ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-10400/16 от 05.04.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 апреля 2016 года                                                            Дело № А56-10400/2016

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2016 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2016 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Константинова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Седуновой А.Н,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу

заинтересованное лицо Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"

о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя  - не явился (уведомлен)

от заинтересованного лица - не явился (уведомлен)

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу (далее – Заявитель, Управление,) обратилось в суд с заявлением к Публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее – Заинтересованное лицо, Общество) о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и привлечь к административной ответственности.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания арбитражного суда первой инстанции,  в предварительное судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ ввиду отсутствия возражений сторон против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

          В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие Сторон.

Рассмотрев  материалы  дела,  суд  находит  требования  Истца обоснованными    и   подлежащими  удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании обращения УФСБ России по Хабаровскому краю о нарушении Хабаровским филиалом ПАО «Ростелеком» Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными    государственными    органами,    осуществляющими    оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ХФ ПАО «Ростелеком».

В результате внеплановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов и лицензионных условий:

- п. 10 раздела XIV Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, п. 9 условий лицензии № 121481 (Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации), ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами. осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 выразившегося в нарушении требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий.

Факт нарушений зафиксирован в № А-150/04-27 от 14.01.2016

По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Общества составлен протокол № 36 от 12.02.2016 об административном правонарушении в области связи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В порядке частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с условиями п. 9 лицензии № 121481 (Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации)       Общество обязано реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Требованиями ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Требованиями ч. 4 ст. 64 Закона о связи установлено, что Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок  взаимодействия  с  уполномоченными  государственными  органами  установлен Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими    оперативно-розыскную    деятельность,    утвержденными     постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 .

В соответствии с условиями п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538, ввод в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность, в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. Общество согласовало с УФСБ России по Хабаровскому краю План мероприятий по внедрению технических средств по обеспечению функции оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на сети связи Общества при предоставлении услуг по передачи данных с использованием комплекса NAT, но не выполнило пункты 5 (сдать СОРМ «Анти-NAT» в опытную эксплуатацию, срок 15.05.2015) и 7 (устранить недостатки СОРМ «Анти-NAT», выявленные за период опытной эксплуатации, сдать СОРМ «Анти-NAT» в постоянную эксплуатацию, срок 01.09.2015) Плана, что  подтверждается письмом УФСБ России по Хабаровскому краю от 11.12.2015 № 80/к/2-6406.

Требованиями п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538. установлено, что ввод в эксплуатацию СОРМ осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке.

Общество не подписало акт ввода в постоянную эксплуатацию СОРМ с органом федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Общество реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий не обеспечивает, пункты 5 (сдать СОРМ «Анти-NAT» в опытную эксплуатацию, срок 15.05.2015) и 7 (устранить недостатки СОРМ «Анти-NAT», выявленные за период опытной эксплуатации, сдать СОРМ «Анти-NAT» в постоянную эксплуатацию, срок 01.09.2015) Плана не выполнены, Акт ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих оперативно- розыскную деятельность, не подписан.

Доказательства того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению условий оказания услуг связи в соответствии с лицензией, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины заинтересованного лица во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 № 11019/09 предусмотрено, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Учитывая характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности, отсутствие имущественного ущерба, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, суд считает, что имеются основания для назначения Обществу наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Привлечь Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья                                                                         Константинова Е.В.