Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 декабря 2018 года Дело № А56-108553/2018
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
общества с ограниченной ответственностью «Почтовая служба «Сфера»
к 1) обществу с ограниченной ответственностью «Газэнергоинформ»,
2) обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Пермь»
третье лицо: ООО «Фрешпринт»
о признании незаконной закупки по результатам открытого запроса предложений в электронной форме №163258 по отбору организации для выполнения работ (оказания услуг) по номенклатурной группе: услуги связи
при участии
от истца – не явился, извещен
от ответчиков – 1) ФИО1 по доверенности от 19.07.2016, 2) ФИО2 по доверенности от 08.09.2018
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Почтовая служба «Сфера» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Газэнергоинформ» (далее – ООО «Газэнергоинформ», Организатор закупки) и обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Пермь» (далее – ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь», Заказчик) с иском о признании незаконной закупки по результатам открытого запроса предложений в электронной форме №163258 по отбору организации для выполнения работ (оказания услуг) по номенклатурной группе: услуги связи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Фрешпринт».
Суд отклонил ходатайство Общество о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в связи с отсутствием оснований.
В судебном заседании представители ответчиков возражали против удовлетворения требований истца.
Общество, а также третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие с учетом заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 28.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет Организатором закупки для нужд ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» было опубликовано Извещение № 31806661201 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 163258 на право заключения договора по отбору организации для выполнения работ (оказания услуг) по номенклатурной группе: услуги связи (далее - Закупка), включая Документацию о запросе предложений (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» (далее - Положение о закупках) в редакции от 02.02.2018.
Общество обратилось в арбитражный суд с иском об оспаривании результатов закупки, ссылаясь на то, что Документация о закупке содержит положения, нарушающие принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно, условие подпункта 2 пункта 5 (Дополнительные требования в участнику закупки) Технического задания о необходимости подтверждения наличия у участника внедренных и постоянно проводимых мероприятий, требуемых регулятором в области защиты информации, для обеспечения защиты информации, в том числе, персональных данных, Аттестатом соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации 3 уровня.
В обоснование доводов о том, что Аттестат соответствия ИСПДн не является необходимым для осуществления деятельности (а только для органов государственной и муниципальной власти), составляющей предмет Закупки, истцом представлены позиции компетентных органов (ответ Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от 18.07.2018 №11294-06/59 на запрос истца, ответ Управления ФСБ по Пермскому краю от 24.08.2018 №8/1500, информационное сообщение ФСТЭК России от 15.07.2013 №240/22/2637).
Установление требования о наличии такого Аттестата, по мнению Общества, привело к сокращению числа потенциальных участников Закупки, и тем самым к необоснованному ограничению конкуренции.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Закон от № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).
В Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Открытый запрос предложений в электронной форме не является торгами, а представляет самостоятельный способ проведения закупки.
Поскольку запрос предложений не является торгами, то проведение закупки не регулируется статьями 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Данная закупочная процедура не накладывает на организатора и заказчика запроса предложений соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 3 Закона №223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
На основании подпункта 2 пункта 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации, участник должен подтвердить наличие у него внедренных и постоянно проводимых организационно-распорядительных и организационно-технических мероприятий, требуемых регулятором в области защиты информации, для обеспечения защиты конфиденциальной информации, в том числе персональных данных. Соответствие участника данному требованию подтверждается Аттестатом соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации 3 уровня.
Пунктом 7.8.4 Технического задания установлено, что исполнитель должен иметь защищенный информационный обмен на базе сертифицированных шифровальных (криптографических) средств, совместимых с решениями семейства ViPNet или семейства крипто шлюзов «Континент» (Криптошлюз, обеспечивающий шифрование по ГОСТ 28147-89 (256 бит), работающий при высоких нагрузках в режиме 24/7/365).
Согласно Техническому заданию предметом Закупки является: оказание услуг по предпечатной подготовке, технологическая подготовка данных, полиграфической печати, формированию бесконвертных отправлений, упаковке и доставке счетов-квитанций в пункты приема корреспонденции, указанные заказчиком.
Указанные услуги предполагают работу потенциального исполнителя договора с персональными данными абонентов заказчика, включая фамилию, имя, отчество, место жительства, начисление платы, задолженности, пени и иных данных, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) относятся к персональным данным.
На основании п.п. 2, 3 статьи 3 Закона № 152-ФЗ любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, является обработкой персональных данных, осуществляемой оператором таких данных.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно части 4 статьи 19 Закона № 152-ФЗ состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России от 18.02.2013 № 21 (далее - Приказ ФСТЭК № 21) утверждены состав и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
Вместе с тем требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных содержатся в Постановлении Правительства РФ 01.11.2012 № 1119.
На основании ст. 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.
Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее - уполномоченное лицо). Договор между оператором и уполномоченным лицом должен предусматривать обязанность уполномоченного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе.
Система обработки персональных данных абонентов заказника должна обеспечивать 3 (третий) уровень защищенности персональных данных, так как в данной системе обрабатываются персональные данные лиц, которые не являются сотрудниками заказчика в количестве более 100000 человек (абонентов) в соответствии со ст. 11 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119.
Как следует из пункта 4 Приказа ФСТЭК № 21, меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются, в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных.
Требования заказчика о представлении подтверждения наличия у него внедренных и постоянно проводимых организационно-распорядительных и организационно-технических мероприятий, требуемых регулятором в области защиты информации, для обеспечения защиты конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, направлены на то, чтобы удостовериться, что участником закупки проведены все меры по защите доступа к персональным данным со стороны работников (прямо не связанных с действиями по работе с персональными данными) предприятия участника либо сторонних лиц; куплено и установлено лицензионное программное обеспечение для достаточной работы с персональными данными; проведены мероприятия по разделению уровня (реализация прав) доступа среди сотрудников участника, прямо задействованных в обработке и формированию персональных данных; осуществлены мероприятия по своевременному обнаружению фактов несанкционированного доступа к информации; проведены мероприятия по защите персональных данных от копирования на внешние переносные источники и другие подобные мероприятия, связанные с защитой конфиденциальности передаваемой заказчиком персональных данных и информации.
Требования заказчика о наличии у участника внедренных и постоянно проводимых организационно-распорядительных и организационно-технических мероприятий, требуемых регулятором в области защиты информации, для обеспечения защиты конфиденциальной информации, в том числе персональных данных связаны в первую очередь с изменением формата печати, согласно которому в счетах-квитанциях в неконвертируемом виде будут печататься фамилия, имя и отчество абонента, что не делалось ранее. В связи с изложенным, заказчик вынужден усилить требования к безопасности и сохранности данных, которые охраняются законодательно. На необходимость печати обозначенных данных заказчиком было указано постановлением надзорного органа № 753 от 02.03.2018 о привлечении к административной ответственности заказчика закупки.
Таким образом, суд полагает обоснованным установленное в Документации требование к участникам Закупки о необходимости подтвердить наличие у них внедренных и постоянно проводимых организационно-распорядительных и организационно-технических мероприятий, требуемых регулятором в области защиты информации, для обеспечен защиты конфиденциальной информации, в том числе персональных данных.
Кроме этого, в силу части 11 статьи 3 Закона 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование такихдействий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно п. 3.14 Информационной карты Документации дата и время
окончания подачи заявок на участие в запросе предложений: «07» августа 2018
года 11:59 (время московское).
Пунктом 3.18 Информационной карты Документации установлена дата и
время подведения итогов: не позднее «14» августа 2018 года 14:00 (время
московское).
Исковое заявление подано истцом на действия ответчиков при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 163258 (извещение № 31806661201) и поступило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области только 28.08.2018.
Таким образом, истец обжалует действия (бездействие) Организатора торгов и заказчика после окончания установленного в Документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в Закупке (07.08.2018), а также после подведения итогов Закупки (14.08.2018), однако истец не является участником Закупки, подавшим заявку на участие в Закупке. Более того, заказчиком и единственным участником закупки – ООО «Фрешпринт» -29.08.2018 заключен договор на печать счетов-извещений и формирование бесконвертных отправлений для абонентов Пермского края в соответствии с условиями документации о закупках.
В связи с изложенным истец не имеет права на обжалование закупки, его права и законные интересы действиями ответчиков не затрагиваются и не нарушаются, поскольку он не является участником спорных правоотношений, заявку на участие в запросе предложений не направлял, положения Документации до момента подведения итогов закупки не оспаривал.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что основания для признания итогов Закупки недействительными отсутствуют, а требования Истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.