 24.04.2012 № 360 -Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми функциональными) и территориальными органами Администрации городского округа Самара, департаментом управления имуществом городского округа Самара, департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара» утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых Департаментом управления имуществом городского округа Самара, в соответствии с которым передача муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с порядком определенным Законом о приватизации жилищного фонда является муниципальной услугой.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определено, что муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Исходя из изложенного следует, что муниципальная услуга по передаче муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа Самара должна предоставляться Департаментом управления имуществом городского округа Самара.
В ходе рассмотрения дела № 92-5875-12/10 Самарским УФАС России установлено, что между Департаментом и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» (далее -ФГУП «РТИ») заключено соглашение о сотрудничестве от 17.04.2008 г., в соответствии с которым ФГУП «РТИ» обязуется: организовать для граждан индивидуальный прием и выдачу документов по приватизации муниципального жилищного фонда в соответствии с порядком и в сроки, действующие в ФГУП «РТИ»; подготавливать необходимые для организации приватизации муниципального жилищного фонда справки и документы с соблюдением требований Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в том числе проекты договоров о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации); подготавливать и направлять в Департамент для подписания проекты уведомлений об отказе в приватизации с разъяснением причин отказа; подготавливать заявителям приостановки в подготовке документов на приватизацию с разъяснением причин; направлять в Департамент для подписания заявления граждан на приватизацию жилых помещений и договоры о передаче жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации) с необходимым пакетом документов.
Кроме того, в материалах дела № 92-5875-12/10 имеются письма (исх. № 15-07-25/58333 от 10.11.2011 г. и № 15-07-25-54173 от 21.10.2011 г.) Департамента, направленные в адрес граждан-заявителей, из которых следует, что для осуществления приватизации, занимаемого ими жилья заявление с пакетом документов необходимо подавать в ФГУП «РТИ».
Доводы Департамента, изложенные в письме исх. № 15-07-19/48727 от 12.11.2012 г. о том, что «муниципальная услуга по приватизации муниципального жилищного фонда, выражающаяся в подписании договоров приватизации муниципальных жилых помещений оказывается исключительно Департаментом, а Самарскому ФГУП РТИ переданы не полномочия, а техническая функция по приему документов на приватизацию, и выдаче соответствующих договоров, подписанных уполномоченными сотрудниками Департамента» не могут бать приняты во внимание, так как функции по приему и рассмотрению заявлений (обращений, писем) граждан о передаче жилых помещений в собственность, по подготовке документов (договоров писем) по передаче жилых помещений в собственность гражданам, носят служебный вспомогательный характер, их реализация направлена на осуществление полномочий, возложенных на Департамент по оказанию муниципальной услуги по передаче муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, Самарское УФАС России считает, что действия Департамента, выразившиеся в заключении с ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральной БТИ» соглашения о сотрудничестве от 17.04.2008 г. в соответствии с которым хозяйствующий субъект наделен функциями и полномочиями органа местного самоуправления по осуществлению муниципальная услуга по передаче муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа Самара, что является недопустимым в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы Департамента о том, что оспариваемым решением Управления ставится под сомнение не только законность соглашения, но и всех договоров приватизации не состоятельны, Управлением не устанавливался факт непосредственного подписания и заключения договоров приватизации неуполномоченным лицом, на что указывает заявитель.
Ссылка заявителя на то, что в процессе судебного разбирательства по данному делу во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 210 № 210-ФЗ распоряжением Департамента от 14.08.2013 № 700 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Передача муниципальных помещений муниципального жилищного фонда в собственность гражданам – нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», закрепивший ранее существовавший порядок осуществления процедуры приватизации, судом отклоняется, поскольку содержание данного регламента не было предметом рассмотрения антимонопольного органа ввиду его принятия после вынесения оспариваемого решения. В то же время законность и обоснованность ненормативного акта Самарского УФАС Росси проверяется судом на основании ст. 200-201 АПК РФ на момент его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным решения антимонопольного органа необходимо выполнение одновременно двух условий:
- не соответствие решения закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением права и законные интересы заявителя, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением Управление прекратило рассмотрение дела № 92-5875-12/10 в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предписание об устранении нарушения на основании решения Управления Департаменту либо иным лицам не выдавалось, какие-либо обязанности на Департамент оспариваемым решением не возложены, создание оспариваемым решением иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Департаментом не обосновано.
На основании вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом того, что заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 НК РФ, то дело рассмотрено без взимания государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
О.В. Мешкова