ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-105915/19 от 20.01.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 февраля 2020 года                                                                     Дело № А56-105915/2019

Резолютивная часть решения объявлена января 2020 года .

Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго»

к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления от 11.09.2019 №75/1-19 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

при участии

от заявителя – Телухина М.И. по доверенности от 21.11.2019

от заинтересованного лица – Тоток В.А. по доверенности от 03.12.2019

установил:

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее – ПАО «Ленэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 11.09.2019 №75/1-19 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 26.11.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, а представитель Комитета возражал против их удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3.8 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет вправе осуществлять региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Комитетом, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые Комитетом цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности и розничных рынков электрической энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании приказа Комитета от 20.05.2019 № 97 с учетом изменений, внесенных приказом Комитета 30.05.2019, уведомления о проведении плановой выездной проверки от 21.05.2019, проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Ленэнерго».

Предметом проверки являлось соблюдение Обществом в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон «Об электроэнергетике»), Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об энергосбережении»), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12,2011 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования в области электроэнергетики), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, ведения раздельного учета доходов и расходов, правильности применения Обществом регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) cтaндapтизиpoвaнныx тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), требований стандартов раскрытия информации в электроэнергетике, требований законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности, за 2018 год и 1 квартал 2019 года.

ПАО «Ленэнерго» предоставлены документы и информация за 2018 год и за 1 квартал 2019 года, а именно, учетная политика на 2018 год (с Приложениями № 2-1, 2-4, 5.3.1, 5.3.2), утвержденная приказом генерального директора Общества Рюмина А.В. от 06.02.2018 № 53, с учетом изменений, внесенных приказом исполняющего обязанности генерального директора Общества Кузьмина И.А. от 29.12.2018 № 665. действующая с 01.01.2018, и учетная политика на 2019 год (с Приложениями № 2-1, 2-4, 5.3.1, 5.3.2), утвержденная приказом генерального директора Общества Рюмина А.В. от 27.03.2019 № 148, действующая с 01.01.2019.

По результатам проверки Комитет составил акт проверки от 03.07.2019 № 6/19 (исх. от 22.07.2019 № ЛЭ/07-01/527, вх. от 24.07.2019 № 01-14-2099/19-0-0), в котором в числе прочего отразил следующие нарушения:

- рабочие планы счетов на 2018 год и на 2019 год, являющиеся Приложением № 2-1 к учетной политике на 2018 год и к учетной политике на 2019 год, не предусматривают ведение раздельного учета показателей, необходимых для формирования сведений о доходах и расходах, на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета по аналитическим признакам «вид деятельности» (номенклатура), «филиал» (МВЗ, структурное подразделение и тому подобное) и «субъект Российской Федерации»;

- в карточках счета по счету бухгалтерского учета 26 «Общехозяйственные расходы» в отношении филиалов «Энергоучет» и «Дирекция СО» данные об общехозяйственных расходах (ОХР) отсутствуют;

- в ОСВ по счету 26 аналитика раздельного учета по субъектам Российской Федерации и видам деятельности отсутствует (не представлена);

- распределение ОХР по видам деятельности отсутствует как в управленческом,
так и бухгалтерском учете;

- в карточках счета по субсчету бухгалтерского учета 91.02 «Прочие расходы» раздельный учет прочих расходов отсутствует.

Комитет посчитал, что ПАО «Ленэнерго» совершило правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которое выразилось в отсутствии раздельного учета доходов и расходов, иных показателей, необходимых для формирования сведений о доходах и расходах, за 2018 год и 1 квартал 2019 года, в том числе бухгалтерского раздельного учета на счетах 26 и 91.

Комитетом составлен протокол от 29.08.2019 об административном правонарушении №75/1-19, по которому действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола вынесено постановление от 11.09.2019 №75/1-19 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Общество оспорило данное постановление в арбитражный суд.

Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с Законом №190-ФЗ и другими федеральными законами. На территории Санкт-Петербурга указанными полномочиями согласно пункту 3 Положения, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 №1346, наделён Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет).

Согласно части 3 статьи 7 Закона №190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия, в том числе:

1) устанавливают тарифы, перечень которых приведён в статье 8 Закона №190-ФЗ, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

2) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Законом №190-ФЗ, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);

3) осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона №190-ФЗ регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии со статьей 43 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 6 раздела III Основ ценообразования в сфере электроэнергетики, пунктом 3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе, передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства).

Пунктом 2 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии отчетность, содержащая данные раздельного учета ведется по формам согласно приложению 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии и вместе с бухгалтерской отчетностью представляется в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в предусмотренные законодательством Российской Федерации сроки. При этом показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности (пункт 6 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии).

Для целей Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии прямые расходы и косвенные расходы должны распределяться по видам деятельности и субъектам Российской Федерации (пункт 11 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии). Косвенные расходы должны распределяться одним из принципов, перечисленных в пункте 12 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии. При этом допускается одновременное применение различных принципов распределения для различных статей расходов с учетом требований пункта 14 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии, согласно которому применяемые принципы раздельного учета показателей, детализированный порядок раздельного учета, состав прямых и косвенных расходов должны быть закреплены в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

В соответствии с ПБУ «Учетная политика организаций», утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, к которым относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. При этом за организациями признано право самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Кроме того, регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством РФ (пункт 2 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункт 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России
 от 06.08.2004 № 20-э/2
).

Реализовать данное положение можно лишь в случае ведения раздельного учета,
в том числе бухгалтерского, доходов, расходов и иных показателей, необходимых
для формирования сведений о доходах и расходах, способы которого должны быть закреплены
учетной политике организации.

Применение раздельного учета, в том числе бухгалтерского, по видам деятельности и субъектам Российской Федерации необходимо также для целей установления цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности, определенных законодательством РФ, в целях исключения повторного учета одних и тех же расходов при установлении цен (тарифов) по каждому из регулируемых видов деятельности и субъекту Российской Федерации.

Управлением обоснованно по учетной политике на 2018 год и на 2019 год установлено следующее.

Учетной политикой на 2018 год и учетной политикой на 2019 год определен перечень основных видов деятельности, осуществляемых Обществом:

передача электроэнергии;

технологическое присоединение к электрической сети;

организация функционирования и развития электросетевого комплекса;

технический надзор;

аренда;

продажа прочих товаров (работ, услуг) промышленного характера;

продажа прочих товаров (работ, услуг) непромышленного характера (с 2019 года отсутствует).

В целях обеспечения заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности Общества информацией о деятельности, хозяйственной структуре и распределению финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности в управленческом учете предусмотрено выделение в деятельности ПАО «Ленэнерго» операционных сегментов (включают услуги по передаче энергии и услуги по технологическому присоединению к сетям) и географических сегментов (предполагают деление по субъектам Российской Федерации Санкт-Петербург и Ленинградская область) соответствии с разделом 5 учетной политики «Методологические аспекты учетной политики по ведению раздельного учета доходов и расходов для целей управленческого учета» (далее – Методология раздельного управленческого учета).

Доходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности должны подразделяться на: доходы от обычных видов деятельности (подлежат отражению на счете 90 «Продажи» (далее – счет 90)) и прочие доходы (подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (далее – счет 91)). Аналитический учет доходов от обычных видов деятельности должен вестись в разрезе видов деятельности, по которой получен доход, и субъектов Российской Федерации. Ведение раздельного учета доходов в разрезе филиалов ПАО «Ленэнерго» (мест возникновения затрат (далее – МВЗ)) не предусмотрено. Аналитический учет прочих доходов должен вестись в разрезе видов прочих доходов. Ведение раздельного учета прочих доходов в разрезе видов осуществляемой деятельности, филиалов ПАО «Ленэнерго» (МВЗ) и субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

Затраты в зависимости от характера и их отношения к процессу производства должны учитываться в составе затрат основного производства (счет 20 «Основное производство» (далее – счет 20)), вспомогательных производств (счет 23 «Вспомогательные производства» (далее – счет 23)) и общехозяйственных затрат  (далее – ОХР) (счет 26 «Общехозяйственные расходы» (далее – счет 26)).

В аналитическом учете должна быть предусмотрена группировка затрат на производство в разрезе обычных видов деятельности, статей затрат и МВЗ, под которыми принимаются филиалы (РЭС, подразделение) и Исполнительный аппарат (ИА).

По способу включения в себестоимость объекта калькулирования (работ и услуг) затраты должны делиться на прямые, прямые распределяемые и косвенные затраты.

Учетной политикой предусмотрено ведение бухгалтерского учета расходов на оказание услуг по основной деятельности по филиалам, по видам деятельности и элементам затрат. Затраты счета 20 и счета 23 квалифицированы Обществом как прямые и могут быть прямо отнесены на определенный вид деятельности.

За филиалами Общества закреплена обязанность в ежемесячной передаче произведенных затрат, отраженных на счетах 20, 23 и 26, поэлементно в Исполнительный аппарат с целью формирования полной себестоимости видов деятельности в целом по Обществу.

Ежемесячно, в конце месяца, расходы, понесенные филиалами по основным видам деятельности, должны поэлементно включаться в себестоимость работ (услуг), в результате их распределения, пропорционально прямой заработной платы основного производственного персонала на счет основного производства по видам деятельности.

В соответствии с учетной политикой учет ОХР должен вестись на счете 26 в разрезе МВЗ и статей затрат ОХР. Формирование величины косвенных ОХР зависит от установленного порядка отнесения заработной платы подразделений к прямой заработной плате основного производственного персонала.

Однако, ни учетная политика на 2018 год, ни учетная политика на 2019 год не содержат перечень должностей (в том числе по субъектам Российской Федерации, филиалам и видам деятельности) относимых к основному производственному персоналу, а также сведения о выплатах, формирующих прямую заработную плату основного производственного персонала.

Аналитический учет затрат вспомогательного производства по счету 23 должен вестись по видам производств и номенклатуре затрат. Ведение раздельного учета затрат на счете 23 по филиалам Общества и субъектам Санкт-Петербурга учетной политикой не предусмотрено.

В соответствии с учетной политикой расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности ПАО «Ленэнерго» должны подразделяться на: расходы по обычным видам деятельности, учет которых в бухгалтерском учете должен осуществляться на субсчетах 90.02 «Себестоимость продаж» и 90.08 «Управленческие расходы» счета 90 «Продажи» (далее – субсчет 90.02, субсчет 90.08) с аналитикой по видам продукции (работ, услуг), и прочие расходы,учет которых должен осуществляться на субсчете 91.02 «Прочие расходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы» (далее – субсчет 91.02). Аналитический учет прочих расходов предусмотрен в разрезе видов прочих расходов.

Ни учетная политика на 2018 год, ни учетная политика на 2019 год не содержат порядок распределения прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (далее – счет 91), по субъектам Российской Федерации, филиалам и видам деятельности, относимых на регулируемые виды деятельности.

Ведение раздельного бухгалтерского учета имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации, филиалам и видам деятельности, необходимых для формирования сведений о доходах и расходах по субъектам Российской Федерации, филиалам и видам деятельности, учетной политикой на 2018 год и учетной политикой на 2019 год не предусмотрено.

В соответствии с Методологией раздельного управленческого учета (раздел 5 учетной политики на 2018 год и учетной политики на 2019 год) ПАО «Ленэнерго» должно вести раздельный управленческий учет активов продукции, доходов и расходов, заемных средств с разбивкой по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности с использованием данных бухгалтерского учета по следующим направлениям: выручка, себестоимость, доходы и расходы из прибыли, налог на прибыль, чистая прибыль, активы (ОС (в том числе арендованные), незавершенное строительство, дебиторская задолженность), заемные средства.

Методологией раздельного управленческого учета установлен базовый принцип распределения выручки, доходов, расходов и активов филиалов и Исполнительного аппарата, представленный в таблице 1 пункта 5.2.1 раздела 5 учетной политики на 2018 год и учетной политики на 2019 год, в соответствии с которым распределение затрат (за исключением статей, распределяемых напрямую) между субъектами Российской Федерации должно производиться в следующем порядке:

Таблица 1

Наименование структурного подразделения

В соответствии с разделом 5
учетной политики на 2018 год, %

В соответствии с разделом 5 учетной политики на 2019 год*, %

Субъект РФ
Санкт-Петербург

Субъект РФ
Ленинградская область

Субъект РФ
Санкт-Петербург

Субъект РФ
Ленинградская область

филиал «Выборгские электрические сети»

0

100

0

100

филиал «Гатчинские электрические сети»

0

100

0

100

филиал «Кабельная сеть»

100

0

100

0

филиал «Кингисеппские электрические сети»

0

100

0

100

филиал «Новоладожские электрические сети»

0

100

0

100

филиал «Пригородные электрические сети»

32

68

53,4

46,6

филиал «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети»

88

12

82,7

17,3

филиал «Тихвинские электрические сети»

0

100

0

100

Исполнительный аппарат (ИА)

51

49

60

40

филиал «Дирекция строящихся объектов»

51

49

В соответствии с распределением инвестиционной программы Общества по субъектам РФ

*В соответствии с пунктом 3 приказа генерального директора Общества Рюмина А.В. от 27.03.2019 № 148 о внесении дополнений и изменений в учетную политику на 2019 год в целях установления единых правил ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, базовый принцип распределения выручки, доходов, расходов и активов должен применяться для формирования отчетности начиная с отчетности за 12 месяцев 2018 года.

Однако, из положений учетной политики на 2018 год и учетной политики на 2019 год и приложений к ним, представленных в ходе проведения плановой выездной проверки,
не представляется возможным определить алгоритм формирования базового принципа распределения выручки, доходов, расходов и активов по филиалам и Исполнительному аппарату по субъектам Российской Федерации на основании фактического распределения условных единиц, ввиду его отсутствия в вышеуказанных документах, а также отсутствия сведений об условных единицах, участвующих в таком формировании (в том числе их названии, адресах нахождения, принадлежности к тому или иному структурному подразделению ПАО «Ленэнерго» (филиалу), даты постановки условных единиц в качестве ОС, сведений об их техническом состоянии).

Методологией раздельного управленческого учета предусмотрено распределение выручки, доходов и расходов, прибыли и убытки, активов и заемных средств ПАО «Ленэнерго» на следующие виды деятельности:

передача электрической энергии по распределительным сетям;

технологическое присоединение;

прочая деятельность.

Распределение по видам деятельности должно осуществляться на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с порядком ведения раздельного учета доходов и расходов ПАО «Ленэнерго», являющимся Приложением № 5.3.1 к разделу 5 учетной политики на 2018 год и учетной политике на 2019 года (далее – Приложение № 5.3.1 к учетной политике) (таблица акта проверки от 03.07.2019 № 6/19), и рекомендациями по применению порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в расшифровке расходов ПАО «Ленэнерго», являющимся Приложением № 5.3.2 к разделу 5 учетной политики на 2018 год и учетной политике на 2019 год (далее – Приложение № 5.3.2 к учетной политике) (таблица 4 акта проверки от 03.07.2019 № 6/19). Организационно-распорядительный документ к учетной политике, определяющий перечень затрат, формирующих управленческие расходы в 2018 году и в 2019 году, в ходе проведения плановой выездной проверки ПАО «Ленэнерго» не представлен.

Представленные в ходе проведения плановой выездной проверки рабочие планы счетов на 2018 год и на 2019 год, являющиеся Приложением № 2-1 к учетной политике на 2018 год и к учетной политике на 2019 год, не предусматривают ведение раздельного учета показателей, необходимых для формирования сведений о доходах и расходах, на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета по аналитическим признакам «вид деятельности» (номенклатура), «филиал» (МВЗ, структурное подразделение и тому подобное) и «субъект Российской Федерации».

Управлением также установлен раздельный бухгалтерский учет общехозяйственных расходов и прочих расходов по видам деятельности и субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:

производству электрической энергии;

передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);

реализации (сбыту) электрической энергии;

оперативно-диспетчерскому управлению.

Пунктом 2 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585 (далее – Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере электроэнергетики), предусмотрено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

В соответствии с пунктами 5-6 Основ ценообразования в области электроэнергетики:

1)регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям;

2)субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:

производство электрической энергии (мощности), в том числе с постанционной
и поблочной разбивкой;

производство электрической энергии объектом, введенным в эксплуатацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2005 № 738;

передача электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства) с разбивкой по субъектам Российской Федерации, на территории которых устанавливаются дифференцированные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;

передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям
(в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации;

реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, иными категориями потребителей, а также сетевыми организациями для целей компенсации потерь в электрических сетях;

услуги коммерческого оператора;

технологическое присоединение к электрическим сетям;

оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;

оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощности;

оказание услуг по обеспечению системной надежности, в том числе по видам услуг, с постанционной и поблочной разбивкой.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, записи по субсчетам 90.01 «Выручка», 90.2 «Себестоимость продаж», 90.03 «НДС» (далее – субсчет 90.03), 90.04 «Акцизы», 90.08 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.02, 90.03, 90.04 и кредитового оборота по субсчету 90.01 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Счет 90 предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных
с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

Таким образом, данные бухгалтерского учета предполагают ежемесячное их отражение в регистрах бухгалтерского учета по всем имеющимся счетам в Обществе, в том числе на счетах доходов, расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности и субъектам Российской Федерации.

Кроме того, первичными документами в бухгалтерском учете являются те, на основании которых оформлена та или иная хозяйственная операция в момент ее совершения либо сразу после ее завершения. Именно на основании первичной документации совершается дальнейший первичный бухгалтерский учет конкретных операций (в регистрах бухгалтерского учета). Регистры бухгалтерского учета – это перечень документов, которые предназначены для отражения и систематизации данных из первичной документации.

Относительно счета 26 «Общехозяйственные расходы» (счет 26) Управлением правомерно установлено следующее.

В карточках счета по счету бухгалтерского учета 26 предусмотрена аналитика раздельного учета по филиалам, видам деятельности, по складам, участкам, договорам, МВЗ, по статьям затрат.

Предусмотрен раздельный учет затрат счета 26 по следующим филиалам:

Пригородные ЭС;

Кабельные ЭС;

Высоковольтная сеть.

В отношении филиалов «Энергоучет» и «Дирекция СО» данные об ОХР отсутствуют.

Предусмотрен раздельный учет ОХР по филиалам, относящимся к Ленинградской области (Выборгские электрические сети, Гатчинские электрические сети, Кингисеппские электрические сети, Новоладожские электрические сети, Тихвинские электрические сети).

Карточки счета по счету 26 предусматривает аналитику раздельного учета по следующим регулируемым видам деятельности:

Технологическое присоединение к электрическим сетям заявителей с привязкой к адресу нахождения;

Передача электроэнергии.

В ОСВ по счету 26 аналитика раздельного учета по субъектам Российской Федерации и видам деятельности отсутствует (не представлена).

Провести анализ ОХР, отнесенных на регулируемые виды деятельности по субъекту Санкт-Петербург, на основании регистров бухгалтерского учета по счету 26 не представляется возможным в связи с отсутствием возможности установки всех фильтров, необходимых для сбора информации.

В соответствии с пунктом 3.21.10. учетной политики ОХР, учитываемые на счете 26, являются косвенными и закрываются посредством включения этих расходов в себестоимость продукции. Формирование величины косвенных ОХР зависит от установленного в Обществе департаментом управления персоналом и организационного проектирования порядка отнесения заработной платы подразделений к прямой заработной плате основного производственного персонала.

В состав ОХР включаются затраты на содержание аппарата управления филиалов Общества.

Необходимо отметить, что затраты счета 26 частично закрываются в дебет счета 20
(Дт 20 Кт 26) и частично в дебет счета 90.08 (Дт 90.08 Кт 26).

ОХР, которые подлежат закрытию в дебет субсчета 90.08, распределяются по субъектам Российской Федерации в управленческом учете в соответствии с пунктом 5.2.1 раздела 5 учетной политики на 2018 год и учетной политики на 2019 год.

Так, процент отнесения затрат счета 26 на субъект Санкт-Петербург в 2018 году и в 2019 году Обществом определен в размере 60%.

Распределение ОХР по видам деятельности отсутствует как в управленческом,
так и бухгалтерском учете.

ОХР (управленческие расходы) подлежат распределению на все виды деятельности, в том числе на регулируемые и нерегулируемые, а отнесение их только на передачу электрической энергии приводит к завышению расходов, отнесенных на данный регулируемый вид деятельности, что противоречит требованиям Российской Федерации в области электроэнергетики. 

Относительно субсчета 91.02 «Прочие расходы» (субсчет 91.02) Управлением обосновано установлено следующее.

В карточках счета по субсчету бухгалтерского учета 91.02 предусмотрена аналитика раздельного учета прочих расходов по филиалам, договорам, контрагентам, статьям затрат. По видамдеятельности, в том числе регулируемым, в карточках счета по субсчету 91.02 раздельный учет прочих расходов отсутствует.

Так предусмотрен раздельный учет прочих расходов по следующим филиалам:

Пригородные ЭС;

Кабельные ЭС;

Высоковольтная сеть;

Дирекция СО.

В отношении филиала «Энергоучет» данные в карточках счета по субсчету 91.02 отсутствуют.

Также предусмотрен раздельный учет прочих расходов по филиалам, относящимся
к Ленинградской области (Выборгские электрические сети, Гатчинские электрические сети, Кингисеппские электрические сети, Новоладожские электрические сети, Тихвинские электрические сети).

Таким образом, исходя из вышеописанного, в учетной политике ПАО «Ленэнерго» на 2018 год и в учетной политике ПАО «Ленэнерго» на 2019 год отсутствует раздельный учет, в том числе, прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91, общехозяйственных расходов, учитываемых на счете 26, по видам деятельности, филиалам и субъектам Российской Федерации, в бухгалтерском учете отсутствует раздельный учет прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91, общехозяйственных расходов, учитываемых на счете 26, по видам деятельности, филиалам и субъектам Российской Федерации.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства Комитета о вызове в качестве свидетеля ведущего специалиста Комитета Чернышевой Натальи Анатольевны, поскольку данные показания не могут подтвердить или опровергнуть сведения, имеющие отношения к рассмотрению спора по существу.

Относительно ссылки Общества на дело № А56-71218/2016 необходимо отметить следующее.

Суд при принятии решения делу № А56-71218/2016 исходил из того, что в спорный период (и на момент рассмотрения дела) Правительством РФ не утверждены специальные указания по ведению раздельного учета в соответствии с ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об электроэнергетике». 

Между тем согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий», субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с указанным постановлением. Применительно к виду деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии утверждение порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий возложено на Министерство энергетики Российской Федерации.

Во исполнение указанного поручения Правительства РФ Министерством энергетики РФ был издан приказ от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

Таким образом предусмотренный ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об электроэнергетике» нормативный правовой акт в соответствии с которым должен осуществляться предусмотренный ч. 1 указанной статьи раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат, был принят Минэнерго РФ которому Правительство РФ постановлением от 22.09.2008 № 707 передало свои полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об электроэнергетике».

Суд не принимает ссылку Общества на дела № А42-4676/2018,№ А42-5824/2018. При принятии решений по делу № А42-4676/2018 стр.5 и при принятии решений по делу № А42-5824/2018 стр.6 суд также исходил из того, что методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако в спорный период (и до настоящего времени) Правительством Российской Федерации не утверждены специальные указания по ведению раздельного учета.

Также суд указал что, в части неведения раздельного учета по видам деятельности представители ООО«Арктик-энерго» пояснили, что Общество осуществляет один вид регулируемой деятельности - реализацию (сбыт) электрической энергии.Данное утверждение представителями Комитета не опровергнуто, не следует иного и из материалов дела.

Вместе с тем оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за неведение раздельного учета по видам деятельности и подгруппам потребителей «прочие потребители» и «сетевые организации» в 2016, 2017 годах.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Арктик-энерго» события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Между тем обстоятельства рассматриваемого дела иные, в проверяемом периоде ПАО «Ленэнерго» осуществляло, несколько регулируемых видов деятельностина территориях нескольких субъектов Российской Федерации «Санкт-Петербург» и «Ленинградская область»:

−          передача электрической энергии;

−          технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства потребителей к электрическим сетям Общества.

Учитывая изложенное в совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что в действиях Общества имеется событие вмененного нарушения, выразившееся в том, что в учетной политике ПАО «Ленэнерго» на 2018 год и на 2019 год отсутствует раздельный учет, в том числе, прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91, общехозяйственных расходов, учитываемых на счете 26, по видам деятельности, филиалам и субъектам Российской Федерации, в бухгалтерском учете отсутствует раздельный учет прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91, общехозяйственных расходов, учитываемых на счете 26, по видам деятельности, филиалам и субъектам Российской Федерации

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, перечисленных в указанной статье, в том числе не только в занижении регулируемых государством цен, предельных цен, установленных надбавок к ценам, но и в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно и в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

К иному порядку ценообразования могут быть отнесены случаи отсутствия надлежащего ведения раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств.

Следовательно, в действиях Общества имеется событие правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и вины Общества в его совершении.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Таким образом, Комитетом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В судебном заседании Общество указало на малозначительность правонарушения.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом в указанном постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть определена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 Постановления).

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, категория малозначительности совершенного правонарушения является оценочной и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, предусмотренных действующим законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Обществом не проявлено необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась для соблюдения действующего законодательства.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, в рассматриваемом случае усматривается пренебрежительное отношение общества к соответствующим требованиям закона, что в свою очередь исключает возможность освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствие должного контроля со стороны ответственных должностных лиц.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности.

У суда отсутствуют сведения, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющие применить наказание в виде предупреждения.

Между тем суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с указанной частью размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 указанной статьи).

 Назначенный заявителю административный штраф, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями (с учетом того, что отсутствует неправильное установление тарифов), в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 50 000 рублей.

Наказание в виде штрафа в размер 50 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Изменить постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 11.09.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №75/1-19, в части размера наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                    Гуляев С.Б.