Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 ноября 2018 года Дело № А56-102090/2018
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Васильевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Закрытое акционерное общество "ХАНЗА-ФЛЕКС" (адрес: Россия 193312, Санкт-Петербург, ул. Кржижановского д.12, корп.1, лит. А; Россия 188480, Кингисепп, Ленинградская область, ул. Дорожников д. 30 , ОГРН: 4701425363; 1024701425363 );
заинтересованное лицо: Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, тер СМОЛЬНЫЙ 6 ПОДЪЕЗД , ОГРН: 7844000082 );
третье лицо: Правительство Санкт-Петербурга
о признании действий незаконными
при участии
- от заявителя: ФИО1, доверенность от 02.09.2016
- от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 29.12.2017
- от третьего лица: ФИО3, доверенность 29.12.2017
установил:
Закрытое акционерное общество "ХАНЗА-ФЛЕКС" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и нарушающим права Общества бездействия Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (далее – Комитет), выразившегося в неосуществление Комитетом предписанных Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербург от 16.12.2003 №100, действий по устранению замечаний, возникших при согласовании проекта постановления о предоставлении Обществу земельного участка площадью 2306 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), кадастровый номер: 78:12:0006326:1032 без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014; обязании Комитета устранить полученные при согласовании проекта постановления о предоставлении Обществу указанного земельного участка путём совершения действий, установленных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100 с направлением указанного доработанного проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга для урегулирования разногласий вице-губернатору Санкт-Петербурга, направившему проект на согласование.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет, в качестве третьего лица без самостоятельных Правительство Санкт-Петербурга.
Истец требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное и третье лицо возражали против заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу № А56-82755/2016, в 2011 году Общество обратилось в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по строительству) с заявлением о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, д. 12, корп. 1, лит. А, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в виде складского комплекса с административными помещениями.
Распоряжением Комитета по строительству от 19.05.2014 N 126, принятым во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по делу N А56-20382/2013, утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 2306 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), с целью строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, а именно складского объекта.
Земельный участок сформирован, сведения о земельном участке площадью 2306 кв.м с кадастровым номером 78:12:0006326:1032 внесены в государственный кадастр недвижимости 16.09.2014.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 08.07.2015 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
В дальнейшем документы неоднократно возвращались Обществу на доработку.
Письмом от 16.08.2016 Комитет сообщил Обществу о возвращении на доработку комплекта документов со ссылкой на истечение 27.01.2016 срока действия заключения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.01.2015, а также на отсутствие в выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу кадастрового номера испрашиваемого земельного участка.
В целях устранения указанных замечаний Общество направило в Комитет заявление от 26.09.2016 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка с приложением заключения отраслевого органа и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений в отношении земельного участка площадью 2306 кв. м с кадастровым номером 78:12:0006326:1032.
Письмом от 19.10.2016 Комитет вновь возвратил комплект документов Обществу на доработку, сославшись на истечение срока действия распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 08.04.2010 N 1132, в соответствии с которым Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, рекомендовав заявителю обратиться в КГА за получением нового распоряжения о разрешении на условно разрешенный вид использования.
Общество обжаловало отказ в подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении спорного земельного участка под строительство без проведения торгов.
Решением от 25.01.2017, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 25.04.2017 и суда кассационной инстанции от 21.08.2017, по делу № А56-82755/2016 заявленные требования удовлетворены.
Во исполнение данного решения арбитражного суда Комитет подготовил проект указанного постановления Правительства, который в соответствии с пунктом 3.11 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент), был представлен для его согласования на совещание у вице-губернатора Санкт-Петербурга с участием заинтересованных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В ходе проведения совещания, состоявшегося 26.09.2017, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга отказались согласовывать представленный Комитетом проект постановления Правительства, сославшись на то, что истекли сроки действия: распоряжения КГА от 08.04.2010 N 1132, предоставившего разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка; акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.05.2014 N 126; отчета от 19.01.2015 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект.
Как следует из протокола совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга от 26.09.2017 N 533, вопрос отложен с рассмотрения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2018 и постановлением суда кассационной инстанции от 06.06.2018 по делу N А56-79945/2017, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции по указанному делу установлено, что в данном случае представленный Комитетом проект постановления Правительства не был согласован в связи с наличием у компетентных органов государственной власти замечаний, без урегулирования которых принятие Правительством соответствующего постановления не представляется возможным.
При этом в силу пунктов 3.21 - 3.25 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее – Регламент) устранение замечаний в целях выработки взаимоприемлемого решения должно осуществляться разработчиком проекта, то есть Комитетом.
Неосуществление Комитетом предписанных Регламентом действий по устранению замечаний, возникших при согласовании проекта постановления, не может быть квалифицировано в качестве бездействия Правительства, как высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, правомочного принимать правовые акты только по результатам соответствующей процедуры их подготовки и рассмотрения.
12.06.2018 Общество направило председателю Комитета заявление о доработке проекта, на которое ответ не поступил.
Полагая, что данные бездействия являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
В соответствии с нормами статей 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возражая против удовлетворению требований заявителя, Комитет и третье лицо по существу указали, что согласны с замечаниями, указанными в протоколе совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга от 26.09.2017 N 533 (истекли сроки действия распоряжения КГА от 08.04.2010 № 1132 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, акта выбора земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.05.2014 N 126; отчета от 19.01.2015 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект).
Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 08.07.2015 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Во исполнение вступившего в законную силу 25.04.2017 решения по делу № А56-82755/2016 Комитет обязан был подготовить проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Обществу спорного земельного участка без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При таких обстоятельствах истечение срока действия акта выбора не могло служить основанием отказа, поскольку Комитет обязан был совершить действия на основании заявления, с которым Общество обратилось 08.07.2015, то есть в пределах срока действия акта выбора земельного участка для строительства.
Кроме того, нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка; закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления; истечение названного срока само по себе не лишает Общество, неоднократно обращавшееся в установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) срок с заявлением о предоставлении участка для строительства и не реализовавшее свои права по независящим от него обстоятельствам, требовать у уполномоченных органов совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Довод об истечении срока действия разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка был отклонен судом при рассмотрении дела N А56-82755/2016. При этом судом было указано, что доказательства внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости не представлены.
В целях исполнения решения по делу N А56-82755/2016 несогласование проекта постановления о предоставлении Обществу земельного участка со ссылкой на обстоятельство, которое суд отклонил как не влекущее отказ в подготовке проекта постановления, также является незаконным.
Ссылка на возврат Обществу документов 01.12.2016 и их отсутствие в распоряжении Комитета опровергается представленными заявителем почтовыми документами, согласно которым 06.12.2016 необходимые документы в оригиналах были направлены в Комитет, после указанной даты Обществу не возвращались. Кроме того, довод об отсутствии оригиналов документов, необходимых для принятия Правительством постановления о предоставлении земельного участка противоречит тому обстоятельству, что проект постановления был подготовлен Комитетом для рассмотрения на совещании Правительства Санкт-Петербурга 26.09.2017.
Согласно п. 10.2. Постановление № 656 (в редакции, действовавшей до 01.03.2018) после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка потенциальный инвестор обеспечивает выполнение лицом, отвечающим требованиям, установленным для лиц, осуществляющих оценочную деятельность, отчета об оценке и подготовку соответствующего заключения ГУИОН в установленном порядке (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1.3.2.1 и 1.3.6 настоящего Положения).
В соответствии с о ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данные положения не означают, что истечение шести месяцев с даты составления отчета может служить основанием для отказа в утверждении проекта постановления Правительства. При этом Комитет имел возможность обратиться к Обществу за предоставлением нового отчета. Кроме того, на дату вступления в законную силу решения суда (25.04.2017 по делу № А56-82755/2016) величина рыночной стоимости, указанная в отчете от 20.12.2016, являлась актуальной.
Согласно п. 1.4.3 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее – Постановление № 656), согласование проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении объектов недвижимости, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства (далее - вице-губернатор Санкт-Петербурга), в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" (далее - совещание у вице-губернатора Санкт-Петербурга), в течение пяти дней со дня подготовки КИ такого проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Согласно п. 3.23 Регламента, если разработчик не согласен с представленными замечаниями, он готовит мотивированное заключение и лист разногласий в произвольной форме с указанием замечаний, с которыми он не согласен.
По существу бездействие Комитета выразилось в не осуществлении подготовки заключения о несогласии с представленными замечаниями и не совершении действий по их устранению. Своим бездействием Комитет фактически нарушил требование об обязательности судебного акта.
С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным бездействие Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга выразившегося в неосуществление Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга предписанных Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100, действий по устранению замечаний, возникших при согласовании проекта постановления о предоставлении Закрытому акционерному обществу «Ханза-Флекс» земельного участка площадью 2306 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), кадастровый номер: 78:12:0006326:1032 без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014.
Обязать Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга устранить полученные при согласовании проекта постановления о предоставлении Закрытому акционерному обществу «Ханза-Флекс» земельного участка площадью 2306 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности) замечания, путём совершения действий, установленных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100, с направлением доработанного проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга для урегулирования разногласий вице-губернатору Санкт-Петербурга, направившему проект на согласование.
Взыскать с Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга в пользу Закрытого акционерного общества «Ханза-Флекс» 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Закрытому акционерному обществу «Ханза-Флекс» из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Васильева Н.В.