ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-9926/2021 от 14.07.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2022 года

Дело №

А55-9926/2021

Резолютивная часть решения объявлена: 14 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 22 июля 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 14 июля 2022 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Абсолют"

к Управлению по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», Администрации Муниципального района Нефтегорский

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании

от истца – ФИО2 по доверенности

от ответчика - ФИО3 по доверенности,  ФИО4 по доверенности;

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Абсолют" обратилось в суд с заявлением, в котором просит: признать бездействие Управления по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области по неисполнению исполнительных листов серия ФС № 029784121 и серия ФС №029698761 выданных на решения Арбитражного суда Самарской области по делам № А55-1123/2019 и А55-1126/2019 незаконными; обязать Управление по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области произвести исполнение исполнительных листов серия ФС № 029784121 и серия ФС №029698761 выданных на решения Арбитражного суда Самарской области по делам № А55-1123/2019 и А55-1126/2019 (с учетом уточнений, принятых судом, в соответствии со ст. 49 АПК РФ).

Управление по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», Администрация Муниципального района Нефтегорский.

Арбитражным судом было удовлетворено письменное ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного трёхмесячного срока обращения в суд, поскольку суд счёл доводы заявителя, изложенные в ходатайстве, обоснованными, а причины пропуска срока – уважительными.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-1 123/2019 от 19 марта 2019 г. удовлетворены исковые требования ООО “Группа компаний “Абсолют” о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 26 августа 2016 г. на сумму 2707203,55 руб.

Кроме того, Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 г. по делу № А55-1126/2019 удовлетворены исковые требования ООО “Группа компаний “Абсолют” о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 26 августа 2016 г. на сумму 1120129,77 руб.

Должником по указанным решениям суда является Муниципальное казенное предприятие “Управление капитального строительства Муниципального района Нефтегорский Самарской области” (ИНН <***>).

Указанные решения вступили в законную силу, при этом ООО “Группа компаний “Абсолют” получило исполнительные листы серия ФС № 029698761 и серия ФС № 029784121.

В соответствии с п. 4 ст. 242.2. Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Истец предъявил исполнительные листы серия ФС № 029698761 и серия ФС № 029784121 для исполнения в Управление по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области, что подтверждается  отметкой о получении от 17.07.2019 № 753 и № 754.

Однако до настоящего времени решения Арбитражного суда не исполнены, денежные средства не поступили на расчетный счет ООО “Группы компаний “Абсолют”.

ООО “Группы компаний “Абсолют” из открытых источников стало известно, что должник осуществляет свою деятельность проектах с высокой финансовой составляющей, что указывает на наличие в его распоряжении юридического лица необходимых денежных средств для погашения задолженности:

Контракт № 3637700528221000011 в качестве заказчика с организацией ООО "СамРЭК- Эксплуатация" на сумму 324 млн. руб. (Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Проектирование и реконструкция канализационных сооружений в г. Нефтегорске Самарской области")

Контракт № 3637700528221000010 в качестве заказчика с организацией ФБУ "РОССТРОИКОНТРОЛЬ" на сумму 1,80 млн. руб. (Проведение строительного контроля на объекте: «Водоснабжение микрорайона Е в г. Нефтегорске Самарской области»)

Контракт № 3637700528221000009 в качестве заказчика с организацией ФБУ "РОССТРОЙКОНТРОЛЬ" на сумму 8,40 млн. руб. (Проведение строительного контроля на объекте: «Водоснабжение г. Нефтегорска. Этап II. Ветлянский артезианский водозабор»)

Контракт № 3637700528221000008 в качестве заказчика с организацией ООО "СК ЭРА" на сумму 66 млн. руб. (Капитальный ремонт ГБОУ СОШ с. Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области)

Контракт № 3637700528221000007 в качестве заказчика с организацией ООО "APT ДОР СТРОЙ" на сумму 5,35 млн. руб. (Благоустройство дворовых территорий в г. Нефтегорске Самарской области)

Контракт № 3637700528221000006 в качестве заказчика с организацией ООО "СК ЭРА" на сумму 29 млн. руб. (Благоустройство общественных территорий в г. Нефтегорске Самарской области)

Контракт № 3637700528221000005 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 347 млн. руб. (Выполнение строительно-монтажных работ по объектам: Водоснабжение г. Нефтегорска. Этап II. Ветлянский артезианский водозабор. Водоснабжение микрорайон "Е" в г. Нефтегорске Самарской области)

Контракт № 3637700528221000004 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 44 млн. руб. (Проектирование и реконструкция системы водоснабжения в с. Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области )

Контракт № 3637700528221000003 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 45 млн. руб. (Благоустройство сельских территорий в сельских поселениях Бариновка, Богдановка, Дмитриевка, Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области)

Контракт № 3637700528221000002 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 44 млн. руб. (Благоустройство сельских территорий в сельских поселениях Бариновка, Богдановка, Дмитриевка, Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области)

Контракт № 3637700528221000001 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 78 млн. руб. (Завершение работ по благоустройству парка «Молодежный» в г. Нефтегорске)

Контракт № 3637700528220000023 в качестве заказчика с организацией ООО "УК "МАТТЕРХОРН" на сумму 4,91 млн. руб. (Благоустройство прилегающей территории ГБОУ СОШ "Образовательный центр" с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области)

Контракт № 3637700528220000022 в качестве заказчика с организацией ООО "ПСК-ГРУПП" на сумму 7,31 млн. руб. ( Завершение работ по техническому перевооружению котельной в с. Утевка, по адресу: у. бОлет Советской власти, 1-А )

Контракт № 3637700528220000020 в качестве заказчика с организацией ООО "ЕвроГеоПроект" на сумму 15 млн. руб. (Разработка проектно-сметной документации по объекту: " Проектирование и строительство подающего центрального водопровода в с. Кулешовка муниципального района Нефтегорский Самарской области ")

Контракт № 3637700528220000021 в качестве заказчика с организацией ООО "ПРИОРИТЕТ ТОЛЬЯТТИ" на сумму 11 млн. руб. (Капитальный ремонт центральной теплосети в с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области)

Контракт № 3637700528220000019 в качестве заказчика с организацией ООО "ПРИОРИТЕТ ТОЛЬЯТТИ" на сумму 18 млн. руб. (Аварийно-восстановительный ремонт центральной теплосети в с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области)

Контракт № 3637700528220000018 в качестве заказчика с организацией ООО "ПСК-ГРУПП" на сумму 10 млн. руб. (Восстановление водоснабжения в целях предупреждения ЧС ситуации в селе Утевка муниципального района Нефтегорский)

Контракт № 3637700528220000017 в качестве заказчика с организацией ООО "УК "МАТТЕРХОРН" на сумму 52 млн. руб. (Ремонт дорог с обустройством пешеходных переходов в муниципальном районе Нефтегорский Самарской области )

Контракт № 3637700528220000016 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 186 млн. руб. (Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха)

Контракт № 3637700528220000015 в качестве заказчика с организацией ООО "ЗЕВС-САМАРА" на сумму 13 млн. руб. (Техническое перевооружение котельной в с. Утевка, по адресу: ул. 60 лет Советской власти, 1-А")

Контракт № 3637700528220000014 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 19 млн. руб. (Благоустройство сельских территорий в муниципальном районе Нефтегорский. Устройство спортивных площадок и детских игровых площадок.)

Контракт № 3637700528220000013 в качестве заказчика с организацией ООО "ГИПЕРИОН" на сумму 7,30 млн. руб. (Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и строительство детской школы искусств в с. Утевка муниципального района Нефтегорский")

Контракт № 3637700528220000012 в качестве заказчика с организацией ООО "ВМ ГРУПП" на сумму 29 млн. руб. (Благоустройство сельских территорий в муниципальном районе Нефтегорский. Устройство пешеходных дорожек и тротуаров, ремонт памятников участникам ВОВ, благоустройство зон отдыха на берегу озер.)

Контракт № 3637700528220000011 в качестве заказчика с организацией ООО "ГИПЕРИОН" на сумму 6,20 млн. руб. (Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Устройство перехода между корпусами ГБОУ СОШ с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области")

Контракт № 3637700528220000009 в качестве заказчика с организацией ООО "НОРДОРСТРОЙ" на сумму 2,96 млн. руб. (Благоустройство сельских территорий в муниципальном районе Нефтегорский. Обустройство контейнерных площадок в сельских поселениях муниципального района Нефтегорский)

Контракт № 3637700528220000010 в качестве заказчика с организацией ООО "ВЕЛЕС" на сумму 12 млн. руб. (Благоустройство сельских территорий в муниципальном районе Нефтегорский. Организация уличного освещения с использованием энергосберегающих технологий).

По мнению заявителя, по большинству из указанных контрактов имеется исполнение, то есть переводы денежных средств в счет исполнения обязательств Заказчика. Заявитель полагает, что в связи с отсутствием взыскания задолженности бездействия исполнительного органа следует считать незаконными, что ущемляет права ООО “Группа компаний “Абсолют”.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания ненормативного акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта (решения, действия, бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушения оспариваемым актом (решением, действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.05 № 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из норм Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.07 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве»),

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного кодекса.

Согласно положениям статьи 242.2 Бюджетного кодекса для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные данным кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5).

Пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса определено, что исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты: Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.05.06 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» следует, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публичноправовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.05 № 8-П указал, что конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 1, часть 1; статьи 2, 17 и 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации). Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.

Из указанного следует, что недопустима ситуация, при которой отсутствие денежных средств у публичного образования могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.

Как установлено судом, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов Государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства», является Управление по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области, действующее на основании Положения «Об Управлении по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский», утвержденного Постановлением Главы Муниципального района Нефтегорский Самарской области № 472 от 27.03.2008г.

Как указывает в отзыве заинтересованное лицо, 17 июля 2019 г. в УЭРТФИ поступили исполнительный лист ФС №029784121, выданный Арбитражным судом Самарской области по делу №А55-1126/2019, и исполнительный лист ФС №029698761, выданный Арбитражным судом Самарской области по делу №А55-1123/2019.

18 июля 2019 г. в соответствии с ч.2 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, УЭРТФИ направило уведомление №40 о поступлении исполнительного документа в МКУ «Управление капитального строительства муниципального района Нефтегорский Самарской области» (далее - МКУ «УКС»).

В срок, установленный ч.3 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ. МКУ «УКС» предоставило в УЭРТФИ пояснения (письмо от 31.07.2019 №244), согласно которым на оплату задолженности по исполнительным листам бюджетных ассигнований на 2019 г. не предусмотрено, направлено в адрес Главы муниципального района Нефгегорский письмо №243 от 31.07.2019 г. о рассмотрении вопроса о дополнительном выделении денежных средств на оплату исполнительных листов (ч.4 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ч.5 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

02 октября 2019 г. Арбитражным судом Самарской области по делу №А55-1123/2019 МКУ «УКС» предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2019 до 31.12.2019 г.

16 октября 2019 г. Арбитражным судом Самарской области по делу №А55-1126/2019 МКУ «УКС» предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2019 до 31.12.2019 г.

03 и 17 октября 2019 г. МКУ «УКС» направил указанные определения суда в УЭРТФИ (письма от 03.10.2019 №368, 17.10.2019 №404).

В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, операции по лицевым счетам МКУ «УКС» не приостанавливались.

18 декабря 2019 г. решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 18.12.2019 г. №341 «Об утверждении бюджета муниципального района Нефтегорский на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы» были выделены бюджетные лимиты на МКУ «УКС» на исполнение решений Арбитражного суда Самарской области.

29 января 2020 г. в связи с нарушением ч.6 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ УЭРТФИ приостановила операции по лицевому счету МКУ «УКС» и направило в их адрес уведомление №1 о приостановлении операций по расходованию средств.

04 февраля 2020 г. Администрация муниципального района Нефтегорский обратилась в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о проведении проверки в отношении должностных лиц МКУ «Управление капитального строительства муниципального района Нефтегорский» в связи с согласованием и подписанием в 2017 г. ООО «Группа компаний Абсолют» локально-ресурсных смет на суммы 2 707 203,55 руб., 1 120 129,77 руб., 851 954,18 руб. без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», без доведенных решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский до МКУ «УКС» бюджетных средств на выполнение дополнительных работ.

17 февраля 2020 г. сотрудниками ГУ МВД России по Самарской области был проведен осмотр в здании Администрации муниципального района Нефтегорский в кабинетах, занятых организациями: МКУ «Управление капитального строительства муниципального района Нефтегорский Самарской области» и УЭРТФИ муниципального района Нефтегорский, с изъятием исполнительной документации по строительству объекта: «Проектирование и строительство физкультурно-спортивного комплекса с универсальным игровым залом в г. Нефтегорске Самарской области» и исполнительных листов по делам №А55-1123/2019 и №А55-1126/2019.

18 февраля 2020 г. операции по лицевому счету МКУ «УКС» были возобновлены.

Во исполнение абзаца 3 ч.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ 21 февраля 2020 г. УЭРТФИ уведомила об изъятии исполнительных листов ООО «Труппа компаний «Абсолют»».

08 декабря 2020 г. заявитель обращался в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о выдаче дубликатов вышеуказанных исполнительных листов. Заявление оставлено без удовлетворения (определение от 02.02.2021 г. по делу №А55-1123/2019).

Как считает Управление, в настоящее время УЭРТФИ не имеет возможности перечислить денежные средства по исполнительным листам, ввиду их отсутствия, так как при исполнении исполнительного листа УЭРТФИ обязано сделать в листе отметку о размере перечисленной суммы и направить исполнительный лист в суд (ч.10 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ).

По мнению Управления, бездействие УЭРТФИ по неисполнению исполнительных листов является законным, права и законные интересы ООО «Труппа компаний «Абсолют» не нарушены.

Арбитражным судом предприняты меры к установлению местонахождения исполнительных листов по делам №А55-1123/2019 и №А55-1126/2019.

Как сообщило ГУ МВД России по Самарской области в письме от 31.01.2022 № 30/1-875, материал проверки по обращению главы Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО5 по факту противоправных действий со стороны руководства МКУ «Управление капитального строительства муниципального района Нефтегорский» (КУСП ГУ МВД России по Самарской области № 1816 от 17.02.2020), а также документы, изъятые 17.02.2020 в ходе осмотра места происшествия в Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, 27.02.2020 направлены в Богатовский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Самарской области (исх. № 30/6-1716), где по результатам проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. По вопросу местонахождения документов, изъятых 17.02.2020 в ходе осмотра места происшествия, необходимо обратиться в Богатовский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Самарской области.

В ответ на запросы арбитражного суда Богатовский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Самарской области письмом от 18.04.2022г. № Исх-17-226-30-180-22 сообщил, что исполнительные листы по делу № А55-1126/2019 и № А55-1123/2019, изъятые сотрудниками полиции в ходе осмотра места происшествия от 17.02.2020 вместе с другими изъятыми документами 20.07.2020 направлены в адрес Главы муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО5 и переданы по доверенности руководителю МКУ «УКС м.р. Нефтегорский Самарской области» ФИО6 По результатам проведенной процессуальной проверки по материалу КУСП № 1816 от 17.02.2020, поступившему из ГУ МВД России по Самарской области в Богатовский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

В подтверждение указанный обстоятельств Отдел приложил копии сопроводительного письма от 20.07.2020 с отметкой в получении от 20.07.2020г., доверенности от 20.07.2020г. № 00000000005, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.05.2020.

МКУ «УКС» в письменных пояснениях от 08.07.2022г. сообщило суду, что 20.07.2020 водителем ФИО7 от правоохранительных органов был получен запечатанный пакет с документами, в котором исполнительные листы отсутствовали (письмо от 16.05.2022 №183).

Ссылаясь на указанное утверждение, УЭРТФИ в письменных пояснениях от 06.07.2022г. сообщило суду, что 17 мая 2022 г. УЭРТФИ обратилось в Богатовский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Самарской области с просьбой вернуть оригиналы исполнительных листов для их исполнения. Ответ не получен, оригиналы исполнительных листов в адрес УЭРТФИ не поступили. В настоящее время УЭРТФИ не имеет возможности применить меры к должнику, установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, ввиду отсутствия исполнительных листов, так как при исполнении УЭРТФИ обязано сделать в листе отметку о размере перечисленной суммы и направить исполнительный лист в суд (ч.10 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ).

Арбитражный суд к доводу третьего лица об отсутствии исполнительных листов отнесся критически, поскольку, добросовестное и разумно действующее лицо, установив отсутствие среди возвращаемых документов оригиналов ранее изъятых документов, зафиксирует данный факт; сообщит об этом правоохранительному органу, передавшему документы, а также Главе Муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО5, которому документы направлялись; примет меры к поиску утраченных документов и возвращению их лицу, у которого они были изъяты и находились на исполнении.

Сведения о совершении таких действий МКУ «УКС» суду не представило.

Также третье лицо не пояснило, каким образом запечатанный конверт с документами, адресованный Главе Муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО5, был вскрыт 20.07.2020 должником, а находящиеся в нём документы, изъятые в Управлении по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области, не были переданы по назначению либо возвращены финансовому органу.

Допустимые, относимые и достоверные доказательства того, что сообщение Богатовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Самарской области письмом от 18.04.2022г. № Исх-17-226-30-180-22 о том, что исполнительные листы по делу № А55-1126/2019 и № А55-1123/2019, изъятые сотрудниками полиции в ходе осмотра места происшествия от 17.02.2020 вместе с другими изъятыми документами 20.07.2020 направлены в адрес Главы муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО5 и переданы по доверенности руководителю МКУ «УКС м.р. Нефтегорский Самарской области» ФИО6, не соответствует действительности, в материалах арбитражного дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает факт утраты исполнительных листов не установленным.

Довод ответчика о том, что в настоящее время УЭРТФИ не имеет возможности применить меры к должнику, установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, ввиду отсутствия исполнительных листов, так как при исполнении УЭРТФИ обязано сделать в листе отметку о размере перечисленной суммы и направить исполнительный лист в суд (ч.10 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ).

Указанной Управлением обязанности сделать в листе отметку о размере перечисленной суммы и направить исполнительный лист в суд предшествует исполнение судебного акта в пределах компетенции финансового органа.

Как указывало Управление, 17 февраля 2020 г. сотрудниками ГУ МВД России по Самарской области были изъяты исполнительные листы по делам №А55-1123/2019 и №А55-1126/2019, а 18 февраля 2020 г. операции по лицевому счету МКУ «УКС» были возобновлены.

Правовое обоснование указанных действий заинтересованным лицом не представлено.

Сведения о том, что арбитражный суд, выдавший исполнительные листы по делам №А55-1123/2019 и №А55-1126/2019, каким-либо образом приостановил или ограничил их действие, в материалах дела отсутствуют.

Исполнение судебных актов в силу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись также могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах объема бюджетных ассигнований.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.09 № 1312-0-0, в силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса полномочие руководителя финансового органа муниципального образования вносить изменения в сводную бюджетную роспись - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 118 Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность публичного образования обеспечить реализацию этого требования.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Таким образом, с 18 февраля 2020 г. какие-либо действия заинтересованного лица по исполнению вступивших в законную силу судебных актов в отношении МКУ «УКС» отсутствуют.

Изъятие исполнительных листов по делам №А55-1123/2019 и №А55-1126/2019 не является основанием для неисполнения вступивших в законную силу судебных актов.

Обоснование и доказательства законности оспариваемого бездействия заинтересованным лицом суду не представлено.

В части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса).

В силу пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Пункт 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса устанавливает, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса).

В данном случае Управлением по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области не представлены доказательства принятия мер для исполнения решения суда в сроки, установленные Бюджетным кодексом.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2017 N Ф06-22796/2017 по делу N А49-7167/2016.

При таких обстоятельствах арбитражный суд находит обоснованными требования заявителя о признании незаконным бездействие Управления по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области в виде неисполнения исполнительных листов серия ФС № 029784121 и серия ФС №029698761, выданных на решения Арбитражного суда Самарской области по делам № А55-1123/2019 и А55-1126/2019.

Доводы Управления, приведенные в отзыве, не свидетельствуют о законности действий и бездействия ответчика по неисполнению решения суда.

В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по госпошлине в сумме 3000 руб. согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать бездействие Управления по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области в виде неисполнения исполнительных листов серия ФС № 029784121 и серия ФС №029698761, выданных на решения Арбитражного суда Самарской области по делам № А55-1123/2019 и А55-1126/2019 незаконным.

Обязать Управление по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя произвести исполнение исполнительных листов серия ФС № 029784121 и серия ФС №029698761 выданных на решения Арбитражного суда Самарской области по делам № А55-1123/2019 и А55-1126/2019. 

Взыскать с Управление по экономическому развитию, торговле, финансам и инвестициям Муниципального района Нефтегорский Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Абсолют" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

Возвратить ООО "Группа компаний "Абсолют" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению госпошлину в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1