ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-10578/20 от 28.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 мая 2020 года                                                                 Дело № А56-10578/2020

Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ФУД-ДРИНК Сервис"

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

об оспаривании решения от 20.09.2019 № 78/30864/19

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.01.2020;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности;

от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 30.12.2019

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ФУД-ДРИНК Сервис»  (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС) от 20.09.2019 № 78/30864/19.

Заявитель уточнил требования. Уточнения приняты судом.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Ходатайство Комитета об отложении рассмотрения дела отклонено судом в виду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Управлением по результатам рассмотрения заявления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о даче согласия на предоставление Обществу с ограниченной ответственностью «ФУД-ДРИНК Сервис» государственной преференции путем передачи в аренду нежилого помещения 2-Н площадью 59.9 кв.м, кадастровый номер 78:07:0003057:2581, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 22, литера А, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга (далее – Объект), для использования под заведение общественного питания сроком на 5 (пять) лет, вынесено решение от 20.09.2019 № 78/30864/19 об отказе в предоставлении государственной преференции.

Не  согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации (далее - органы власти) и исключительно в установленных данной нормой права целях.

Частью 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей, для реализации которых могут предоставляться преференции.

В силу положений ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции решение о возможности предоставления хозяйствующим субъектам преференции принимают органы власти. Возможность предоставления преференции органы власти определяют исходя из цели предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, в связи с чем применяют соответствующие нормативные правовые акты.

При этом право органов власти на предоставление преференции ограничено требованиями Закона о защите конкуренции о недопустимости устранения или недопущения конкуренции в результате предоставления преференции.

Таким образом, государственная преференция может быть предоставлена при соответствии ее целям, определенным в ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции. Преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту в исключительных целях.

Антимонопольный орган отказывает в предоставлении преференции, если преференция не соответствует целям, указанным в ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (п. 3 ч. 3 ст.20 Закона о защите конкуренции).

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства), который определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.

Пункт 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

В части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.

При отсутствии соответствующих программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства предоставление преференций с предварительного согласия антимонопольных органов таким хозяйствующим субъектам возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (далее - Закон СПб № 194-32) установлены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.1 ст.6 Закона СПб № 194-32 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге включает в себя в т.ч. имущественную поддержку.

Законом СПб № 194-32 предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, осуществляющих:

внешнеэкономическую деятельность;

сельскохозяйственную деятельность;

деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

деятельность в сфере молодежного предпринимательства;

деятельность в социальной сфере;

деятельность в сфере строительства;

деятельность в области инноваций и промышленного производства; деятельность в области ремесленной деятельности.

Также осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, являющихся субъектами семейного предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Деятельность ООО «ФУД-ДРИНК Сервис» - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10) не подпадает под виды деятельности, поддержка которых предусмотрена Законом СПб № 194-32.

В соответствии с ч.2 ст.6 Закона СПб № 194-32, поддержка в формах, установленных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые устанавливаются государственными программами (подпрограммами) Санкт-Петербурга, в соответствии с федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.

Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554, в которой условия и порядок в форме имущественной поддержки не установлены.

При рассмотрении вопроса о даче согласия на предоставление государственной преференции / отказе в предоставлении преференции Санкт-Петербургским УФАС России оценивалось наличие потребности со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства в аренде государственного имущества, необходимого для осуществления деятельности, конкурентного товарного рынка применительно к функциональному использованию испрашиваемой преференции - для использования под заведение общественного питания.

Рынок услуг общественного питания (ОКВЭД, код 56 - деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков) на территории Санкт-Петербурга является конкурентным. Деятельность на нем осуществляют преимущественно субъекты малого и среднего предпринимательства. Государственная преференция в форме аренды государственного имущества обеспечивает получателям не только более выгодные условия деятельности на товарных рынках, в т.ч. путем заключения договора по начальному размеру арендной платы (п.20 ст.4 Закона о защите конкуренции), но и более выгодные условия доступа (выхода) на товарный рынок - без участия в торгах, что не допускает конкуренции за право доступа к государственному имуществу.

Таким образом, учитывая наличие потребности со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства в аренде государственного имущества, необходимого для осуществления деятельности, конкурентного товарного рынка применительно к функциональному использованию преференции, Управление правомерно отказало в даче согласия в предоставлении преференции. Управление при этом отметило целесообразность предоставления права владения/пользования Объектом по результатам торгов в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Указанным приказом предусмотрен специальный порядок проведения торгов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договоров, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие и направлены на создание для как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора в отношении государственного имущества, а, следовательно, к осуществлению деятельности на товарном рынке. При этом торги, проведение которых обязательно в соответствии с федеральным законодательством, является гарантией государства по недискриминационному доступу хозяйствующих субъектов на конкурентные товарные рынки.

Предоставление помещения Обществу в отсутствие проведения процедуры торгов согласно Приказу № 67 одновременно с отсутствием в Санкт-Петербурге государственной программы, устанавливающей условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам МСП, привело бы к недопущению конкуренции за право владения/пользования Объектом, поскольку объективно не обеспечило возможность потенциальным участникам участвовать в торгах, что в свою очередь способствовало необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, созданию преимущественных условий доступа на товарный и рынок и деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «ФУД-ДРИНК Сервис», то есть к нарушению положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Обжалуемое решение принято в соответствии с нормами ст.20 Закона о защите конкуренции и не препятствует ООО «ФУД-ДРИНК Сервис» участвовать в торгах и конкурировать за право аренды Объектов.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                           Синицына Е.В.