ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-108201/18 от 07.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 апреля 2019 года                                                            Дело № А56-108201/2018

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи  Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Ждановой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области

к 1) Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области,

2) Федеральному казначейству

третье лицо: Комитет финансов Ленинградской области

о признании недействительным представления от 16.07.2018 №4500-09-05/18-2566;

о признании недействительным уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 08.08.2018 №07-04-04/09-16757

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.01.2019, ФИО2 по доверенности от 09.01.2019

от заинтересованных лиц – 1) ФИО3 по доверенности от 15.11.2017, 2) ФИО3 по доверенности от 10.12.2018

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 29.12.2018

установил:

Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее – Управление ФК) от 16.07.2018 №4500-09-05/18-2566; о признании недействительным уведомления Федерального казначейства (далее – ФК) о применении бюджетных мер принуждения от 08.08.2018 №07-04-04/09-16757.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Ленинградской области.

В судебное заседание все участники процесса обеспечили явку своих представителей.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 18.05.2018  № 199 в период с 24.05.2018 по 9.06.2018 в отношении Комитета проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 годы.

По итогам проведения проверочных мероприятий Управлением составлен акт камеральной проверки б/н от 09.06.2018, в котором зафиксированы нарушения Комитетом бюджетного законодательства, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

На основании акта камеральной проверки вынесено представление от 16.07.2018 № 4500-09-05/18-2566.

Представление содержит описание допущенных Комитетом  нарушений, а именно:

1.Комитетом не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно в 2015 году «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», что повлекло перерасход средств субсидии из федерального бюджета. Нарушение в денежном выражении – 792 547,83 руб.

  Указанными действиями Комитетом нарушены следующие положения: пункт 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункт 8 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (Приложение №7 к федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718, пункты 1.1, 1.2. Соглашения от 28.04.2015 №1580-01-41/15-15 (в редакции Дополнительного соглашения от 23.102015 № 1) о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджету Ленинградской области субсидии на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

2.Комитетом не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно в 2016 году не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Ленинградской области в рамках программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», что повлекло перерасход средств субсидии из федерального бюджета). Нарушение в денежном выражении 37 301,67 рублей.

Указанными действиями Комитетом нарушены следующие положения: пункт 3 статьи 132 БК РФ, пункт 8 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (Приложение 7 к федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 №718, пункты 2.1, 2.2. Соглашения от 08.07.2016 №К-175-16.

  Руководствуясь статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Управление в своем Представлении потребовало от Комитета рассмотреть Представление и принять меры, направленные на устранение причин и условий, приведших к не соблюдению условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечению уровня софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Ленинградской области, что привело к перерасходу средств субсидий из федерального бюджет в сумме 792 547,83 рублей в 2015 году и 37 301,67 рублей в 2016 году, не позднее 3 сентября 2018 года.

Уведомлением от 08.08.2018 №07-04-04/09-16757 Федеральное казначейство (далее – ФК) сообщило Министерству финансов Российской Федерации о применении в отношении Комитета бюджетных мер принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (далее – Уведомление ФК).

Комитет оспорил указанные Представление Управления и Уведомление ФК, адресованное Министерству финансов России, в арбитражный суд, полагая, что Управлением не представлено надлежащих доказательств нарушения норм бюджетного законодательства, выводы основаны на неточных расчетах, нерегламентированных отчетах Комитета, неверном толковании и применении норм действующего в спорный период законодательства.

Основные доводы Комитета сводятся к следующему:

- размер средств областного бюджета на реализацию мероприятий по Соглашению от 28.04.2015 №1580-01-41/15-15 был в одностороннем порядке увеличен до 25 100 000 руб. (вследствие образовавшейся экономии), что фактически повлияло на долю софинансирования расходного обязательства ЛО и составило по факту 75,17 %, в то время как в соответствии с положениями Правилам № 718 субсидия предоставляется с учетом установленного уровня софинансирования (средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ – 0,7), который для каждого субъекта рассчитывается по формуле, исходя из уровня бюджетной обеспеченности (для ЛО - в размере 1,294). Таким образом, согласно утвержденной Правилами № 718 формуле и утвержденному для ЛО уровню бюджетной обеспеченности, следует, что уровень софинансирования расходного обязательства для ЛО в 2015 году составил 54,1 % (0,7/1,294), а значит, обязательство РФ 45,9%; увеличение размера  средств со стороны субъекта в одностороннем порядке не влечет обязанности РФ по увеличению размера субсидии;

- равно в 2016 году размер средств областного бюджета на реализацию мероприятий по Соглашению от 08.07.2016 №К-175-16 в одностороннем порядке увеличен вследствие образовавшейся экономии до 85,42%, в то время как уровень софинансирования расходного обязательства для ЛО в 2016 году составлял 52,9 % (0,7/1,324), а значит, обязательство РФ 47,1%; увеличение размера  средств со стороны субъекта в одностороннем порядке не влечет обязанности РФ по увеличению размера субсидии;

- УФК по ЛО при проведении проверки не были учтены увеличившиеся плановые объемы софинансирования и кассовые (фактические) объемы софинансирования по мероприятию 1.2 Соглашения от 28.04.2015 №1580-01-41/15-15;

- новая редакция статьи 306.8 БК РФ (в редакции Закона № 406-ФЗ), предусматривающая с 2016 года (т.е. после получения Комитетом субсидии) ответственность не только условий предоставления межбюджетных трансфертов, но и условий их расходования, не должна применяться к заявителю в части, ухудшающей его положение;

- в Акте, Представлении, Уведомлении отсутствует порядок и методика расчета суммы, которая определена как нарушение Комитетом бюджетного законодательства;

- на момент заключения соглашений о предоставлении субсидий в 2015 и 2016 годах действовали положения пункта 3 ст. 132 БК РФ в редакциях от 02.11.2007, от 26.12.2014, которые не содержали такого условия предоставления субсидий как соблюдение установленного предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 БК РФ (в редакции от 26.12.2014) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Данная норма БК РФ (в ред. от 26.12.2014) является отсылочной - для предоставления субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета необходимы определенные условия, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 были утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Правила № 999).

В соответствии с пунктом 9 Правил № 999 (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 № 1519) предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.

Согласно пункту 2 Правил № 999 условия предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Также Постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 №718 утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)».

В соответствии с пунктом 7 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (Приложение №7 к федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 (далее – Правила № 718)  предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения по форме, утверждаемой главным распорядителем средств федерального бюджета.

Согласно пункту 8  Правил № 718 соглашение должно содержать в том числе, размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также размер бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств

Условиями предоставления субсидий согласно пункту 4 Правил № 718 являются:

а) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, софинансирование которых осуществляется посредством предоставления субсидии с учетом установленного уровня софинансирования;

б) наличие соответствующих утвержденных региональных программ и (или) муниципальных программ, предусматривающих цели, задачи и целевые индикаторы, аналогичные Программе;

в) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, установленных региональными программами, иными нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, значениям показателей результативности использования субсидии, установленным соглашением между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение).

Содержащиеся в данных нормативных правовых актах Правительства РФ условия предоставления и расходования субсидий, а также условия заключенных Комитетом соглашений являются обязательными к исполнению.

Между Министерством культуры России, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета (Дополнительным соглашением от 23.10.2015 № 1 заменено на «Федеральное агентство по делам национальностей», далее - ФАДН России) и Правительство Ленинградской области, являющимся получателем субсидии в соответствии с БК РФ (далее – субъект РФ), Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 (далее – Программа), адресным распределением субсидий на реализацию Программы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 28.03.2015 № 536-р было заключено Соглашение от 28.04.2015 №1580-01-41/15-15 (в редакции Дополнительного соглашения от 23.10.2015 № 1) о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджету Ленинградской области субсидии на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»  (далее – Соглашение от 2015 года).

Согласно пункту 1.1 Соглашения от 2015 года Минкультуры России (впоследствии ФАДН России) обязуется предоставить в 2015 году бюджету субъекта РФ субсидию на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ по реализации мероприятий госпрограммы субъекта РФ, аналогичным мероприятиям Программы в размере 8 290 330 руб., а субъект РФ обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета субъекта РФ в размере 25 100 000 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения.

Согласно пункту 1.2 Соглашения от 2015 года субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ по реализации мероприятий Программы, указанных в Приложениях № 1, № 5 к Соглашению.

Согласно пункту 2.1. Соглашения от 2015 года субсидия предоставляется при соблюдении Субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных Программой.

Разделом 3 Соглашения от 2015 года предусмотрены обязанности и права сторон.

Так, субъект Российской Федерации обязан: представить в Минкультуры России при заключении Соглашения: заверенную  в установленном  порядке  копию  государственной  программы субъекта Российской Федерации, разработанную в соответствии с требованиями Программы; график выполнения Мероприятий согласно Приложению № 3 к Соглашению. •Представить в Минкультуры России в месячный срок с даты заключения Соглашения:

нормативные правовые акты Субъекта Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства Субъекта Российской Федерации, муниципального образования, на исполнение которых предоставляется субсидия (выписка из закона Субъекта Российской Федерации о бюджете Субъекта Российской Федерации, решения муниципального образования о бюджете муниципального образования);

заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии соглашений о предоставлении субсидий из бюджета Субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию в 2015 году мероприятий Программы.

Представить в Минкультуры России в течение 10 рабочих дней с даты утверждения заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию государственной программы Субъекта Российской Федерации, откорректированную в соответствии с требованиями Программы, Соглашения;

Обеспечить соблюдение графика выполнения Мероприятий.

Представить в Минкультуры России подписанную в установленном порядке отчетность согласно Приложению № 6 к Соглашению.

Перечислить своевременно и в полном объеме субсидию в местные бюджеты в случае заключения Субъектом Российской Федерации соглашений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3.1.2 Соглашения;

Уведомить Минкультуры России путем направления соответствующего письменного извещения:

а)    в течение 3-х рабочих дней в случае изменения платежных реквизитов;

б)      в течение 5-ти рабочих дней с даты принятия решения о прекращении
(отсутствии) потребности в субсидии в 2015 году;

в)      в течение 5-ти рабочих дней с момента возникновения обстоятельств,
свидетельствующих о невозможности обеспечения установленного настоящим
Соглашением уровня софинансирования.

 Обеспечить контроль за ходом реализации мероприятий Программы; исполнение условий предоставления субсидии, а также целевое, адресное и эффективное использование субсидии;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 5.1. Соглашения от 2015 года).

Соглашение от 2015 года вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Соглашению.

К Соглашению от 2015 года было заключено Дополнительное соглашение от 23.10.2015 № 1, согласно которому стороной соглашения вместо Министерства культуры России стало Федеральное агентство по делам национальностей (ФАНД России), как главный распорядитель средств федерального бюджета.

Пунктом 22 Правил № 718 определено, что если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных на текущий финансовый год региональной программой, прошедшей конкурсный отбор, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования.

В соответствии с областным законом Ленинградской области от 22.12.2014 № 96-ОЗ «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции областных законов от 20.11.2015 № 121-оз, от 09.12.2015 № 128-оз «О внесении изменений в областной закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») объем бюджетных ассигнований за счет средств Субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой Ленинградской области, софинансируемых за счет средств федерального бюджета, составил в сумме 20 248 500,00 рублей, что на 4 851 500,00 рублей меньше, установленного в пункте 1.1 Соглашения от 2015 года, в приложениях № 1, № 5 к Соглашению от 2015 года.

Из изложенного следует, что Комитетом не обеспечено выполнение условия предоставления субсидии, установленного подпунктом «а» пункта 4 Правил № 718, а именно: наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, софинансирование которых осуществляется посредством предоставления субсидии с учетом установленного уровня софинансирования.

Комитетом не исполнена обязанность, предусмотренная Соглашением от 2015 года, об своевременном уведомлении ФАНД России путем направления соответствующего письменного извещения о возникновения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности обеспечения установленного настоящим Соглашением уровня софинансирования.

Изменения в Соглашение от 2015 года внесены не были.

Таким образом, в нарушение подпункта «а» пункта 4 Правил 718, пункта 2.1. Соглашения от 2015 года Комитетом не обеспечено наличие в областном бюджете Ленинградской области (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в объеме, предусмотренном Соглашением от 2015 года.

Данное нарушение подтверждается отчетом об исполнении условий предоставления субсидии, а также об эффективности расходования в 2015 году субсидии по состоянию на 01.01.2016, подписанным председателем Комитета ФИО5, и направленным Комитетом 20.01.2016 (исх.№ 004-3268/15-5-1) в адрес Управления целевых и специальных программ и проектов Федерального агентства по делам национальностей, Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансового дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее -Отчет об исполнении бюджета ф. 0503127) по состоянию на 01.01.2016 (графы 4 «Утвержденные бюджетные назначения» и 5 «Лимиты бюджетных обязательств»).

Необходимо отметить, что перечисление субсидии в областной бюджет осуществлялось «под потребность» в период с 25.11.2015 по 30.12.2015. т.е. после внесения всех изменений в закон об областном бюджете на 2015 год, что также свидетельствует о нарушении условия предоставления субсидии.

Федеральным агентством по делам национальностей (ФАНД России), являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, и Правительством Ленинградской области заключено Соглашение от 08.07.2016 № К-175-16 (далее - Соглашение от 2016 года).

Согласно пункту 1.1. Соглашения от 2016 года предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2016 году областному бюджету Ленинградской области субсидии на реализацию мероприятий Программы, связанных с реализацией региональной целевой программы, утверждаемой в форме государственной программы субъекта Российской Федерации или подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации по КБК: глава 380 «Федеральное агентство по делам национальностей», раздел 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», подраздел 03 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера», целевая статья 11 8 00 52360 «Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», в рамках Программы Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно Приложению № 1 к Соглашению от от 2016 года, предусмотренных региональной целевой программой.

Согласно пункту 2.1. Соглашения от 2016 года общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете Ленинградской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2016 году 33 592 700,00 рублей.

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета областному бюджету Ленинградской области в соответствии с Соглашением от 2016 года, составляет в 2016 году 5 732 500,00 рублей (14,58 % от общего объема расходов областного бюджета Ленинградской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (пункт 2.2 Соглашения от 08.07.2016 № К-175-16).

В соответствии с пунктом 3.2. Соглашения от 2016 года субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:

а)     наличие правового акта Ленинградской области об утверждении в соответствии
с требованиями нормативньгх правовых актов Российской Федерации перечня
мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия;

б)    наличие в областном бюджете Ленинградской области (сводной бюджетной
росписи), местных бюджетах Ленинградской области бюджетньгх ассигнований на
финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых
предоставляется Субсидия, в объеме, предусмотренном пунктами 2.1 и 2.3 Соглашения
от 08.07.2016 № К-175-16.

В соответствии с Соглашением от 2016 года субъект Российской Федерации обязуется, в частности:

- обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения (пункт 4.3.1. Соглашения от 2016 года);

-обеспечивать исполнение требований ФАДН по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий (пункт 4.3.2. Соглашения от 2016 года);

-обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению (пункт 4.3.3. Соглашения от 2016 года);

-обеспечивать представление в Агентство не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия, в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты (пункт 4.3.5. Соглашения от 2016 года):

о расходах областного бюджета Ленинградской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно Приложению № 3 к Соглашению;

о достижении значений показателей результативности, по форме согласно Приложению № 4 к Соглашению;

-    выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и Соглашением (пункт 4.3.9. Соглашения от 2016 года).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по Соглашению от 2016 года Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7.2. Соглашения от 2016 года соглашение вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует до исполнения Сторонами своих обязательств.

В соответствии с пунктом 7.4. Соглашения от 2016 года внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений показателей результативности, а также продление сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается в течение всего срока действия Соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов Программы Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.

Согласно Уведомлению по расчетам между бюджетами от 08.07.2016 №32 ФАДН России предусмотрено предоставление по КБК 380 1403 1180052360 521 субсидии бюджету Ленинградской области на софинансирование реализации мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» в сумме 5 732 500,00 рублей (код классификации доходов бюджета, получающего межбюджетный трансферт - 990 2 02 02051 02 0000 151).

В 2016 году в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных ФАДН России по кодам бюджетной классификации 380 1403 1180052360 521 (код цели: 852), в областной бюджет Ленинградской области осуществлено перечисление субсидии в сумме 5 624 771,90 рублей (в объеме произведенных кассовых расходов), которая учтена на лицевом счете администратора доходов областного бюджета - Комитета по КБК 990 2 02 02051 02 0000 151 «Субсидии бюджетам Российской Федерации на реализацию федеральных целевых программ», что подтверждено отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов (форма по ОКУД 0503127) на 01.01.2017, отчетом о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета №04452202830 на 01.01.2017.

Согласно данным отчетов, представленных Комитетом в соответствии с Соглашением (Сведения об использовании субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы, финансируемых с участием средств федерального бюджета в 2016 году по состоянию на 01.01.2017 (по форме приложения 7.2 к Соглашению от 2016 года), Отчет о выполнении мероприятий Программы (подпрограммы) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020годы)», финансируемых с участием средств федерального бюджета в 2016 году по состоянию на 01.01.2017 (по форме приложения 7.3 к Соглашению от 2016 года), а также Отчету обисполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансового дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) по состоянию на 01.01.2017, Отчету об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом (ф. 0503324) по состоянию на 01.01.2017, фактические расходы в разрезе мероприятий Программы в 2016 году составили:

Фактические расходы средств составили в общей сумме 38 328 570,64 рублей, в том числе:

1.        фактические расходы на реализацию мероприятий, направленных
на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных
отношений, составили в общей сумме 21 167 870,90 рублей, в том числе:

-3 231 199,68рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (в том числе по КБК: 990 0113 6610152360 244 -2124000,00; 990 0113 6610252360 244 - 1107199,68;);

-    17 936 671,22 рублей - за счет средств областного бюджета Ленинградской области (в том числе по КБК: 990 0113 66101R2360 242 - 2104740,00; 990 0113 66101R2360 244 - 8821811,17; 990 0113 66102R2360 244 - 4846615,05; 990 0113 66103R2360 244 - 2163505,00).

При общем объеме фактически использованных средств в размере 38 328 570,64 рублей субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 3 225 966,79 рублей (21 167 870,90 х 3 307 200,00/21 700 900,00).

При таких обстоятельствах, перерасход средств федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, составил в сумме 5 232,89 рублей(3 231 199,68 -3 225 966,79).

2.      фактические расходы на реализацию мероприятий, направленных на
содействие этнокультурному многообразию народов России, составили в общей
сумме 17 160 699,74 рублей, в том числе:

-2 393 572,22 рублей - счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (в том числе по КБК: 990 0113 6620152360 244 -1893572,22; 990 0113 6620252360 244 - 500000,00);

-14 767 127,52рублей - за счет средств областного бюджета Ленинградской области (в том числе по КБК: 990 0113 66201R2360 242 - 317500,00; 990 0113 66201R2360 244 - 3629647,75; 990 0113 66202R2360 244 - 2165021,88; 990 0113 66203R2360 242 - 99000,00; 990 0113 66203R2360 244 - 8555957,89).

При общем объеме фактически использованных средств в размере 17 160 699,74 рублей субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 2 361 503,44 рублей (17 160 699,74 х 2 425 300,00 /17 624 300,00).

При таких обстоятельствах, перерасход средств федерального бюджета на реализацию   мероприятий,   направленных   на   содействие   этнокультурномумногообразию народов России, составил в сумме 32 068,78 рублей(2 393 572,22-2 361 03,44).

Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 8 Правил № 718, пунктов 2.1, 2.2. Соглашения от 2016 года, Комитетом не соблюдено условие расходования межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Ленинградской области, что повлекло в 2016 году перерасход средств федерального бюджета в сумме 37 301,67 рублей, в том числе:

-на реализацию мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, составил в сумме 5 232,89 рублей;

на реализацию мероприятий, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России, составил в сумме 32 068,78 рублей.

За совершение указанных бюджетных нарушений предусмотрено применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ (нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов).

Расчет суммы бюджетного нарушения при составлении актов контрольных мероприятий и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения осуществляется УФК по Ленинградской области в соответствии с Методическими рекомендациями по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 31.03.2017 №53н.

В соответствии с п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Как следует из содержания статьи 306.2 БК РФ, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Также следует отметить, что применение к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На основании изложенного, по результатам проведенной внеплановой камеральной проверки в адрес Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области направлено Представление от 16.07.2018 №4500-09-05/18-2566 с требованием принять меры, направленные на устранение причин и условий, приведших к не соблюдению условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), а именно не обеспечению уровня софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Ленинградской области, приведшего к перерасходу в 2015-2016 годах средств субсидий из федерального бюджета.

Одновременно, УФК по Ленинградской области направило в адрес Федерального казначейства проект уведомления от 06.07.2018 №4500-09-05/18-2459 о применении бюджетных мер принуждения в части вышеуказанных бюджетных нарушений к Комитету.

08.08.2018 Федеральное казначейство направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения №07-04-04/09-16757 кКомитету.

Форма уведомления о применении бюджетных мер принуждения утверждена приказом Федерального казначейства от 29.07.2016 №12н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

14.09.2018 Минфином России в адрес ФК направлены извещения о принятии решений о бесспорном взыскании, из которого следует, что на основании приказов Минфина России от 07.09.2018 Минфином России принято решение о взыскании из бюджета Ленинградской области и перечисления в федеральный бюджет денежных средств (пункт 1.1. уведомления №07-04-04/09-16757, пункт 1 представления №4500-09-05/18-2566; пункт 1.2. уведомления №07-04-04/09-16757, пункт 1 представления №4500-09-05/18-2566; пункт 1.3. уведомления №07-04-04/09-16757, пункт 1 представления №4500-09-05/18-2566; пункт 1.4. уведомления №07-04-04/09-16757, пункт 1 представления №4500-09-05/18-2566; пункт 2.2. уведомления №07-04-04/09-16757, пункт 2 представления №4500-09-05/18-2566; пункт 2.1. уведомления №07-04-04/09-16757, пункт 2 представления №4500-09-05/18-2566).

Следует отметить, что указанные приказы Минфина России о бесспорном взыскании сумм средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, Комитетом не обжаловались.

Таким образом, Комитет, не соблюдая условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), не обеспечил условие софинансирования за счет бюджета Ленинградской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета, что является бюджетным нарушением, за которое предусмотрено применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ (нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов).

Также следует отметить, что применение к Комитету, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (данное требование содержится в Представлении УФК по Ленинградской области от 16.07.2018 №4500-09-05/18-2566) .

Ввиду изложенного доводы Комитета о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, УФК по Ленинградской области считает необоснованными, и к данным правоотношениям не применимыми.

Доводы Комитета о том, что при заключении Соглашений субъектом в одностороннем порядке увеличены размеры средств областного бюджета на реализацию мероприятий по Соглашениям от 2015 и 2016 годов по сравнению с уровнями софинансирования расходных обязательств на соответствующий год, ввиду чего субъектом при исполнении Соглашений правомерно снижены размеры софинансирования за счет средств бюджета ЛО в рамках рассмотренной программы до уровня софинансирования, рассчитанного самим субъектом по формуле в соответствии с Правилами №718, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Субъект вправе увеличивать в одностороннем порядке размеры средств на реализацию мероприятий, утвержденных Соглашениями, но не сокращать их (как в рассмотренном случае).

Кроме этого, в соответствии со ст. 198 АПК Комитет имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (Минфином России), содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащем основания для применения таких мер, а также в соответствии с п. 1 ст. 306.3 БК РФ финансовый орган (Минфин России) принимает решение о применении бюджетных мер принуждения (приказ Минфина РФ о бесспорном взыскании суммы средств и извещение о принятии решения о бесспорном взыскании), предусмотренных главой 30 БК РФ, в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 306.2 БК РФ, в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (Минфином РФ) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Таким образом, оспариваемое Уведомление не содержит признаков ненормативного правового акта, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, носит уведомительный характер и не подлежит обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                Гуляев С.Б.