ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-101103/2023 от 08.02.2024 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 февраля 2024 года                                                           Дело № А56-101103/2023

Резолютивная часть решения объявлена  января 2024 года .

Полный текст решения изготовлен  февраля 2024 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Объедковой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ"

Заинтересованное лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании решения от 20.07.2023 №04-20/14097 и обязании возвратить переплату в сумме 878,57 руб.

при участии:

от заявителя: Акимова А.А. (по доверенности от 09.01.2024)

от заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения от 20.07.2023 №04-20/14097 и обязании возвратить переплату в сумме 878,57 руб.

Определением от 24.10.2023 заявление принято к производству.

В материалах дела имеется отзыв заинтересованного лица.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явилось.

При указанных обстоятельствах, суд усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лиц.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2020 году располагалось 13 объектов Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» находящихся в ведении филиала РТРС «Санкт-Петербургский РЦ» (далее – Филиал), по которым производились отчисления за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС):

1)РТС Новинка по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Вырицкое городское поселение, пос. Новинка, ул. Железнодорожная, уч. 56;

2)Цех Выборг по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, МО «Город Выборг», г. Выборг, район Светогорского шоссе (Выборгский муниципальный район, МО «Город Выборг», г. Гора Папула, д. 1б);

3)Цех Кингисепп по адресу: Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Профилакторная, д.9;

4)Цех Луга по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, ул. Пионерская, д. 4;

5)Приемный цех № 2 Назия по адресу: Ленинградская обл., Кировский р-н, пос. Назия, ул. Кирова, д. 62;

6)Цех Тихвин по адресу: Ленинградская обл., Тихвинский муниципальный р-н, Тихвинское г.п., г. Тихвин, ул. Ретранслятор, 1

7)Цех Подпорожье по адресу: Ленинградская обл., Подпорожский муниципальный р-н, Подпорожское г.п., урочище Нисельга, уч. 1;

8)Цех ЛРТПЦ пл. № 2 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 26;

9)Цех ЛРТПЦ пл. № 1 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д.3;

10)РТПС Ольгино по адресу: Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 104;

11)Приемный цех № 2 Назия по адресу: Ленинградская обл., Кировский р-н, пос. Назия, ул. Кирова, д. 62;

12)Цех ЭТО ОТРВ ЛО Красный Бор по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, г.п. Красный Бор, ул. Комсомольская, д. 6;

13)УЭСВП по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 72.

03.03.2021 через личный кабинет природопользователя Филиалом в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Ответчик) была направлена декларация за 2020 года о плате за НВОС.

22.11.2021 в личном кабинете появилась отметка об отклонении декларации, в связи с наличием задолженности.

В связи с неполучением акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС за 2020 год, 16.03.2022 Филиал обратился к Ответчику письмом № 888/07 с просьбой провести сверку за 2020 год.

27.04.2022 от Ответчика был получен письмом от 26.04.2022 № 02-20/8433 акт проведения контроля за НВОС за 2020 год от 28.11.2021, в соответствии с которым выставлено требование о погашении задолженности в размере 17 016,14 руб.

19.08.2022 Филиалом письмом № 2811/10 Ответчику направлены возражения на акт проведения контроля за НВОС от 28.11.2021 с пояснениями относительно ранее поданной декларации. Тогда же в связи с выявлением невнесенной в декларацию информации о введении в эксплуатацию в ноябре 2020 года дизель-генераторных установок на РТС Красный Бор и РТС Гатчина, подана уточненная декларация о плате за НВОС за 2020 год, согласно которой:

По всем объектам Филиала оплате по КБК 0481120101016000120 (плата за выбросы) подлежала и была уплачена Филиалом сумма в размере 885,37 рублей (Приложение № 6):

- 15.04.2020 платежными поручениями №№ 1376-1385 в сумме 197,95 рублей – авансовые платежи за 1 квартал 2020 года;

- 14.07.2020 платежными поручениями №№ 2384-2393 в сумме 197,95 рублей – авансовые платежи за 2 квартал 2020 года;

- 08.10.2020 платежными поручениями №№ 3489-3498 в сумме 197,95 рублей – авансовые платежи за 3 квартал 2020 года;

- 25.02.2021 платежными поручениями №№ 551-555 в сумме 489,47 рублей – авансовые платежи за 4 квартал 2020 года.

2. По всем объектам Филиала оплате по КБК 04811201041016000120 (плата за размещение отходов производства и потребления) подлежала и была уплачена Филиалом сумма в размере 29 924,12 рублей (Приложение № 7):

- 15.04.2020 платежными поручениями №№ 1369-1375 в сумме 6 853,05 рублей – авансовые платежи за 1 квартал 2020 года;

- 14.07.2020 платежными поручениями №№ 2377-2383 в сумме 6 853,05 рублей – авансовые платежи за 2 квартал 2020 года;

- 08.10.2020 платежными поручениями №№ 3482-3488 в сумме 6 853,05 рублей – авансовые платежи за 3 квартал 2020 года;

- 25.02.2021 платежными поручениями №№ 546-550 в сумме 9 364,97 рублей – авансовые платежи за 4 квартал 2020 года.

26.12.2022 Филиалом от Ответчика было получен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС № АКТ1_2020_д_908_1/236 с требованием об уплате задолженности в размере 42,99 рублей (Приложение № 8). Из акта проведения контроля следует:

1.По КБК 04811201041016000120 (плата за размещение отходов производства и потребления)за Филиалом числилась переплата в размере 3 608,19 рублей, а именно:

- по ОКТМО 41609471 (Кисельнинское сельское поселение Волховского района ЛО) переплата составляет 1 165,98 рублей;

- по ОКТМО 41612416 (Колтушское сельское поселение Всеволожского района ЛО) переплата составляет 2 442,21 рублей.

2.По КБК 0480481120101016000120 (плата за выбросы):

2.1. Общая начисленная Ответчиком сумма составила 745,68 рублей;

2.2. Общая уплаченная Филиалом сумма составила 885,37 рублей;

2.3. Переплата Филиалом составила 139,69 рублей:

- по ОКТМО 41615101 (Выборгское городское поселение Выборгского района ЛО) переплата составила 5,66 рублей;

- по ОКТМО 41618154 (Вырицкое городское поселение Гатчинского района ЛО) переплата составила 5,04 рублей;

- по ОКТМО 41621101 (Кингисеппское городское поселение Кингисеппского района ЛО) переплата составила 0,97 рублей;

- по ОКТМО 41633101 (Лужское городское поселение Лужского района ЛО) переплата составила 2,83 рублей;

- по ОКТМО 41636101 (Подпорожское городское поселение Подпорожского района ЛО) переплата составила 168,18 рублей.

2.4. Недоплата Филиала составила 42,99 рублей:

- по ОКТМО 41648154 (Красноборское городское поселение Тосненского района ЛО) недоплата составила 42,03 рублей;

- по ОКТМО 41618101 (Гатчинское городское поселение Гатчинского района ЛО) недоплата составила 0,96 рублей.

Задолженность в размере 42,99 рублей по КБК 0480481120101016000120 была уплачена Филиалом 17.02.2023 платежными поручениями №№ 482, 483.

14.03.2023 Ответчиком Филиалу выставлены требования об уплате пени № 41/1 375 и № 41/1 376.

Платежными поручениями от 23.03.2023 № 888, 889 уплачены пени в размере 7,54 рублей и 0,17 рублей соответственно.

26.04.2023 Филиалом подано заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС за 2020 год в размере 3 790,87 руб.

11.05.2023 Филиалом от Ответчика получен акт сверки по плате за НВОС №сверка_пнвос2022/21 от 22.04.2023, из которого следует, что по КБК 0480481120101016000120 (плата за выбросы) переплата Филиала перед Ответчиком составляет 182,68 рублей; по КБК 04811201041016000120 (плата за размещение отходов производства и потребления) переплата Филиала перед Ответчиком за объекты размещения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет 3 608,19 рублей.

Вопреки сведениям из полученного 26.12.2022 акта проведения контроля в акт сверки от 11.05.2023 Ответчиком вновь ошибочно внесена оплата другого филиала Истца в размере 7 500,00 рублей, не имеющая отношения к деятельности Истца на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ввиду чего, общая сумма переплаты Филиала по данным Ответчика составила 11 291 рублей.

В ответ на заявление Филиала от 26.04.2023 решением Ответчика от 20.07.2023
№ 04-20/14098 Филиалу возвращена излишне уплаченная (взысканная) плата за НВОС в размере 2912,30 руб.

В возврате излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в размере 878,57 рублей решением Ответчика от 20.07.2023 № 04-20/14097 Филиалу отказано по причине того, что в соответствии с п. 2 ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскании) платежа.

Не согласившись с решением от 20.07.2023 № 04-20/14097, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу пункта 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. В
соответствии с частью 13 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ правила исчисления и
взимания   платы   за   негативное   воздействие на окружающую   среду устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие правила
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255). В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Согласно полномочиям администратора доходов бюджета (статья 160.1
Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998 года), Управление имеет право
осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том
числе штрафов; взыскивать задолженности по платежам в бюджет, в том
числе штрафы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Как указано в пункте 36 Правил № 255, сумма излишне уплаченной
(взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица,
обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат
сумм   излишне   уплаченной   (взысканной)   платы   осуществляются   в
соответствии с Порядком № 334, на основании Заявления лица, обязанного
вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной
службой  по  надзору  в  сфере  природопользования  соответствующего
заявления. Суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное
воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущих
отчетных периодов или возврату лицу, обязанному вносить плату (пункт 2
Порядка № 334). Согласно пункту 5 Порядка № 334 зачет или возврат сумм
излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным
органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить
плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет
будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне
уплаченной   (взысканной)   платы   (рекомендуемый   образец   заявления
приведен в приложении 2 к данному Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с
даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о
зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих
отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной
(взысканной) платы.  Заявление о возврате или зачете сумм излишне
уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату
(его  представителем),  в  территориальный  орган  Росприроднадзора. 

К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное
воздействие   на   окружающую   среду,   подписанный   без   разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить
плату (пункт 6 Порядка № 334).

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 334 в случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора,    в    том    числе    полученным    при    проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля», территориальный орган
Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о
зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы
направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм
излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода
(по форме согласно приложению 5 к названному Порядку) или решение об
отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (по форме
согласно приложению 6 к данному Порядку).

26.04.2023 года Учреждение обратилось в Управление с заявлением о
возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

Решением № 04-20/14098 от 20.07.2023 года Учреждению была возвращена
сумма в размере 2912,30 руб.

Решением № 04-20/14097 по сумме 878, 57 руб. отказано в возврате в соответствии со ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей природе не налогом, а фискальным сбором.

После принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения № 284-О в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета (статьи 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации). Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично правовом порядке.

Пунктом 5 статьи 1 Закона № 244-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 40.1 «Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет». Согласно пункту 2 статьи 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федераций. В силу части 2 статьи 3 Федерального закона № 244-ФЗ пункт 5 статьи 1 Федерального закона №
244-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования Федерального
закона № 244-ФЗ, а именно 01.07.2021.

При этом Закон № 244-ФЗ не содержит иных норм, касающихся особенностей вступления в силу положений статьи 40.1 БК РФ. Таким образом, с 01.07.2021 при реализации права на подачу заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет плательщик платежей в бюджет должен соблюдать требование, касающееся подачи такого заявления в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в
соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ. Согласно разъяснениям Минфина России от 13.08.2021 № 23-01-06/65272 с 1 июля 2021 года при реализации права на подачу заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет плательщик платежей в бюджет должен соблюдать требование, касающееся подачи такого заявления в течение трех лет со дня уплаты
(взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными
актами Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197,200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                            Устинкина О.Е.