ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-105219/18 от 07.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 ноября 2018 года                                                             Дело № А56-105219/2018

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области                                в составе:

судьи Рагузиной П.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Морозовой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО «КОМПАНИЯ АПЕКС» (198096, Санкт-Петербург, ул. Автовская, д. 15, лит. А, оф. 308, ОГРН: <***>)

о защите деловой репутации

при участии

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 22.10.2018)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ АПЕКС» (далее – ООО «КОМПАНИЯ АПЕКС») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ АПЕКС» сведений, содержащихся в следующих видеороликах, включая демонстрируемые в них заставки и иллюстрации:

- «НВ BODY и АПЕКС пишут доносы на ОНБ пытаясь ЗАТКНУТЬ ему рот», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=KKRyEwf03FU,

https://vk.com/video186136398_456239994?list=c310011514f5cb6a76

- «L #95 Отзывы о НВ BODY моё личное мнение. Стоит ли работать этими материалами», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://voutu.be/JCvTWiTxLNU

https://vk.com/video186136398_456240065?list=9d9fc7eb84c1ea3928

- «ХБ BODY НАГЛО впаривают не качественный материал и пытаются это

скрыть», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=pDb5AtQ5sNc

https://vk.com/video186136398_456240552?list=7ddffd56cf811515d

- «ХБ   BODY   ЧЕЛЛЕНЖ»,   размещенном   в   сети   Интернет   по   ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=KKRyEwf03FU

https://vk.com/video186136398_456239994?list=c310011514f5cb6a76

- «НОВОСТИ века НВ BODY суд приговорил ОНБ к...», размещенном в сети

Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=rpYXkyL805g

https://vk.com/video186136398_456240625?list=173ela6d3207f61b50

- «Немного эксклюзивной информации для своих», размещенном в сети Интернет по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=6dQpaSnV-5s

- «Когда   будут   обучать   НЕЗАВИСИМЫХ   экспертов   GIobalCarService»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=eSCskK3QpU0

https://vk.com/video186136398_456240574?list=c78016e6db03667206

-«ОБЗОР двигателя и улитки на приточку в покрасочную камеру НЮАНСЫ»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=0-hwkDUfI-c

https://vk.com/video186136398_456240636%2F15b53c20944b7bd73f%2Fpl_post_1861 36398_24630

- «ТЕСТ Баттл Karcher К 5 и Karcher К 3 КТО КОГО», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=CkvLRQyICPs

https://vk.com/videol86136398_456240635?list=0cc5661304a83f7348

- «Простой способ нанести любую форму шовного герметика», размещенном в

сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=MRK3tkXXbko

https://vk.com/video186136398_456240631?list=b8448ca3066c85a117

- «Какую шлифмашинку выбрать», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=6fKMyr8a614

- «КАК избавится от ПЫЛИ в камере Фильтра покрасочной камеры», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=Gi-xiNMfQ10

- «Как перекрасить авто СНИМАТЬ КРАСКУ или нет ЧТО делать с грунтом»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/p-8OI1RDNeI

https://vk.com/video186136398_456240653?list=e51b6385a0dfd9fe0f

- «VOLVEX такой фишки вы ещё не видели», размещенном в сети Интернет по

ссылкам:

https://youtu.be/EOvbB_XiIgI

https://vk.com/onbrest?z=video186136398_456240649%2F21e8f0c044275ea7c3%2Fpl_ post_186136398_24667

- «ХИТРЫЕ способы КАК УБРАТЬ СКОЛ на авто краске», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/ewfOIrNfs0c

https://vk.com/video186136398_456240645?list=c7cf6d45a3e2519132

- «УБИРАЕМ гранички перехода ПРАВИЛЬНО», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/v2--z_nSJYA

https://vk.com/video186136398_456240643?list=a4d260898fe89e6b47

- «ВОДЯНОЙ   ПЕСКОСТРУЙ   убойные   ГАДЖЕТЫ   для   авто   мастера»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/WpwTcJm_HN0

https://vk.com/video186136398_456240640?list=bc7c61bc6d352f016b

- «РЕМОНТ ржавчины БЕЗ СВАРКИ, Не хитрые способы облегчающие жизнь»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https ://youtu.be/_krJvА5vXKc

https://vk.com/video186136398_456240634?list=49e5a0d41a945e8290

- «Ремонт МЯТОГО пластика в два этапа Просто и легко», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/YdAKDkRMVjM

https://vk.com/video186136398_456240590?list=108e33047ef9cc235e

В обоснование заявления заявитель указывает, что на сайте «You Tube», канал ОНБ https://www.youtube.com/user/olegnesterov1/featured, а также в ВКонтакте на страницах https://vk.com/nester1973 и https://vk.com/onbrest размещены видеоролики, содержащие сведения, порочащие деловую репутацию истца.

Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации  деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренными.

Из пунктов 1 и 5 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».

Согласно пункту 11 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 3) по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Судам следует иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и друтих процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВС РФ № 3 надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации (часть 9 статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

В видеороликах, в частности, содержатся утверждения о низком качестве материалов НВ BODY.

Утверждения о низком качестве материалов НВ BODY ничем не подтверждены: не приводится тестов продукции, не предоставляются результаты работ, произведенных материалами HB BODY.

Также в видеороликах имеет место утверждение о небезопасности продукции НВ BODY, об использовании в их производстве ядовитых веществ.

В видеороликах также содержатся многочисленные прямые и косвенные призывы отказаться от использования продукции НВ BODY. При этом любые признаки положительного отношения к продукции (покупателей, агентов и т.д.) к производителю и поставщикам и другим контрагентам используются для необоснованной критики, с использованием таких фраз, как: «такие дурачки», «он единственный остался, торгаш BODY». Таким образом, оскорбительная негативная оценка касается не только самой продукции «HB BODY» и связанных с ней организаций, но и широкого круга потенциальных потребителей.

В видеороликах содержатся также следующие оскорбительные высказывания относительно фирмы-производителя продукции НВ BODY.

Таким образом, заявитель, как дистрибьютор продукции НВ BODY, представлен в видеороликах, как недобросовестный предприниматель, реализующий (распространяющий) на территории Российской Федерации заведомо некачественную, опасную продукцию, которую невозможно применять для тех целей, для которых она предназначена. 

Как следует из заключений специалиста, представленного заявителем, основной информационный посыл видеороликов выражается в навязывании мнения, выраженного в его оценке низкого уровня качества продукции марки HB BODY и преднамеренно недобросовестном отношении к покупателям. При этом оценка продукции основана на субъективной претензии, не подтвержденной фактами и сравнением с продуктами-аналогами, что приводит к искажению деловой репутации этой торговой марки и, как следствие, к снижению потребительского спроса на продукцию в целом.

Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие, что вся реализуемая продукция имеет соответствующую разрешительную документацию. Производство сертифицировано по системе ISO 9001 TUV NORD CERT GmbH cert от 03.03.2010 № TGA-ZM-07-06-00. Несоответствие действительности утверждений об опасности продукции также подтверждается приобщенными заявителем в материалы дела судебными актами.

Пункт 8 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет лицу, в отношении которого распространены порочащие его сведения, право обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ № 3 судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В указанном случае суд вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из анализа спорных сообщений следует сделать вывод о том, что их содержание призвано в негативном свете представить заявителя, указанная публикация порочит деловую репутацию заявителя, поскольку создает у потенциальных партнеров и клиентов заявителя ложное представление о том, что заявитель, будучи субъектом хозяйственной деятельности, осуществляют ее с нарушениями действующего законодательства, совершает нечестные поступки, характеризуется неправильным, неэтичным поведением в общественной жизни. Оспариваемые заявителем сведения представляют собой информацию о незаконном и недобросовестном поведении заявителя и сформулированы в форме утверждений. Следовательно, такая информация не носит субъективный характер.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

решил:

Признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ АПЕКС» сведения, содержащиеся в следующих видеороликах, включая демонстрируемые в них заставки и иллюстрации:

- «НВ BODY и АПЕКС пишут доносы на ОНБ пытаясь ЗАТКНУТЬ ему рот», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=KKRyEwf03FU,

https://vk.com/video186136398_456239994?list=c310011514f5cb6a76

- «L #95 Отзывы о НВ BODY моё личное мнение. Стоит ли работать этими материалами», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://voutu.be/JCvTWiTxLNU

https://vk.com/video186136398_456240065?list=9d9fc7eb84c1ea3928

- «ХБ BODY НАГЛО впаривают не качественный материал и пытаются это

скрыть», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=pDb5AtQ5sNc

https://vk.com/video186136398_456240552?list=7ddffd56cf811515d

- «ХБ   BODY   ЧЕЛЛЕНЖ»,   размещенном   в   сети   Интернет   по   ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=KKRyEwf03FU

https://vk.com/video186136398_456239994?list=c310011514f5cb6a76

- «НОВОСТИ века НВ BODY суд приговорил ОНБ к...», размещенном в сети

Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=rpYXkyL805g

https://vk.com/video186136398_456240625?list=173ela6d3207f61b50

- «Немного эксклюзивной информации для своих», размещенном в сети Интернет по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=6dQpaSnV-5s

- «Когда   будут   обучать   НЕЗАВИСИМЫХ   экспертов   GIobalCarService»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=eSCskK3QpU0

https://vk.com/video186136398_456240574?list=c78016e6db03667206

-«ОБЗОР двигателя и улитки на приточку в покрасочную камеру НЮАНСЫ»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=0-hwkDUfI-c

https://vk.com/video186136398_456240636%2F15b53c20944b7bd73f%2Fpl_post_1861 36398_24630

- «ТЕСТ Баттл Karcher К 5 и Karcher К 3 КТО КОГО», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=CkvLRQyICPs

https://vk.com/videol86136398_456240635?list=0cc5661304a83f7348

- «Простой способ нанести любую форму шовного герметика», размещенном в

сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=MRK3tkXXbko

https://vk.com/video186136398_456240631?list=b8448ca3066c85a117

- «Какую шлифмашинку выбрать», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=6fKMyr8a614

- «КАК избавится от ПЫЛИ в камере Фильтра покрасочной камеры», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=Gi-xiNMfQ10

- «Как перекрасить авто СНИМАТЬ КРАСКУ или нет ЧТО делать с грунтом»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/p-8OI1RDNeI

https://vk.com/video186136398_456240653?list=e51b6385a0dfd9fe0f

- «VOLVEX такой фишки вы ещё не видели», размещенном в сети Интернет по

ссылкам:

https://youtu.be/EOvbB_XiIgI

https://vk.com/onbrest?z=video186136398_456240649%2F21e8f0c044275ea7c3%2Fpl_ post_186136398_24667

- «ХИТРЫЕ способы КАК УБРАТЬ СКОЛ на авто краске», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/ewfOIrNfs0c

https://vk.com/video186136398_456240645?list=c7cf6d45a3e2519132

- «УБИРАЕМ гранички перехода ПРАВИЛЬНО», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/v2--z_nSJYA

https://vk.com/video186136398_456240643?list=a4d260898fe89e6b47

- «ВОДЯНОЙ   ПЕСКОСТРУЙ   убойные   ГАДЖЕТЫ   для   авто   мастера»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/WpwTcJm_HN0

https://vk.com/video186136398_456240640?list=bc7c61bc6d352f016b

- «РЕМОНТ ржавчины БЕЗ СВАРКИ, Не хитрые способы облегчающие жизнь»,

размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https ://youtu.be/_krJvА5vXKc

https://vk.com/video186136398_456240634?list=49e5a0d41a945e8290

- «Ремонт МЯТОГО пластика в два этапа Просто и легко», размещенном в сети Интернет по ссылкам:

https://youtu.be/YdAKDkRMVjM

https://vk.com/video186136398_456240590?list=108e33047ef9cc235e

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Рагузина П.Н.