ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-104591/19 от 23.12.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 декабря 2019 года                                                            Дело № А56-104591/2019

Резолютивная часть решения объявлена   декабря 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   декабря 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Гуляев С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез»

к Санкт-Петербургской таможне

о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1719/2019

при участии

от заявителя – Афанасьев И.А. по доверенности от 10.10.2019, Шерстобитов К.В. по доверенности от 31.12.2018, Осипова М.В. по доверенности от 31.12.2018

от заинтересованного лица – Морозова А.О. по доверенности от 29.12.2018

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее – Таможня) от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1719/2019.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 09.06.2018 ООО «КИНЕФ» и компания CowaxGimbH (40597, Германия, Дюссельдорф, Бенроде-штрассе, 127) был заключен внешнетороговый контракт №1248 от 09.06.2018 на поставку нефтепродуктов (далее - Контракт).

В соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 30.11.2018 к Контракту №1248 от 09.06.2018 ООО «КИНЕФ» на условиях поставки СРТ -ст. Завережье реализовало в адрес контрагента товар с наименованием «изобутан» код ТН ВЭД ЕАЭС 2901100001, грузоотправитель - АО «СГ-ТРАНС», грузополучатель – ООО «ЭНЕОСБЕЛ» (Республика Беларусь, 224030, г. Брест, ул. Будённого, д. 17/2).

Отправка нефтепродуктов осуществлена АО «СГ-ТРАНС» ж/д транспортом с ж/д станции «Кириши» (код 045209) ОАО РЖД «Октябрьской железной дороги» в адрес грузополучателя - ООО «ЭНЕОСБЕЛ», на ж/д станцию «БЧ/Брест-Восточный» (код 130204) Белорусской железной дороги.

В рамках Контракта согласно ж/д накладной №26268445 от 17.11.2018 в ж/д цистерны 57759045, 76606573, 76684604, 57730301, 76603406 погружен и вывезен с территории Российской Федерации в Республику Беларусь товар - изобутан (СТО 05766480-004-2010, производитель ООО «КИНЕФ») код ТН ВЭД ЕАЭС 2901100001, стоимостью 61 173,30 долларов США, в количестве 201 440 кг.

На всю  партию нефтепродуктов  производителем  изготовлен  паспорт качества №94 от 12.11.2018.

Из материалов следует, что декларирование товара - изобутан (СТО 05766480-004-2010, производитель ООО «КИНЕФ») в количестве 201 440 кг, вывезенного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь 20.11.2018 по ж/д накладной №26268445, в таможенных органах Российской Федерации до его фактического вывоза с территории страны не осуществлялось, товар пересёк границу Российской Федерации 20.11.2018 и был доставлен на ж/д станцию «БЧ/Брест-Восточный» Белорусской железной дороги 23.11.2019.

При этом, 30.11.2018 сотрудник ООО «КИНЕФ» Исправников С.В. подал в электронной форме в ОТО и ТК № 3 Волховского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни таможенную декларацию № 10210013/301118/0000176, в соответствии с которой планировалось задекларировать согласно таможенной процедуре экспорта часть перемещенного на территорию Республики Беларусь товара, в том числе вышеуказанного. ДТ была зарегистрирована 30.11.2018 в 15:57. В соответствии со статьёй 263 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ 05.12.2018 Санкт-Петербургская таможня, руководствуясь пп. 6 п.5 ст. 111 ТК ЕАЭС, приняла решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения Волховского таможенного поста о регистрации ДТ №10210013/301118/0000176.

Следовательно, подача в таможенный орган таможенной декларации по установленной форме на товар - изобутан (СТО 05766480-004-2010, производитель ООО «КИНЕФ») в количестве 201 440 кг, стоимостью 61 173,30 долларов США классифицируемый в товарной позиции 2901 ТН ВЭД ЕАЭС, должна быть произведена ООО «КИНЕФ» в установленный ТК ЕАЭС срок, а именно до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, не позднее 20.11.2018, что ООО «КИНЕФ» сделано не было.

Таким образом, в действиях ООО «КИНЕФ» установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в не декларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

19.04.2019 в отношении ООО «КИНЕФ» было возбуждено дело об административном правонарушении № 10210000-1719/2019 и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

27.08.2019 Таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1719/2019, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере ½ размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составляет 2 066 774,40 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе). Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании.

Согласно ст. 460 ТК ЕАЭС к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Российской Федерации до вступления данного Кодекса в силу и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации... порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона № 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (Москва, 12 января 2007 г.) (далее - Соглашение) (временно применяется с 21.10.2018) в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. Заполнение статистической формы учета перемещения товаров при декларировании путем подачи декларации на товары не производится.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию.

В соответствии со ст. 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Подпунктом 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Согласно п.п. 1 п. 1, п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры при таможенном декларировании используется декларация на товары.

Частью 2 ст. 109 ТК ЕАЭС установлено, что при подаче таможенной декларации товары должны находиться на территории государства члена ЕАЭС, таможенному органу которого подаётся таможенная декларация в отношении таких товаров.

Частью 2 ст. 110 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная декларация в отношении товаров вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не установлено настоящим кодексом.

Следовательно, подача в таможенный орган таможенной декларации по установленной форме на товар – изобутан (СТО 05766480-004-2010, производитель ООО «КИНЕФ») в количестве 201 440 кг, стоимостью 61 173,30 долларов США классифицируемый в товарной позиции 2901 ТН ВЭД ЕАЭС, должна быть произведена ООО «КИНЕФ» в установленный ТК ЕАЭС срок, а именно до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, не позднее 20.11.2018, что ООО «КИНЕФ» сделано не было.

С учетом изложенного является правомерным вывод таможенного органа о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 16_1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что у ООО «КИНЕФ» имелась возможность исполнить требования таможенного законодательства, а именно. ООО «КИНЕФ» до вывоза товаров имело возможность изучить требования законодательства. В случае возникновения сомнений в части необходимости декларирования вывозимых товаров, Общество имело возможность до фактического вывоза товаров обратиться в таможенный орган за получением разъяснений.

Материалами дела подтверждается, что ООО «КИНЕФ» до фактического вывоза товаров обращалось в таможенный орган. Однако, аргументы, указанные в письме 16.05.2019 № 3/2-17280, являются несостоятельными в виду следующего. Из содержания данного письма следует, что до вывоза товара у Общества возникали сомнения в необходимости его таможенного декларирования, в связи с чем, в таможенные органы были направлены соответствующие запросы. Однако, не дождавшись ответов и соответственно не разрешив имеющиеся сомнения, Общество приняло решение вывозить товары, не осуществляя их таможенного декларирования. Соответственно, приведенный в письме довод о том, что ООО «КИНЕФ» были использованы все возможности для исключения каких-либо негативных последствий, не соответствует действительности.

Общество полагает, что письмом от 30.11.2018 № 3/2-28620 известило таможенный орган о недекларировании товара с одновременным представлением в ОТО и ТК № 3 Волховского таможенного поста декларации на товар. ДТ была зарегистрирована, решением Санкт-Петербургской таможни в порядке ведомственного контроля решение о регистрации ДТ отменено. Далее Обществом была предоставлена статистическая форма учёта перемещения товаров в рамках ЕАЭС. Ссылаясь на примечание 2 к статье 16.2 КоАП России, Общество полагает, что не может быть привлечено к административной ответственности в по ст. 16.2 КоАП России.

Вместе с тем, декларация была подана в нарушение требований п. 2 ст. 109 ТК ЕАЭС, таким образом, Обществом не соблюдён порядок таможенного декларирования. Ссылка на не пересечение товаром границ ЕАЭС не обоснованна, поскольку из текста Соглашения между правительством РФ и РБ о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2017 (с учётом Протокола о внесении изменений в Соглашение от 01.10.2018) товары классифицируемые в группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Пункт 2 примечаний к статье 16.2 КоАП России в данном случае неприменим, поскольку как такового выпуска товара не осуществлялось, декларация подана Обществом после вывоза товара с территории Российской Федерации.

Учитывая положения статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения  от административной ответственности.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено.

Ссылка Общества на то, что дело об административном правонарушении должно было быть рассмотрено в районном суде не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2 КоАП РФ, рассматривают таможенные органы.

Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В силу абзаца второго ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. ч. 1 - 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Верховным Судом Российской Федерации в подпункте "в" пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.03.05 г. N 5 разъяснено, что судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Таким образом, возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.

Следовательно, таможенные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.

Размер административного штрафа проверен судом и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления Таможни у суда не имеется.

Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                      Гуляев С.Б.