Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 января 2018 года Дело № А56-101328/2017
Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года .
Полный текст решения изготовлен января 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лилль В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Л.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью "Совместные технологии строительства"
к Инспекции Федеральной Налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о признании недействительным решения регистрирующего органа
при участии
- от заявителя: представитель ФИО1, доверенности от 09.01.2018, от 17.03.2017;
- от ответчика: представители ФИО2, доверенность от 09.01.2018, ФИО3, доверенность от 11.01.2017;
- от третьего лица: представитель ФИО4, доверенность от 11.12.2017;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Совместные технологии строительства" (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной Налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее – регистрирующий орган, ответчик) о признании недействительным решение Инспекции об отказе в государственной регистрации от 16.10.2017 №12423А.
обязать Инспекцию осуществить в установленном законом порядке необходимые действия, связанные с внесением в ЕГРЮЛ сведений о ФИО5 как о конкурсном управляющем Общества с ограниченной ответственностью «Совместные технологии строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на основании документов, полученных 07.10.2017 вх. №12423А.
Определением от 03.12.2017 назначено предварительное судебное заседание, с возможностью перехода в основное, в отсутствии возражений участвующих в деле лиц.
Возражений о переходе к судебному разбирательству не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл основное судебное заседание в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел спор по существу.
Регистрирующий орган с заявленными требованиями не согласен, сославшись на то, что 07.10.2017 от заявителя для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган было представлено заявление по форме № Р14001 в связи с возложением полномочий конкурсного управляющего ООО «Совместные технологии строительства» на ФИО5
16.10.2017 по результатам рассмотрения документов регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации № 12423А.
Основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации явилось нарушение пп. «а» и «ф» пункта 1 статьи. 23 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), а именно в представленном заявлении по форме № Р14001, не соблюдены положения пункта 1.8 Общих требований к оформлению документов, а также то, что в отношении ФИО5 имеется ограничение, предусмотренное пп. «ф» пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации - невозможность в течение трех лет являться руководителем, учредителем юридических лиц.
Не согласившись с решением регистрирующего органа по Выборгскому району Ленинградской области, заявитель обратился с жалобой в Управление ФНС России по Ленинградской области, по результатам рассмотрения которой, Управление поддержало регистрирующий орган.
В обоснование своей позиции, Управление сослалось на пп. «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, предусматривающий, что непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Закона о регистрации, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования по оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств».
В оспариваемом Решении Инспекции указано, что пункты 3.7 и 4.6.1 заявления по форме № Р14001 заполнены без учета пункта 1.8 вышеуказанных требований (контактный телефон заполняется по образцу заполнения номера мобильного телефона указанных требований).
Установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.
Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов, определенных Федеральным законом №129-ФЗ, и влечет отказ в государственной регистрации на основании статьи 23 названного Закона .
В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом №129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2017 по делу № А56-53269/2017 ООО «СТС» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении указанной организации судом открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО5.
Регистрирующим органом было выявлено, что указанный в заявлении по форме №Р14001 ФИО5, является с 27.02.2017 (с момента создания) генеральным директором и учредителем, владеющим пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников ООО «Комплексные юридические технологии» (ОГРН <***>), в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации (сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица); данная запись о недостоверности сведений в отношении ООО «КЮТ» внесена в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу 15.06.2017.
Также выявлено, что с 23.11.2016 ФИО5 является конкурсным управляющим АО «Петростройтрест» (ОГРН <***>), в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись (6177847816866) о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ (сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица); данная запись внесена в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу 27.04.2017 .
На момент представления документов в отношении ООО «СТС» в регистрирующий орган (07.10.2017) не истекли 3 года с момента внесения вышеуказанных записей в ЕГРЮЛ в отношении ООО «КЮТ» и АО «Петростройтрест».
Соответственно, по мнению Управления, регистрирующим органом отказ в государственной регистрации на основании пп. «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ осуществлен в соответствии с действующим законодательством.
Оценив доводы заявления в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено право гражданам, организациям и иным лицам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-53269/2017 от 23.09.2017 общество с ограниченной ответственностью «Совместные технологии строительства» (краткое наименование ООО «СТС») признано несостоятельным (банкротом), с открытием конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев.
Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО5 (член Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих»).
07.11.2017 вх. №12423А конкурным управляющим ООО «Совместные технологии строительства» в регистрирующий орган по Выборгскому району Ленинградской области было подано заявление Р14001, а именно вид изменений: Вносимые в сведения реестра (форма № Р14001), в том числе, касающиеся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Указанные действия совершены конкурсным управляющим ООО «СТС» с целью исполнения судебного акта и соблюдения положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым он наделен полномочиями на осуществление действий от имени должника без доверенности с момента утверждения его в качестве конкурсного управляющего. .
С целью внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, конкурным управляющим осуществлены надлежащие действия по подаче сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ в ООО «Совместные технологии строительства» в регистрирующий орган по Выборгскому району Ленинградской области, с учетом юридического адреса места нахождения должника.
Обязательность регистрации сведений об органах управления юридического лица предусмотрена статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 51 названного Кодекса, согласно пункту 8 которой, юридическое лицо считается созданным, а сведения о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Доводы регистрирующего органа, приведенные в обоснование Решения от 126.10.2017 за №12423А об отказе в государственной регистрации, подлежат признанию несостоятельными, поскольку они связаны с иными юридическими лицами и не имеют непосредственного отношения к Заявлению, представленному конкурсным управляющим ООО «СТС» ФИО5 в связи и на основании судебного акта арбитражного суда, вынесенного в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО «СТС».
Ссылка Управления на то обстоятельство, что арбитражный управляющий ФИО5, является также конкурсным управляющим АО «ПетроСтройТрест» (краткое наименование: АО «ПСТ» (ОГРН <***>), в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись (6177847816866) о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации (сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), не имеет отношения к действиям конкурсного управляющего при предъявлении в регистрирующий орган Заявления по форме №Р14001 о регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮ об ООО «СТС», касающихся изменений о лице, имеющем право действовать от и имени юридического лица, без доверенности.
Вносимые изменения не касались изменений, вносимых в учредительные документы юридического лиц (ООО «СТС») (сведения об адресе места нахождения, имевшиеся в информационном ресурсе об ООО «СТС», предоставлены были учредителями ООО «СТС» при создании юридического лица).
ФИО5 утвержден в качестве конкурсного управляющего ООО «СТС» в целях проведения процедуры банкротства – конкурсное управление, в отношении юридического лица, имевшего в государственном реестре такие сведения об адресе места нахождения, а ни Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», ни Законом о регистрации, равно как и Гражданским кодексом Российской Федерации, не предусмотрено обязанности конкурсного управляющего принимать меры по изменению адреса места нахождения должника (в целях же осуществления своих полномочий, конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения в установленном порядке, в том числе и об адресе, по которому осуществляется связь с лицами, участвующими в деле о банкротстве, доступном из публикации информации для иных заинтересованных лиц (статья 128 Закона о банкротстве).
Ссылка на то, что на момент представления документов в регистрирующий орган в отношении ООО «СТС» (ИНН <***>) не истекли 3 года с момента внесения вышеуказанной записи, что является основанием отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в отношении сведений об ООО «СТС» (ИНН <***>), не связанных с внесением изменений в учредительные документы, подлежит отклонению, по вышеприведенным основаниям.
Отказ о внесении записи в ЕГРЮЛ ограничивает и нарушает права и интересы ФИО5 как конкурного управляющего ООО «Совместные технологии строительства».
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 1.3 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Следовательно, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, является недействительным, как противоречащее совокупности норм, регулирующих порядок и основания обращения о регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о соответствующем субъекте предпринимательской деятельности.
Допущенное нарушение при подаче заявления установленной формы конкурсным
управляющим нарушение, в частности, номер телефона указан без скобок, является несущественным, и такое нарушение не могло быть служить достаточным основанием для отказа в регистрации информации о конкурсном управляющем ООО «СТС».
Отказ регистрирующего органа в регистрации изменений в сведения об исполнительном органе ООО «СТС», привел к существованию в общедоступном информационном ресурсе (ЕГРЮЛ) недостоверных сведений о юридическом лице, находящемся в стадии принудительной ликвидации посредством процедуры банкротств
Недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц.
Данные обстоятельства являются основанием для признания оспоренного Заявителем решения регистрирующего органа, недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на регистрирующий орган возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 41, 65, 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области №12423А от 16.10.2017 об отказе в государственной регистрации вносимых изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, об обществе с ограниченной ответственностью «Совместные технологии строительства», не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области внести в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, об обществе с ограниченной ответственностью «Совместные технологии строительства» (ИНН <***>), о конкурсном управляющем ФИО5, как лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (как об исполнительном органе ООО «СТС»);
взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Совместные технологии строительства» (ОГРН <***>) 3 000 рублей в возмещение расходов на уплату госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Лилль В.А.