ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-104316/19 от 31.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 апреля 2021 года                                                            Дело № А56-104316/2019

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Черняковской М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез»

Заинтересованное лицо: Федеральная таможенная служба Северо-Западное таможенное управление Санкт-Петербургская таможня

о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1721/2019

при участии

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 31.12.2020)

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 22.03.2021)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез»(далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (далее – заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1721/2019.

Определением от 27.11.2020 производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения  судом кассационной инстанции дела №А56-104592/2019.

Определением от 12.02.2021 назначено судебное заседание на 31.03.2021 для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу.

В настоящем судебном заседании суд установил, что Арбитражным судом Северо-Западного округа дело № А56-104592/2019 рассмотрено, вынесено постановление от 09.02.2021.

В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, суд возобновил производство по настоящему делу.

В настоящее судебное заседание возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, представитель Таможни возражал против удовлетворения требований.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Определением Волховского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни № 10210000-1721/2019 от 19 апреля 2019 года в отношении ООО «КИНЕФ» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

Таможней установлено, что 09.06.2018 Общество и иностранное торговое унитарное предприятие «СУГ Трейдинг» заключили внешнеторговый контракт № 1245 на поставку нефтепродуктов.

В соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 30.11.2018 к Контракту № 1248 от 09.06.2018 Общество на условиях поставки СРТ – ст. Завережье реализовало в адрес контрагента товар с наименованием «изобутан» код ТН ВЭД ЕАЭС 2901100001, грузоотправитель – АО «СГ-Транс», грузополучатель – ООО «Трансэкспедиция».

В рамках контракта согласно ж/д накладной № 26234050 от 12.11.2018 в ж/д цистерны 77749893, 77405595, 58196239, 76633148, 77325991 погружен и вывезен с территории Российской Федерации в Республику Беларусь товар – изобутан (СТО 05766480-004-2010, производитель ООО «КИНЕФ») код ТН ВЭД ЕАЭС 2901100001, стоимостью 53304,03 долларов США, в количестве 193460 кг.

На всю партию нефтепродуктов производителем изготовлен паспорт качества № 93 от 09.11.2018.

Из материалов административного дела следует, что декларирование товара – изобутан в количестве 193460 кг, вывезенного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь 15.11.2018 по ж/д накладной № 26234050, в таможенных органах Российской Федерации до его фактического вывоза с территории страны не осуществлялось, товар пересек границу Российской федерации 15.11.2018 и был доставлен на ж/д станцию «Витебск» Белорусской железной дороги16.11.2018.

При этом, 30.11.2018 Общество подало в электронной форме в ОТО и ТК № 3 Волховского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни таможенную декларацию № 10210013/301118/0000175, в соответствии с которой была заявлена к таможенному оформлению часть перемещенного на территорию Республики Беларусь товара. Таможенная декларация была зарегистрирована 30.11.2018 в 15:57.

Санкт-Петербургская таможня, руководствуясь подпункта 6 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС, приняла решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения Волховского таможенного поста о регистрации ДТ № 10210013/301118/0000175, в связи с тем, что на дату подачи этой декларации товар уже не находился на территории Российской Федерации.

По итогам административного расследования в отношении ООО «КИНЕФ» должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2019, в котором зафиксированы обстоятельства, связанные с не декларированием по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. Указанное деяние квалифицируется должностным лицом по части 1 статья 16.2 КоАП РФ.

Поскольку до убытия с таможенной территории Российской Федерации Общество товар по установленной форме не задекларировало, 27.08.2019 Таможня вынесла постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении  №10210000-1721/2019, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 042 937,60 руб.

Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В части 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.

Согласно части 2 статьи 278 Закона о таможенном регулировании российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

В данном случае материалами дела подтверждается, что Общество своевременно представило таможенному органу статистическую форму учета перемещения товаров, содержащую достоверные сведения о вывезенном товаре.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 289-ФЗ товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 15 названного Закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС. В части 2 статьи 95 Закона № 289-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров.

Как следует из подпункта 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

В пункте 3 статьи 1.1 Соглашения от 12.01.2007 предусмотрено, что в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.

Статья 1.1 названного Соглашения введена Протоколом от 10.10.2018, при этом Протокол не содержит положений, относящихся к исключительным случаям, упомянутым в подпункте 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе.

В настоящее время также действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, подписанное 09.12.2010 (вступило в силу 08.11.2011; далее - Соглашение от 09.12.2010).

В статье 15 данного Соглашения установлено, что с момента его вступления в силу Соглашение от 12.01.2007 применяется в части, не противоречащей Соглашению от 09.12.2010.

Понятие «товар» для целей применения Соглашения от 12.01.2007 определено в статье 2 Соглашения от 09.12.2010, согласно которой под товаром понимается нефть сырая и отдельные категории товаров, выработанные из нефти (далее - нефтепродукты).

В то же время, несмотря на включение в 2018 году в Соглашение от 12.01.2007 упомянутой выше нормы о декларировании товаров 27 и 29 группы ТН ВЭД ЕАЭС, в постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» (далее - Постановление № 529) изменения аналогичного содержания не вносились.

Так, согласно пункту 4 Постановления № 529 таможенному декларированию (как если бы товары вывозились за пределы ЕАЭС, но без уплаты таможенных платежей, включая сборов за таможенные операции) подлежат товары при их вывозе в страны ЕАЭС, классифицируемые в соответствии со следующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС: 2709 00; 2710; 2711; 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0); 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0.

Таким образом, согласно Постановлению № 529 при вывозе из Российской Федерации в другие государства - члены ЕАЭС подлежат таможенному декларированию отдельные товары, относящиеся к 27 группе ТН ВЭД ЕАЭС. Товары 29 группы ТН ВЭД ЕАЭС в названном Постановлении как подлежащие декларированию не упомянуты.

С учетом изложенного следует признать, что действующее нормативноправовое регулирование не позволяет сделать вывод о том, что положениями статьи 95 Закона № 289-ФЗ, пункта 3 статьи 1.1 Соглашения от 12.01.2007, статьи 2 Соглашения от 09.12.2010, а также пункта 4 Постановления № 529 в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в отношении всех товаров 27 и 29 групп ТН ВЭД ЕАЭС установлено изъятие из общего правила об отмене таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь.

Протокол от 10.10.2018 о внесении изменений в Соглашение от 12.01.2007 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в силу статьи 2 Протокола подлежит временному применению по истечении 10 дней с даты подписания, при этом опубликован в общем доступе на сайте http://publication.pravo.gov.ru 19.10.2018, то есть за два дня до начала его временного применения. Протоколом не установлен переходный период, оговорок о том, каким образом он будет применяться, Протокол также не содержит.

В данном случае суд установил, что товар вывезен с территории Российской Федерации в Республику Беларусь 15.11.2018, то есть через месяц после опубликования Протокола и в отсутствие разъяснений уполномоченных органов о порядке его применения.

В дальнейшем, уже в 2020 году, в письме Федеральной таможенной службы от 07.05.2020 № 01-10/24518 было разъяснено, что в целях обеспечения единообразного подхода при совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, до внесения изменений в пункт 3 статьи 1.1 Соглашения таможенному декларированию путем подачи декларации на товары подлежат товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 00 - 2715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС. В случае вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь иных товаров, классифицируемых в 27 и 29 группах ТН ВЭД ЕАЭС, требуется предоставление в таможенные органы Российской Федерации статистических форм учета перемещения товаров в соответствии со статьей 278 Закона о таможенном регулировании и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329.

Вместе с тем, как это следует из правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П, вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определенности правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в спорный период правовой неопределенности относительно применения требований пункта 3 статьи 1.1 Соглашения от 12.01.2007 (в редакции Протокола от 10.10.2018) в отношении рассматриваемого в настоящем деле товара «изобутан», классифицируемого по коду 2901 10 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2021 по делу №  А56-104592/2019.

Согласно статье 8 Закона № 289-ФЗ положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в Российской Федерации и (или) вывозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки из Российской Федерации.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

При таком положении требования Общества о признании оспариваемого постановления Таможни незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

          Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1721/2019.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Черняковская М.С.