ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-102198/19 от 18.11.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 ноября 2019 года                                                             Дело № А56-102198/2019

Резолютивная часть решения объявлена   ноября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   ноября 2019 года .

Судья  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области
Гуляев С.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург»

к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению«Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга»

третье лицо: Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

о признании незаконным решение от 24.07.2019 №17-197/19-0-1 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга

при участии

от заявителя – Иванова К.Н. по доверенности от 29.12.2018

от заинтересованного лица – Привалов В.А. по доверенности от 09.01.2019

от третьего лица – не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение, Василеостровское РЖА) от 24.07.2019 №17-197/19-0-1 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга; об обязании Учреждения предоставить Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается Обществом, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – Управление).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании от заинтересованного лица поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения указанного ходатайства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направило своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», являющееся универсальным правопреемником ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (до 14.12.2010 именовавшееся ЗАО «Петербургрегионгаз», преобразовано 01.07.2016), осуществляет поставку природного газа населению г. Санкт-Петербурга с 01.04.2004 на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

15.06.2019 ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» обратился к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается заявителем, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга.

Решением от 24.07.2019 №17-197/19-0-1 Василеостровское РЖА отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений на основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ, Закон о персональных данных), в связи с тем, что запрашиваемая информация относится к категории конфиденциальной и запрашиваемые сведения не могут быть даны без согласия граждан.

Общество оспорило решение Учреждения от 24.07.2019 №17-197/19-0-1 в арбитражный суд. Заявитель указал, что в соответствии с п.4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила №549), он имеет право запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

При этом Общество полагает, что именно Учреждение обязано представить запрошенную информацию, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1), Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила № 713), Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 №288 (далее – Административный регламент №288), распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп «О мерах по реализации статей 7 и 7.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Распоряжение № 34-рп), распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п «О мерах по совершенствованию работы отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций» (далее – Распоряжение № 192-п), Устав Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга», утвержденный Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2019 №145-р (далее – Устав Василеостровского РЖА).

Согласно п.2 ст.3 Закона о персональных данных оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона № 152-ФЗ Общество  включено в реестр операторов персональных данных (per. № 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется газ, и являющихся стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент-субъект персональных данных.

На основании раздела 10 публичного договора поставки газа, абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола обслуживающих организаций о количестве и лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями.

Таким образом, при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом-физическим лицом, в соответствии с ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации как в письменной форме, так и в устной форме, путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент-субъект персональных данных, дает Истцу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.

При этом в силу положений ч.8 ст.9 Закона № 153-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.2 - 11 ч.1 ст.6, ч.2 ст.10 и ч.2 ст.11 Федерального закона.

Исходя из положений п.5 ч.1 ст.6 Закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается в случае, если их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору поставки газа, что свидетельствует о необходимости поставщика газа, выступающего в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, обладать сведениями о должниках - абонентах с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей.

Таким образом, Общество имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора поставки газа, которые являются персональными данными абонентов-физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.

По мнению Учреждения, в силу п.4 Правил № 549 Общество имеет право запрашивать необходимые сведения исключительно у государственных органов и органов местного самоуправления. Учреждение полагает, что поскольку оно является Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением, то у заявителя отсутствует право запрашивать у него указанные сведения, а у заинтересованного лица отсутствует корреспондирующая обязанность по ее предоставлению заявителю.

В соответствии с абз.1, 2, 6  п.4 Правил № 549 поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте-предложении о заключении договора, а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа, вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения, в частности, о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Истцом, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

Между тем в соответствии с ч.1 ст.5 Закона № 149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

На основании ч.1 ст.6 Закона № 149-ФЗ обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с абз.6 ст.3 Закона № 5242-1 и Правилами № 713 Василеостровское РЖА является организацией, ответственной за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, поскольку ее должностные лица включены в Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Василеостровское РЖА является подведомственным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждением, участвующим в предоставлении государственной услуги по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания.

Исходя из системного толкования норм материального права, усматривается, что п.4 Правил № 549 подлежит расширительному толкованию в части перечня лиц, у  которых поставщик газа вправе запрашивать  сведения,  необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, информацию, необходимую для проверки указанных заявителем в оферте-предложении о заключении договора сведений. Данное право не может быть ограничено по количеству лиц, обладающих необходимой информацией, так как на основании вышеуказанных положений действующего законодательства, данная информация может находится в ведении подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления организаций, учреждений, предприятий. При буквальном толковании данной нормы права Общество было бы лишено права получать необходимую информацию у лиц, не относящихся к государственным органам и органам местного самоуправления, необходимую для соблюдения прав и законных интересов потребителей - физических лиц, что является недопустимым.

В соответствии с положениями Распоряжения № 34-рп Учреждение является подведомственным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждением, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Данным распоряжением утвержден Перечень документов (сведений), находящихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждений, согласно которому Учреждение является обладателем следующей информации (документов): 1. Договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (ордер на жилое помещение, выданный до 01.03.2005); 2. Сведения из домовой книги; 3. Справка о регистрации по форме № 9; 4. Характеристика жилого помещения (справка по форме № 7).

Следует отметить, что Распоряжением № 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.

Согласно п.1.1, 1.2 данного Регламента Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент) вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.

Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно­строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.

Согласно п.2.2.18 Регламента в перечень передаваемой информации входят сведения о жилых помещениях, гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, о зарегистрированных правах на жилые помещения.

Документом, подтверждающим регистрацию граждан по месту жительства и (или) месту пребывания в конкретном жилом помещении является справка о регистрации формы №9, утвержденная Распоряжением № 192-п. Данный документ содержит необходимые для заявителя сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается, указывает на правообладателей помещения, его общую площадь, а также позволяет идентифицировать абонента - сторону публичного договора поставки газа.

При этом в соответствии с Регламентом документы, указанные в п.2.2.1 - 2.2.18, при поступлении в жилищную организацию независимо от организационно-правовой формы, подлежат обязательной передаче в ОВиРУ для их учета в автоматизированной информационной системе «Население. Жилой фонд».

Информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в непосредственном введении Василеостровского РЖА, как жилищного органа, аккумулирующего данную информацию, являющегося администратором автоматизированной информационной системы «Население. Жилой фонд», что указывает о том, что Василеостровское РЖА является надлежащим ответчиком по данному делу.

Таким образом, руководствуясь Распоряжением № 192-п, только должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан жилищного органа, правомочно подготовить документы, необходимые для регистрации, в том числе и оформить справку о регистрации установленной формы.

Отказ Учреждения от предоставления вышеуказанных сведений не соответствует указанным выше нормативно-правовым актам, существенно нарушает права и законные Общества, как добросовестного участника гражданского оборота, в том числе право на получение информации, необходимой для надлежащего исполнения своих обязательств перед абонентами - физическими лицами по публичному договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а также создает препятствия для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, что является недопустимым.

В связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным решение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга» от 24.07.2019 №17-197/19-0-1.

Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга» предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга.

Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                      Гуляев С.Б.