Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 мая 2022 года Дело № А56-1083/2022
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года . Полный текст решения изготовлен мая 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Сундеевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
заинтересованное лицо: государственная административно-техническая инспекция
о признании незаконным постановления № 6419 от 15.12.2021
при участии
от заявителя: представителя Берн Т.Н., по доверенности от 14.02.2022.
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
установил:
заявитель - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к заинтересованному лицу - государственная административно-техническая инспекция о признании незаконным постановления № 6419 от 15.12.2021.
Определением от 09.02.2022 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Как установлено материалами дела, 17.11.2021 специалистом ГАТИ был проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, Морской переулок, дом 3, литера А; кад. номер 78:32:0001720:3010; лит. Р; кад. номер 78:32:0001720:3363; лит 3 кад. номер 78:32:0001720:3382, при осмотре зафиксировано:
на фасаде здания имеется локальная утрата штукатурного и окрасочных слоев с оголением кирпичной кладки водосточные трубы имеют следы коррозии и повреждения Морской переулок, дом 3, литера А;
на фасаде здания имеется локальная утрата штукатурного и окрасочных слоев с оголением кирпичной кладки, трещины, с фасада не удалены посторонние надписи и рекламные объявления с водосточных труб, водосточные трубы имеют следы коррозии, защитная сетка порвана и содержится в ненадлежащем состоянии литера Р;
на фасаде здания имеется локальная утрата штукатурного и окрасочных слоев с оголением кирпичной кладки, трещины, разбитые оконные заполнения, с фасада не удалены посторонние надписи и рекламные объявления, водосточные трубы имеют следы коррозии и повреждения, защитная сетка порвана и содержится в ненадлежащем состоянии литера 3. По итогам проведения осмотра был составлен протокол осмотра, произведена фотофиксация, составлена схема мест нарушения.
По фактам нарушений составлены протоколы по делам об административных правонарушениях №№ 93834, 93833,93837, 93836, 93840 93839 от 17.11.2021 года.
Определениями от 09.12.2021 года было назначено время и место рассмотрения данных дел на 15.12.2021 год на 11.00. О времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях Заявитель уведомлен надлежащим образом путём направления телеграммы 010.12.2021 года в адрес местонахождения Заявителя. 15.12.2021 заместителем начальника ГАТИ ФИО2 было вынесено определение об объединении дел в одно производство.
По результатам рассмотрения дела заместитель начальника ГАТИ ФИО2 вынесла постановление № 6419 от 15.12.2021 года о привлечении заявителя к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные п.п. 3 и 2 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» от 31.05.2010 №273-70 (далее - Закон Санкт-Петербурга), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
По мнению ГАТИ Учреждение нарушило положения Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (далее - Правила), в которых представлен исчерпывающий перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий.
В соответствии с пунктом 8.4.1. Приложения № 5 к Правилам общие обследования должны производиться два раза в год: весной и осенью. Результаты обследования технического состояния фасадов оформляется актом. Акт является основанием: для определения видов работ по капитальному ремонту фасадов; для определения видов и объемов работ по текущему ремонту фасадов (согласно пункту 8.4.4. настоящего приложения).
На основании вышеуказанных требований 14.04.2021 и 25.09.2021 проведены общие весенние/осенние осмотры объектов казарменно-жилищного фонда, в результате которых составлены соответствующие акты.
Согласно Алгоритму взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации от 19.12.2011, утвержденному начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генералом армии ФИО3, после проведения сезонных осмотров объектов недвижимости, командиром воинской части в Главное командование Военно-морского флота Российской Федерации направляются заявочный план на проведение текущего и капитального ремонтов. В случае согласования Главным командованием Военно-морского флота Российской Федерации проведения текущего, либо капитального ремонта, заявочный план направляются в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации - основными задачами которого являются организация деятельности по строительству и капитальному ремонту объектов - для окончательного утверждения.
Как утверждает заявитель, указанным алгоритмом не предусмотрено проведение текущего и капитального ремонтов Учреждением, что подтверждается и Государственным заданием последнего, в котором указан исчерпывающий перечень видов деятельности Заявителя, а именно - управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32); управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1); управление эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2.); техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники (код ОКВЭД 72.5); деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код ОКВЭД 55.1); деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п. (код ОКВЭД 55.23.2); деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области стандартизации и метрологии, деятельность в области гидрометеорологии (код ОКВЭД 74.20); деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика (код ОКВЭД 71.12.2); производство насосов, компрессоров и гидравлических систем (код ОКВЭД 29.12); технические испытания и сертификация (код ОКВЭД 74.30); строительство зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.2); деятельность профессиональная научная и техническая прочая (код ОКВЭД 74); распределение воды (41.00.2); деятельность по комплексному обслуживанию помещений (код ОКВЭД 81.10); управление имуществом, находящимся в государственной собственности (код ОКВЭД 84.11.8); ремонт электрического оборудования (код ОКВЭД 33.14); обеспечение работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 35.30.5); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 35.30.3); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 35.30.1); обеспечение работоспособности котельных (код ОКВЭД 35.30.4); передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 35.30.2); предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов (код ОКВЭД 39); деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта (код ОКВЭД 49); деятельность трубопроводного транспорта (код ОКВЭД 49.50); сбор неопасных отходов (код ОКВЭД 38.11); сбор и обработка сточных вод (код ОКВЭД 37.00); забор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД 36.00).
Следовательно, среди предоставленных Учреждению полномочий не предусмотрено обязанности по проведению текущего и капитального ремонтов, на данные цели Учреждение не финансируется, что в свою очередь подтверждается планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 30.09.2021 (далее - План ФХД). Согласно Плану ФХД на 2021, 2022 и 2023 Учреждение не финансируется на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества; на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Кроме того, по результатам проведения весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда сотрудниками Учреждения сформированы и направлены в адрес Главного командования Военно-Морским Флотом заявочные перечни объектов казарменно-жилищного фонда, обслуживаемого Учреждением, требующих проведения текущего и капительного ремонта в 2022 году, в который включены вышеуказанные объекты, согласно Алгоритму взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации. Заявочные перечни объектов казарменно-жилищного фонда, требующих проведения текущего и капитального ремонта в 2022 году рассмотрены и утверждены ВрИО помощника Главнокомандующего Военно-Морским Флотом по материально-техническому обеспечению капитаном 1 ранга ФИО4 04.06.2021, после чего направлены в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что учреждение не является собственником вышеуказанных объектов, а лишь выполняет функции управляющей организации, поскольку в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.17.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва)» основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и только он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Кроме того, собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Возложение обязанности по проведению текущего и капитального ремонта имущества возможно только если это предусмотрено законом.
Привлекая Заявителя к административной ответственности, ГАТИ не установлено является ли требование о проведении текущего и капитального ремонта исполнимым для Учреждения, не являющегося собственником вышеуказанных объектов.
Субъект правонарушения - лицо, отвечающее предусмотренным законом требованиям, позволяющее считать его правонарушителем и делающим возможным привлечение его к ответственности. Поскольку проведение текущего и капитального ремонтов не является одним из видов деятельности Учреждения, на данные цели Учреждение не финансируется и не имеет возможности законными методами их осуществить, то Заявитель не является субъектом, указанных в постановлении ГАТИ от 15.12,2021 № 6419, правонарушений.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельствами, являются наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств возложено на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В виду изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административным органом в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ надлежащим образом не исследованы все обстоятельства дела и не доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга от 15.12.2021 № 6419 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Сундеева М.В.