ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-104063/2021 от 17.02.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 февраля 2022 года                                                                     Дело № А56-104063/2021

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2022 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "СМ ПАРКИНГ"

к 1.Природоохранной прокуратуре Санкт-Петербурга

2.Прокуратура Санкт-Петербурга

о признании недействительным представления  от 22.10.2021 № 03-02/232-2021

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: 1)2) ФИО1 (удостоверение)

(по доверенности от 13.01.2022)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СМ ПАРКИНГ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Природоохранной прокуратуре Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 22.10.2021 № 03-02/232-2021.

К участью в деле в качестве второго заинтересованного  лица привлечена  Прокуратура Санкт-Петербурга.

Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на основании обращения гражданина проведена проверка по факту складирования отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:1017 по адресу: <...> уч. 40.

В ходе проверки было установлено, что на территории данного земельного участка на почве несанкционированно складируются строительные отходы, бой бетона, бой кирпича, загрязненный грунт и пр.

Согласно сведениям СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» указанный земельный участок передан в пользование ООО «СМ Паркинг» на основании договора аренды от 22.07.2020 № 02/ЗК-08794 для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.

В ходе проверки установлено, что вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является.

В нарушение требований законодательства об охране окружающей среды на территории вышеуказанного земельного участка ООО «СМ Паркинг» допущено размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в адрес генерального директора ООО «СМ Паркинг» 22.10.2021 внесено представление № 03-02/232-2021 об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.

Как указано в представлении, в нарушение требований законодательства на территории земельного участка с кадастровым № 78:36:1310101:1017 Обществом допущено размещение отходов производства и потребления; причиной выявленных нарушений явилось отсутствие должного контроля  со стороны руководства Общества за деятельностью подчиненных сотрудников.

Природоохранный прокурор потребовал:

1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием Представителя природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга, и не позднее, чем в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

2.Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

3. О дате рассмотрения представления уведомить природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга заблаговременно.

4. О результатах принятых мер сообщить в природоохранную прокуратуру г. Санкт-Петербурга в письменной форме.

Не согласившим с представлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Исходя из требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

-использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

-не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, любые отходы запрещено размещать на земельных участках в границах Санкт-Петербурга.

На момент проведения проверки арендатором земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:1017 является ООО «СМ Паркинг».

Обществом нарушены требования действующего законодательства и допущено размещение отходов производства и потребления, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов с учетом вышеуказанных требований законодательства может быть возложена исключительно на заявителя.

Законных оснований для предъявления требований об очистке земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:1017 от отходов производства и потребления к иным лицам у природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга не имеется.

В обоснование заявления Обществом приводит довод о том, что вина со стороны ООО «СМ Паркинг» не установлена.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Вопрос о наличии вины ООО «СМ Паркинг» в рамках рассмотрения вышеуказанного представления не возникает в силу закона и не имеет правового значения, поскольку требованием природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга являлось принятие мер по устранению нарушений и очистке земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:1017, а не привлечение Общества к административной ответственности по факту загрязнения земельного участка отходами производства и потребления.

Факт размещения отходов производства и потребления на почве, вне специально оборудованных мест, является нарушением требований федерального законодательства и свидетельствует о прямом нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Довод заявителя о том, что представление природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга не соответствует закону и неправомерно возлагает на Общество обязанность по ликвидации несанкционированной свалки является несостоятельным, поскольку представление природоохранной прокуратуры ООО «СМ Паркинг» рассмотрено и удовлетворено, согласно представленной Обществом информации приняты меры по устранению нарушений.

        Согласно представленному Обществом ответу б/д, б/н, по результатам рассмотрения представления ООО «СМ Паркинг» приняты меры по устранению нарушений, а именно: работники Общества, совершившие нарушение, повлекшее несоблюдение требований законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности; работникам, а также подрядчикам Общества даны указания и разъяснения о необходимости соблюдения требований законодательства; в договоры с подрядчиками Общества внесены изменения, возлагающие на последних обязательства по устранению выявленных нарушений.

       Кроме того, к вышеуказанному ответу ООО «СМ Паркинг» приложен приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора ФИО2

При таких обстоятельствах представление вынесено в адрес Общества правомерно и обоснованно.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае доказательств несоответствия оспариваемого представления требованиям действующего законодательства, равно как и доказательств того, что указанным представлением нарушены права и законные интересы заявителя, не представлено, в связи с чем, основания для признания его незаконным у суда отсутствует.

   Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "СМ ПАРКИНГ" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.