ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9878/20 от 10.08.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2020 года

Дело №

А55-9878/2020

Резолютивная часть решения объявлена: 10 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен: 17 августа 2020 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании  августа 2020 года   дело по иску, заявлению

Товарищества собственников жилья "Волжские Зори"

к  Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

-Министерство строительства Самарской области

-Департамент градостроительства г.о. Самара

- ЗАО «Гагаринец»

о признании

при участии в заседании

от заявителя –ФИО2 председатель, ФИО3 по доверенности

от заинтересованного лица–Левочкина А.В.  по доверенности

от третьих лиц –  не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Волжские Зори" обратилось в суд с заявлением о признании Постановления Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара № 61 от 12.03.2020 г. об отказе ТСЖ "Волжские Зори" незаконным; обязать Администрацию Октябрьского внутригородского района г.о. Самара изменить адрес <...>, присвоенный объекту незавершенного строительства.

Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Арбитражным судом было удовлетворено письменное ходатайство заявителя о восстановлении срока обращения в суд, поскольку суд счёл доводы заявителя, изложенные в ходатайстве, обоснованными, а причины пропуска срока – уважительными.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 10 апреля 2002 года было учреждено ТСЖ «Волжские Зори» на основании протокола № 1 учредительного собрания ТСЖ «Волжские Зори».

Постановлением № 6 от 10 февраля 1999 года ЗАО «Гагаринец» (застройщику) был предоставлен земельный участок пл. 1,1 га для строительства 10 этажного многоквартирного дома на 4 секции (с 1 по 6 подъезды) котельной, трансформаторной подстанции и подземного гаража-стоянки.

Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Самары "О присвоении адреса жилому дому" от 24.10.2001 года № 284 жилому дому был присвоен адрес: <...>. Д. 240Б.

Постановлением Главы города Самары от 29 декабря 2001 года № 1613 была введена в эксплуатацию секция 1,2 жилого дома по адресу ул.Советской Армии, д. 240 Б.

1 ноября 2005 года на основании акта приема-передачи ЗАО «Гагаринец» передали на баланс ТСЖ «Волжские Зори» котельную и пристрой к дому № 240Б по ул. Советской Армии.

Постановлением Главы города Самара № 4500 от 15 ноября 2004г. «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии» был утвержден Акт Государственной приемочной комиссии от 29 апреля 2004 года, принявшей от ЗАО «Гагаринец» жилой дом секции 3 и 4, офисные помещения в цокольном и первых этажах секции 1,2,3,4 по улице Советской Армии, 240 Б и распределительный пункт совмещенный с трансформаторной подстанцией № РП-5 в Октябрьском районе в объеме проекта, а также было разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом секции 3 и 4, офисные помещения в цокольном и первых этажах секции 1,2,3,4 по улице Советской Армии, 240 Б и распределительный пункт совмещенный с трансформаторной подстанцией № РП-5 в Октябрьском районе с постановкой на баланс товариществу собственников жилья «Волжские Зори».

На баланс ТСЖ «Волжские Зори» приняты: 1,2,3,4,5,половина 6 подъезды дома по улице Советской Армии, 240 Б.

24 июня 2019 года состоялось совещание в Департаменте градостроительства г.о.Самара по вопросу завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: ул. Советской Армии, д. 240 Б (2 очередь: 1/2 6-10 подъезды), 240, где было рекомендовано организовать инициативной группе жилищно-строительный кооператив.

15 ноября 2019 года было проведено выездное совещание по вопросам завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, расположенных по адресу ул.Советской Армии д.240 и 240Б, где в ходе совещания были решено выбрать временную управляющую компанию на 5,6,7 секции это с 7-10 подъезды.

13 февраля 2020 года ТСЖ обратилось в Администрацию внутригородского района г.о. Самара с заявлением об изменении адреса объекта незавершенного строительства 2 очередь в настоящее время дома № 240Б по ул.Совесткой Армии.

12 марта 2020 года Постановлением Администрации внутригородского района г.о. Самара № 61 (далее Постановление) было отказано Товариществу собственник жилья «Волжские Зори» (далее ТСЖ) ИНН <***>, в изменении адреса объекту незавершенного строительства.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об адресной системе) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Согласно части 1 статьи 6 Закона об адресной системе для размещения сведений в государственном адресном реестре оператор федеральной информационной адресной системы обеспечивает органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченным на присвоение адресов объектам адресации, возможность внесения соответствующих сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной адресной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.

В силу части 2 статьи 6 Закона об адресной системе уполномоченный на создание и ведение Государственного каталога географических названий федеральный орган исполнительной власти или действующее на основании решения данного органа подведомственное ему федеральное государственное учреждение в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее чем три рабочих дня со дня внесения в Государственный каталог географических названий используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании направляет оператору федеральной информационной адресной системы такие сведения. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.

Пунктом 5.1.21 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457, выполнение работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение отнесено к полномочиям Росреестра.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об адресной системе содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 5 Закона об адресной системе Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 384 в качестве федерального органа исполнительной власти определено Министерство финансов Российской Федерации, а в качестве оператора федеральной информационной адресной системы - Федеральная налоговая служба.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона об адресной системе предусмотрено, что названный федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок ведения государственного адресного реестра.

Приказом Минфина России от 21 апреля 2015 г. N 68н утверждены порядок и способы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, а также Положение о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.

Согласно пункту 1 названное Положение определяет порядок и способы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона об адресной системе Правительство Российской Федерации устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.

В силу пункта 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 (далее - Правила), присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

Согласно пункту 7 Правил изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.

В силу пункта 26 Правил датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

В соответствии с п.3.52. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Присвоение, изменение, аннулирование и регистрация адресов объектов недвижимости", утвержденного Постановлением администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 18.02.2016 N 12, основанием для начала административной процедуры в части изменения адресов многоквартирных жилых домов является получение из ФНС России, управления Росреестра, структурных подразделений органа местного самоуправления сведений, являющихся основанием для изменения адреса.

Согласно п.3.55. Административного регламента Решение об изменении адреса объекта адресации содержит:

присвоенный объекту адресации адрес;

реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение об изменении адреса;

описание местоположения объекта адресации;

кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации;

аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации).

Согласно п.3.58. Административного регламента результатом исполнения административной процедуры является решение об отказе в изменении объекту адресации адреса, подготовленное согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту, или принятие решения об изменении адреса.

В результате системного анализа вышеуказанных правовых норм арбитражный суд пришел к выводу, что изменению адреса объекта недвижимости должно предшествовать присвоение такому объекту адресации адреса на основании решения компетентного органа местного самоуправления.

Как установлено судом, на основании заявления директора ЗАО «Гагаринец» ФИО4 о присвоении адреса жилому дому, постановления Главы города Самары № 6 от  10.02.1999 «О предоставлении закрытому акционерному обществу «Гагаринец» земельного участка и разрешении строительства 10-ти этажного жилого дома по улице Советской Армии в Октябрьском районе» Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Самары "О присвоении адреса жилому дому" от 24.10.2001 года № 284 адрес: <...>, был присвоен жилому дому, расположенному по ул.Советской Армии.

Данное распоряжение принято в отношении жилого дома без указания на какие-либо секции или подъезды.

Заявитель просит изменить адрес <...>, присвоенный объекту незавершенного строительства.

Однако решение о присвоении именно 7-10 подъездам адреса: <...> Администрация Октябрьского района г.Самары или Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара не принимали.

Доказательства обратного заявителем суду не представлены.

Основания для изменения адреса жилого дома, расположенному по ул.Советской Армии, присвоенного Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Самары "О присвоении адреса жилому дому" от 24.10.2001 года № 284, судом не установлены.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что Постановления Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара № 61 от 12.03.2020 г. не противоречит закону и не нарушает права заявителя.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1