ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-102012/20 от 06.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 июня 2021 года                                                              Дело № А56-102012/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 11 июня 2021 года.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинтяпиной Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Межрайонная ИФНС России № 7 по Ленинградской области,

заинтересованное лицо: ФИО1,

о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2018 год в размере 723 749,13 рублей

при участии

от заявителя: ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2021,

от заинтересованного лица: ФИО3 на основании доверенности от 22.08.2020,  

установил:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Ленинградской области (далее – заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась 17.07.2020 в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 (далее – ФИО1) недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 723 749,13 руб.

Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от  08.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.10.2020,  дело по административному исковому заявлению о взыскании с ФИО1 указанной недоимки передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2020 дело принято к производству, назначено судебное заседание.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявления возражал, ходатайствовал о прекращении производства по делу по основаниям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), поскольку положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не предусмотрено взыскание недоимки по налогу с индивидуального предпринимателя в судебном порядке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса (исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах).

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.08.2001 и является собственником объекта недвижимости - торгового комплекса по адресу: <...>, площадью 1291,50 кв.м., кадастровый номер 47:25:0102004:266 (далее – здание торгового комплекса).

Инспекцией произведен ФИО1 расчет налога на имущество физических лиц, размер налога на здание торгового комплекса согласно расчету Инспекции составил за 7 месяцев владения 2018 года 723 925 руб. исходя из кадастровой стоимости здания 62 050 698 руб., и направлено налоговое уведомление от 15.08.2019 №38795600  об уплате налогов (транспортного налога в сумме 23 653 руб., земельного налога в сумме 304 142 руб.,  налога на имущество физических лиц в сумме 738 819,13 руб.), в котором указана сумма налога на данное имущество (здание торгового комплекса) в размере 723 925 руб.

В связи с неуплатой налогоплательщиком  налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений,  в размере 723 749,13 руб., в установленный законом срок – 02.12.2019, Инспекцией выставлено требование №84339 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20.12.2019, со сроком исполнения до 21.01.2020.

13.03.2020 мировым судьей судебного участка №30 Гатчинского района  Ленинградской области вынесен судебный приказ №2а-329/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по имущественному налогу в размере 723 749, 13 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №30 Гатчинского района  Ленинградской области от 08.04.2020 судебный приказ от 13.03.2020  отменен.

17.07.2020 Инспекция обратилась в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество в размере 723 749, 13 руб.

 Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от  08.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.10.2020,  дело по административному исковому заявлению о взыскании с ФИО1 указанной недоимки по ходатайству ФИО1, являющейся индивидуальным предпринимателем, передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в связи с представлением предпринимателем документов, подтверждающих использование спорного имущества в предпринимательской деятельности.

Право на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу установлено пунктом  3 статьи 46 НК РФ, из которого следует, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, в том числе, в случае истечения установленного срока для принятия решения о взыскании налога за счет  денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств.

В данном случае установленных пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ оснований для прекращения производства по делу не имеется, установленные сроки на обращение в суд с соответствующим заявлением после отмены судебного приказа налоговым органом соблюдены, в связи с чем дело подлежит рассмотрению по существу.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

  В обоснование возражений на заявление ФИО1 ссылалась на то, что  на территории муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района ставка налога на имущество физических лиц в размере 2,0% установлена в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, в отношении прочих объектов недвижимости ставка налога установлена в размере 0,5%, в связи с чем расчет налога должен был производиться Инспекцией исходя из ставки 0,5 % кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 399 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 401 НК Ф установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статей 403, 405 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей; налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409); налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409).

Статьей 406 НК РФ (в редакции, действовавшей спорный период) предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 2 статьи 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В силу пункта 3 статьи 406 НК РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Пунктом 6 статьи 406 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи;

2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

Согласно подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В соответствии с Законом Ленинградской области от 29.10.2015 №102-оз «О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая  дата начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Объект недвижимости по адресу: <...>, кадастровый номер 47:25:0102004:266 включен в Перечень зданий (строений, сооружений и помещением в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (Приложение к постановлению Правительства Ленинградской области от 23.11.2017 №488).

Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района третьего созыва от 25.11.2015 №57 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района налога на имущество физических лиц» на территории муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение налогового периода 2018 года были установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения: в отношении объектов налогообложения домов, указанных в главе 32 НК РФ, квартир и комнат – 0,1%, объектов незавершенного строительства (если проектируемым  назначением таких объектов является жилой дом) – 0,1%, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит  хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) - 0,1%, гаражей и машино-мест – 0,1%, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв., и расположенных на участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства - 0,1%, объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей – 2%; прочие объекты налогообложения – 0,5%.

Таким образом, поскольку на налоговый период 2018 года ставки налога на имущество были определены Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района третьего созыва от 25.11.2015 №57 в  размере 2%  для всех объектов недвижимости кадастровой стоимостью более 300 000 000 рублей,  а для остальных объектов (из буквального толкования -  включая торговые комплексы) -0,5% кадастровой стоимости, то в силу пункта 6 статьи 406 НК РФ оснований для расчета ФИО1 налога на имущество по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 статьи 406 НК РФ, не имелось.

Следует отметить, что приведенные в ответе Инспекции от 26.02.2020 №14-15/01330-30 положения о ставке налога в размере 2% были внесены в Решение от 25.11.2015 №57 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального районаналога на имущество физических лиц» Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района  от 26.06.2019 №34 и вступили в законную силу с 03.08.2019.

В силу статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, рассматриваемые изменения распространяют свое действие на налоговый период с 2020 года.

В связи с чем сумма налога на имущество за 2018 год составила 62 050 698 х 7/12 х 0,5% = 180 981,20 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога  на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Учитывая, что принадлежащий ФИО1 объект недвижимости по адресу: <...> – торговый комплекс, относится к перечню, определяемому в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то данный налогоплательщик от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц освобождению не подлежит.

Одновременно имеются основания, установленные частью 3 статьи 110 АПК РФ, для взыскания с ФИО1 в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 4 370 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении ходатайства о прекращении  производства по делу отказать.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения г.Ленинград, адрес: 188304,  <...>, ИНН <***>) в пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Ленинградской области  задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 180 981 руб. 20 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения г.Ленинград, адрес: 188304, <...>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 4 370 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Анисимова О.В.