Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 июля 2021 года Дело № А56-107606/2020
Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года . Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкиной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Владимировым Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург"
заинтересованное лицо: Кингисеппская таможня
о признании недействительным требования от 09.10.2020,
при участии
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 10.11.2020,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 09.11.2020 № 134, ФИО3, по доверенности от 19.05.2021 № 672-км,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мется Форест Санк-Петербург» (далее – заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни от 09.10.2020 о проведении операций в отношении товаров, заявленных в неполной таможенной декларации (далее - НТД) № 10216170/041020/025812, а также о признании незаконными действий должностных лиц Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни по невыпуску товаров, заявленных в НТД № 10216170/041020/025812.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявителя, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
04.10.2020 на Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Балтийской таможни ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» была подана, посредством электронного декларирования, неполная таможенная декларация № 10216170/041020/0258122 (далее - НТД) на следующие товар «балансы из осины (POPULUS) неокоренные, необработанные консервантами, небрусованные, объем с учетом номинальной длины и без учета коры 4304,89 м3. Способ укладки поштабельно с заполнением пустот. Фактурная стоимость 31,00 евро/куб.м без учета коры. Номинальная длина 6,00 метра, длина с учетом максимального припуска на распиловку 6,10 м...» (далее - товар), для помещения под таможенную процедуру «экспорт 10». Выпуск товара по НДТ № 10216170/041020/0258122 разрешен 04.10.2020.
Для отправки товаров получателю «Метсялиитто Осуускунта» (Финляндия), 06.10.2020 на Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» предоставлено поручение на погрузку № 275 от 04.10.2020, НДТ № 10216170/041020/0258122, иные документы.
06.10.2020 Усть-Лужским таможенным постом, в рамках целевого профиля риска (при таможенной операции убытия), принято решение о проведении таможенного досмотра вышеуказанного товара.
07.10.2020 в соответствии с поручением на таможенный досмотр № 10218040/061020/000869 от 07.10.2020 начался проводиться таможенный досмотр товара, заявленного по НДТ № 10216170/041020/0258122.
09.10.2020 в адрес Общества было направлено требование о проведении операций в отношении вышеуказанных товаров. В требовании было указано, что в ходе проведения таможенного досмотра обнаружены круглые лесоматериалы (бревна), классифицируемые кодом 4403970002 ТН ВЭД ЕАЭС, но имеющие длину, несоответствующую заявленной в НТД № 10216170/041020/0258122. Для установления фактических сведений о лесоматериалах необходимо произвести разделение бревен по размерному ряду (длине) с учетом градации ГОСТ 9462-2016.
Согласно пункту 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза (пункт 2 статьи 14 ТК ЕАЭС).
Пунктом 8 статьи 14 ТК ЕАЭС определено, что товары ЕАЭС, указанные в пункте 2 статьи 14, находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы ЕАЭС, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, указанных пунктах 9 и 10 статьи 14 ТК ЕАЭС.
Вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы ЕАЭС (подпункт 5 пункт 1 статья 2 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 82 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статья 310 ТК ЕАЭС).
Таким образом, с целью реализации своих полномочий в части применения системы управления рисками, таможенные органы исходят из тех необходимых форм таможенного контроля, которые будут являться достаточными для недопущения нарушений законодательства ЕАЭС.
Мерами по минимизации рисков являются предусмотренные ТК ЕАЭС формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, установленные ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов о таможенном регулировании, применяемые на основании оценки рисков (статья 376 ТК ЕАЭС).
Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов (пункт 5 статьи 310 ТК ЕАЭС). В соответствии с пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.
Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом (пункт 13 статья 310 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр.
Таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статья 328 ТК ЕАЭС).
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункт 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 3 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.
Согласно пункту 4 статьи 328 ТК ЕАЭС декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
По требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие (пункт 5 статья 322 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 ТК ЭАЭС при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с настоящим Кодексом применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, в том числе:
-осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;
-использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства.
06.10.2020 на основании профиля риска и статьи 328 ТК ЕАЭС Усть-Лужским таможенным постом было принято решение о проведении таможенного досмотра в отношении товара, заявленного в НТД № 10216170/041020/0258122 и выдано поручение на таможенный досмотр № 10218040/061020/000869.
В соответствии с пунктом 7 статьей 328 ТК ЕАЭС при проведении таможенного досмотра товара присутствовал представитель ООО «Мется Форест Санкт-Петербург».
При проведении таможенного досмотра применялись технические средства документирования - фотоаппарат CANONIXUS 185 ИНВ № 001013402843 и технические средства таможенного контроля количественных и качественных показателей лесоматериалов и пиломатериалов.
Досмотр проводился в светлое время суток при естественном освещении к таможенному досмотру представлен товар - балансы осиновые в объеме 4304,89 куб.м. находящийся на территории ПЗТК ОАО « Лесной Терминал ФАКТОР», готовый для погрузки на судно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» таможенные операции относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Для получения достоверных результатов измерения объема экспортируемых лесоматериалов в соответствии со статьей 5 Закона измерения должны выполняться по аттестованным методикам измерений.
Выполнение измерений объемов штабелей осуществлялось в соответствии с методикой измерений М 13-01-10 «Лесоматериалы круглые. Методика определения объема партии и использованием метода усеченного конуса при выполнении учетных операций» (далее - Методика Ml3-01-10), аттестованной ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (Свидетельство об аттестации от 16.12.2010 №224,0306/01.00258/2010). Ссылка на Методику измерений М 13-01-10 и ГОСТ 9462-2016 указана также декларантом в графе 31 НТД № 10216170/041020/0258122.
Согласно абзацу 1 Введения Методики М13-01-10, настоящая методика устанавливает единые требования к выполнению работ по определению объема лесоматериалов круглых и использованием метода усеченного конуса при выполнении учетных операций, включая таможенные.
В настоящей Методике М13-01-10 в качестве контрольного выбран метод усеченного конуса, как наиболее точный и экономически целесообразный из числа простых и доступных методов, дающий хорошо воспроизводимые результаты при повторных измерениях объема круглого лесоматериала с корой и без коры. При реализации этого метода непосредственному измерению подвергаются диаметр торцов и длина круглого лесоматериала (абзац 4 Введения Методики М 13-01-10).
Согласно Методике М13-01-10 в случае обнаружения несоответствия измеренных длин заявленному номинальному значению в качестве длины штабеля используется полученное среднеарифметическое значение измеренных бревен, и номинальная длина, не может отличаться от полученной в результате измерений, в рамках установленной градации - 0,1 м. Длина штабеля при условии не соблюдения градации 0,1 м в соответствии с пп. 11.1 Методики Ml3-01-10 , принимается как среднее арифметическое измеренных длин бревен не менее 20 шт.
При проведении таможенного досмотра выяснилось, что длина лесоматериалов «балансы из осины» не соответствует заявленной в НТД №10216170/041020/0258122. Так при выборочном контроле - длина составляла от 5,5 м до 6,7 м при заявленной в НТД №10216170/041020/0258122 в 31 графе номинальной длине - 6,0 метров и в обоих случаях превышает установленные 0,1 м градации. При этом отсутствуют сведения в 31 графе НТД №10216170/041020/0258122 в отношении диапазона (толщин) в верхнем и нижнем торцах.
В соответствии с пунктом 11.2 Методики М13-01-10 градация длины более 0,10 м не допускается. Предписанная Методикой относительная погрешность измерения объёма партии (части партии) лесоматериалов в коре и без коры не превышает 5%.
Пунктом 7.3 Методики М13-01-10 установлено, что в случае несоответствия хотя бы одной из измеренных длин круглого лесоматериала номинальному значению, указанному в отгрузочной спецификации, производится раскатка всех круглых лесоматериалов. Вычисление объёма в этом случае производится на основании результатов измерения длины каждой единицы круглого леса.
Таким образом, в соответствии с положением Методики М13-01-10, ГОСТА № 9462-2016 с учетом градации таможенный орган в случае выявления расхождений номинальной длины товара и длины полученной по результатам фактического измерения, выставляет требование на разделение товарной партии, с последующим проведением измерений в соответствии с пп. 11.1 Методики М13-01-10.
С учетом пунктов 7.3, 11.2, 13 методики измерения № М 13-01-10, п. 4.3 Гост № 9423-2016 Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни было выставлено требование о разделении (раскатке) товарной партии лесоматериалов для проведения измерений длин, определения фактического и объема круглых лесоматериалов, вычисления фактического и объема партии лесоматериалов, а так же для последующего сравнения сведений указанных в НДТ№ 10216170/041020/0258122 с объемом вывозимых круглых необработанных лесоматериалов полученных по результатам досмотра.
В соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (количество, сортность, производитель, таможенная стоимость и т.д.).
Таким образом, степень и объем таможенного досмотра определяется таможенным органом, назначившим таможенный досмотр в целях определения полных сведений о товаре, в том числе об объеме вывозимого товара.
Согласно статье 348 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары. Перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров.
Исходя из изложенного, таможенному - органу предоставлено право при проведении таможенного контроля направить требование совершить указанные грузовые и иные операции в отношении являющихся объектами таможенного контроля товаров тому лицу, которое, по мнению такого таможенного органа, обладает в момент направления требования достаточными полномочиями в отношении таких товаров (в том числе правом на совершение указанных операций с ними), а также взаимодействие с которым (направление требования, оформление результатов таможенного контроля и т.д.) обеспечит проведение такого контроля в минимальные сроки. Так, при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, если в результате применения системы управления рисками возникла необходимость провести таможенный досмотр в отношении декларируемых товаров, требование совершить грузовые и иные операции в отношении таких товаров таможенный орган обычно направляет декларанту, как лицу, являющемуся собственником товаров или обладающему правом владения, пользования и (или) распоряжения ими. При этом следует отметить, что если таможенный орган направил требование совершить указанные грузовые и иные операции в отношении товаров, являющихся объектами таможенного контроля, декларанту, то у перевозчика возникает обязанность способствовать совершению таких операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует).
В качестве контрольного выбран метод усеченного конуса, как наиболее точный и экономически целесообразный из числа простых и доступных методов, дающий хорошо воспроизводимые результаты при повторных измерениях объема круглого лесоматериала (далее - Ж) с корой и без коры. При реализации этого метода непосредственному измерению подвергаются диаметр торцов и длина круглого лесоматериала (абзац 4 Введения методики Ml3-01-10).
Также, согласно Методике Ml 3-01-10, в случае обнаружения несоответствия измеренных длин заявленному номинальному значению в качестве длины штабеля используется полученное среднеарифметическое значение измеренных б]ревен, и номинальная длина, не может отличаться от полученной в результате измерений, в рамках установленной градации - 0,1 м. Длина штабеля при условии не соблюдения градации 0,1 м, в соответствии с пп. 11.1 Методики, принимается как среднее арифметическое измеренных длин бревен не менее 20 шт.
При проведении досмотра выяснилось, что длина лесоматериалов «балансы из осины» не соответствует заявленной в ДТ. Так при выборочном контроле -длина составляла от 5,5 м до 6,7 м при заявленной в ДТ в 31 графе номинальной длине - 6 метров и в обоих случаях превышает установленные 0,1 м градации. В соответствии с пунктом 11.2 Методики градация длины более 0,10 м не допускается. Предписанная Методикой относительная погрешность измерения объёма партии (части партии) лесоматериалов в коре и без коры не превышает 5%.
Таким образом, в соответствии с пунктом 7.3 Методики установлено, что в случае несоответствия хотя бы одной из измеренных длин круглого лесоматериала номинальному значению, указанному в отгрузочной спецификации, производится раскатка всех круглых лесоматериалов. Вычисление объёма в этом случае производится на основании результатов измерения длины каждой единицы круглого леса.
Пунктом 4.3 Методики устанавливает максимальный припуск (разница
между фактической и номинальной длиной бревна) по длине бревна - 10 см, (0,1
метра). Пунктом 11.2 Методики № М 13-01-10 установлено, что градация длины
более 0,1 метра не допускается. Вычисление объема лесоматериалов уложенных в
штабеля осуществляется путем умножения значений длины штабеля, высоты
штабеля и ширины штабеля. При наличии в штабеле лесоматериалов различных
длин, измерение объема штабельным методом в данном случае невозможно с
учетом объема судовой партии 5000 м3, количества бревен различной длины
более 20 тыс. штук, сложенных в штабеля без соблюдения установленной
Методикой № М 13-01 -10 градации длин.
Таким образом, требование о разделении всего объема лесоматериалов не противоречат целям Методики № М 13-01-10 .
09.10.2020 представителю Общества было выдано требование о проведении операций в отношении товаров. В требовании было указано, что в ходе проведения таможенного досмотра обнаружены круглые лесоматериалы (бревна), классифицируемые кодом 4403970002 ТН ВЭД ЕАЭС, но имеющие длину, несоответствующую заявленной в НТД № 10216170/041020/0258122. Для установления фактических сведений о лесоматериалах необходимо произвести разделение бревен по размерному ряду (длине) с учетом градации ГОСТ 9462-2016.
На 20.01.2021 требование о проведении операций в отношении товаров Обществом не исполнено.
В соответствии с пунктом 8 статьи 328 ТК ЕАЭС результаты проведения таможенного досмотра оформляются путем составления акта таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 317 ТК ЕАЭС, либо оформляются иным способом, предусмотренным в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Пунктом 9 статьи 328 ТК ЕАЭС установлено, что в акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших
таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
2)причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
3)результаты таможенного досмотра;
4)иные сведения, предусмотренные формой акта.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» утверждена, в том числе, форма акта таможенного досмотра (таможенного осмотра).
Акт таможенного досмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо их представителям, если эти лица установлены (пункт 10 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Приказом ФТС России от 25.10.2011 № 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 № 22502) для целей применения отдельных форм таможенного контроля утверждены, в том числе:
-форма поручения на таможенный досмотр;
-форма уведомления о проведении таможенного досмотра.
По результатам таможенного досмотра, который был начат 07.10.2020 и окончен 20.01.2021, был составлен акт таможенного досмотра № 10218030/071020/000869, в котором зафиксировано не выполнение требования таможенного органа от 09.10.2020 о проведении операций в отношении товара, заявленного по НТД № 10216170/041020/0258122 и невозможность проведения таможенного досмотра в целях проверки и получения всех сведений о товарах, заявленных по НТД № 10216170/041020/0258122. В погрузочном поручении № 275 Усть-Лужским таможенным постом проставлена отметка о запрете на погрузочные работы товара, заявленного по НТД № 10216170/041020/0258122.
Также необходимо отметить, что заявлений от ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» о том, что в графе 31 ДТ № 10216170/041020/0258122 допущена техническая ошибка» в Кингисеппскую таможню не поступало.
На основании вышеизложенного, решение Усть-Лужским таможенного поста от 09.10.2020 о проведении операций в отношении товаров, заявленных в НТД № 10216170/041020/0258122 и решение по запрету на погрузку товаров, заявленных в НТД № 10216170/041020/0258122, приняты в соответствии с требованиями актов, составляющих право ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, суд находит требования Общества неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Мнение специалиста ФИО4 со стороны заявителя, опрошенного в судебном заседании, и в письменном виде приобщенное к материалам дела, с учетом установленных по делу обстоятельств, не опровергает выводы таможенного органа.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.