ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-105800/20 от 11.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 марта 2021 года                                                              Дело № А56-105800/2020

Резолютивная часть решения объявлена   марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен   марта 2021 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи (до и после перерыва) секретарем Марлухиным А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Акционерное общество «Калининское садово-парковое хозяйство» (Россия 195427, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова 2, ОГРН:   7847431493 );

заинтересованное лицо: Государственная административно-техническая инспекция (Россия 191014, Санкт-Петербург, пр. Литейный д.36, ОГРН:   7809192575 );

об оспаривании,

при участии

- от заявителя: (до и после перерыва) ФИО1 (по доверенности от 09.11.2020)

- от заинтересованного лица: (до перерыва) ФИО2 (по доверенности от 11.01.2021); (после перерыва не явился)

установил:

Акционерное общество «Калининское садово-парковое хозяйство» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной административно-Технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 3739 от 10.11.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям приведенным в отзыве.

Судом 04 марта 2021 года объявлен перерыв; судебное заседание продолжено 11 марта 2021 года.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Административное дело возбуждено по факту выявления 01.10.2020 в 11.00 совершения административного правонарушения АО «Калининское СПХ», выразившегося в нарушении требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, а именно территория зеленых насаждений общего пользования городского значения № 4193 не убрана от мусора и отходов, выявлено наличие бытового мусора (бутылок, банок, пластика, полиэтилена, пакетов, прочего), порубочных остатков, по адресу: Санкт-Петербург, сквер б/н на ул. Руставели восточнее пересечения с пр. Луначарского.

На момент проведения повторного осмотра территории 15.10.2020 работы по уборке от мусора и отходов данной территории были произведены, не в полном объеме - зафиксировано наличие мелкого бытового мусора и порубочных остатков.

По факту выявленных нарушений Инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административных правонарушениях от 15.10.2020 № 95744.

По результатам рассмотрения дела 10.11.2020 Инспекцией в отношении Общества вынесено постановление № 3739 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении предусмотренного пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением Обществом, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные Обществом, не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Пунктом 4 статьи 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 2.1 Приложения №2 и п.1.1,1.10.1,1.10.3, 2.1, 2.3, 4.2, 10.1, 10.2, 10.6.1, 10.7.1.1 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утверждённые Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила), уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Как следует из объяснений заявителя к протоколу № 95744 от 15.10.2020, что данная территория является объектом 4 категории, Уборка мусора осуществляется в соответствии с заданием 4 раза в месяц, на территории сквера постоянное присутствуют бомжи и наркоманы, о чём сообщалось в полицию неоднократно.

Однако данные доводы не опровергают наличия состава правонарушения.

Правонарушение было выявлено 01.10.2020 и подтверждено повторным осмотром от 15.10.2020 (по-прежнему зафиксировано наличие мелкого бытового мусора и порубочных остатков), следовательно, организация на протяжении указанного периода времени не убирает должным образом свою территорию, хотя как раз для этих целей она и нанята заказчиком работ - Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.

Факт присутствия на данной территории наркоманов и бомжей не снимает с организации обязанности производить надлежащую уборку территории от мусора и отходов.

Более того, уборка при таких обстоятельствах должна быть усилена.

В соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга № 5/20 от декабря 2019 организация является подрядчиком по выполнению работ по содержанию   и   ремонту  объектов  зелёных   насаждений,   расположенных   на территориях зелёных насаждений общего пользования городского значения, в т. ч. обеспечения их надлежащего санитарного состояния, организации художественно-ландшафтного оформления земельных участков (территорий), ремонта газонов, дорожек, площадок для отдыха, обеспечения надлежащего выполнения комплекса мероприятий по созданию новых зелёных насаждений и элементов благоустройства, взамен уничтоженных или повреждённых на территориях зелёных насаждений в Калининском, Красногвардейском, Невском районах Санкт-Петербурга на срок с 01.01.2020 по 31.12.2020, в том числе и на территории сквера по вышеуказанному адресу, заказчиком работ выступает Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.

Согласно Приложению № 3 к Техническому заданию (Исходные данные     на выполнение работ по содержанию объектов и территорий зеленых насаждений, ремонту   объектов   зеленых   насаждений   и   компенсационному   озеленению Калининского, Красногвардейского, Невского районов Санкт-Петербурга) работы по содержанию объектов и территорий зеленых насаждений, ремонту объектов зеленых    насаждений    и    компенсационному    озеленению    осуществляются Подрядчиком в соответствии с Заданиями на выполнение работ по содержанию территорий зеленых насаждений; Заданиями на выполнение работ по ремонту объектов зеленых насаждений и компенсационному озеленению соответствующих районов Санкт-Петербурга на объектах зеленых насаждений в соответствии с адресной  программой  территорий  зеленых насаждений  общего  пользования городского значения, Адресной программой территорий зеленых насаждений общего   пользования   резерва   озеленения   на   2020    год,   утвержденными распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 29.08.2019 № 191-р.

Перечнем территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от  16.09.2019  №  233-р,  в  сроки и с периодичностью выполнения работ, установленные в Технологическом регламенте производства работ по содержанию территорий зеленых насаждений и ремонту расположенных    на    них    объектов    зеленых    насаждений, утвержденном распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 12.08.2019 № 179

Для поддержания объектов зеленых насаждений в нормативном состоянии подрядчик в целях выявления дефектов элементов благоустройства в границах территорий зеленых насаждений организует плановые и оперативные осмотры объектов   зеленых   насаждений.   Плановые  осмотры,   в   результате  которых устанавливаются объемы и виды содержания и ремонта, проводятся: на объектах 1 категории - 192 раз/год; на объектах 2 категории - 144 раз/год; на объектах 3 категории - 48 раз/год; на объектах 4 категории -12 раз/год. После возникновения чрезвычайных обстоятельств (после ливней, снегопадов, сильных ветров и Подрядчик обязан проводить оперативный осмотр объектов. Результаты осмотров фиксируются в журнале осмотров. Осмотры выполняют, как правило, визуально используя при необходимости мерный инструмент.

В процессе плановых и оперативных осмотров выявляются дефекты, определяются объемы работ по ремонту элементов благоустройства объекта зеленых насаждении, посадке и замене растений по конкретным объектам зеленых насаждений.

По данным осмотра составляется дефектная ведомость, на основании которой определяется требуемый вид ремонта, объемы ремонтных работ по объекту зеленых насаждений.

Дефектные ведомости предоставляются Заказчику ежемесячно в срок до 15 числа месяца.

В целях своевременного выявления ненадлежащего состояния детских игровых и спортивных площадок Подрядчиком проводятся осмотры площадок, которые включают:

-визуальный осмотр, который позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасность, вызванные пользованием оборудования, климатическими условиями, актами вандализма;

-функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр в целях проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования;

-основной осмотр представляет собой осмотр в целях оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности.

Визуальный осмотр элементов благоустройства площадок осуществляется по мере необходимости в случае обращения граждан, организаций, но не реже одного раза в неделю.

Функциональный осмотр проводится с периодичностью один раз в месяц в соответствии с инструкцией изготовителя, а также с учетом интенсивности использования площадки. Особое внимание уделяется скрытым, труднодоступным частям элементов благоустройства, расположенных на площадках.

Результаты осмотра площадок и проведение работ по содержанию и ремонту площадок регистрируются в журнале, который хранится у Подрядчика. Вся эксплуатационная документация (паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров, журнал и т.п.) подлежит постоянному хранению.

При обнаружении фактов хищения или порчи зеленых насаждений и (или) элементов благоустройства объектов зеленых насаждений Подрядчиком оформляется протокол о происшедшем с приложением материалов фотофиксации.

В целях надлежащего содержания объектов и территорий зеленых насаждений, ремонта объектов зеленых насаждений и компенсационного озеленения Подрядчик на основании результатов плановых и оперативных осмотров готовит дефектные ведомости и предложения, которые учитываются Заказчиком при формировании Заданий на выполнение работ по содержанию территорий зеленых насаждений; Заданий на выполнение работ по ремонту объектов зеленых насаждений и компенсационному озеленению соответствующих районов Санкт-Петербурга в порядке и в сроки, установленные контрактом.

Для поддержания и восстановления садово-парковых насаждений Подрядчиками используются приемы ландшафтной архитектуры, в частности садово-паркового искусства, в том числе подбор растений, подходящих для климатических и почвенных условий Санкт-Петербурга, размещение и группировка Растений в сочетании с архитектурой, дорожками и площадками, водоёмами, скульптурой и прочими малыми архитектурными формами.

Из Задания на выполнение работ по содержанию объектов и элементов территорий зелёных насаждений Калининского района Санкт-Петербурга на октябрь 2020 года следует, что вышеуказанный сквер относится к 3-ей категории, уборка зелёных насаждений от случайного мусора за октябрь должна быть кратна четырём, что также следует из Приложения № 3 к Техническому заданию (плановые осмотры территории на объектах 3 категории проводятся 48 раз/год).

Таким образом, утверждение защитника организации о 4-ой категории территории не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

В силу действующего государственного контракта Санкт-Петербурга № 5/20 от декабря 2019 года, на момент совершения административного правонарушения, Общество было обязано выполнять вмененное ей задание по содержанию и благоустройству территории.

С учётом изложенного, именно Общество несёт обязанность по соблюдению требований Правил.

Факт совершения Обществом административного правонарушений, предусмотренного пунктом 4 статьи 20  Закона № 273-70, установлен судом и подтверждается материалами дела, а именно протоколами осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 01.10.2020, 15.10.2020, с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении № 95744 от 15.10.2020, постановлением от 10.11.2020 № 3739 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и другими документами.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по недопущению правонарушений и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Суд считает, что Инспекцией  представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушений, ответственность за которое предусмотрена вышеуказанными нормами.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Предприятия от административной ответственности.

В силу части  статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как указано ранее, нарушив вышеперечисленные нормы, Общество совершило административные правонарушения, предусмотренное пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга № 273-70.

Постановлением № 3739 от 10.11.2020 Инспекцией назначено Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, суд считает, что назначенное Инспекцией наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                        Устинкина О.Е.