Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 декабря 2018 года Дело № А56-109575/2018
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Некоммерческой организации «Микрокредитная компания фонд поддержки предпринимательства МО «Город Пикалево»
к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации
об оспаривании постановления от 22.06.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №18-8094/3110
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.10.2018
от Банка России – ФИО2 по доверенности от 10.05.2018
установил:
Некоммерческая организация «Микрокредитная компания фонд поддержки предпринимательства МО «Город Пикалево» (далее – Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Центральному Банку Российской Федерации (далее – Центральный Банк, Банк России) в лице Отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение ЦБ РФ) с заявлением об оспаривании постановления от 22.06.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №18-8094/3110 (далее – Постановление).
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Организации поддержал требования, а представитель Банка России возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, при осуществлении дистанционного надзора за соблюдением Организацией законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатам рассмотрения выписки из Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Организации (далее - Правила), утвержденных приказом директора Организации от 27.10.2017 № 17/1-В «О принятии новой редакции Правил внутреннего контроля», Отделением ЦБ РФ установлены факты несоответствия отдельных положений программы выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма требованиям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) и Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П), ввиду чего Организации было направлено предписание от 27.02.2018 № Т241-6-18/1489, в соответствии с которым Организации предписывалось в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения Предписания:
1.Устранить выявленные несоответствия и недостатки, установленные по результатам рассмотрения выписки из Правил, разработать и утвердить Правила в соответствии с требованиями действующей редакции Закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России;
2.Направить в Отделение Ленинградское заверенную копию редакции Правил, доработанных с учетом установленных замечаний, с приложением копии распорядительного документа, утвердившего новую редакцию Правил.
Предписание было размещено Отделением ЦБ РФ в личном кабинете организации (участника информационного обмена) 28.02.2018.
В соответствии с пунктом 4.3 Указания Банка России от 03Л 1.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» считается полученным поднадзорной организацией по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Срок исполнения Предписания - 30.03.2018.
Предписание в установленном действующим законодательством порядке МФО не оспаривалось, решение об отмене или изменении срока исполнения Предписания не принималось.
27.03.2018 Организацией через личный кабинет участника информационного обмена представлены следующие документы:
-копия протокола внеочередного заседания Правления Организации от 22.02.2018 № б/н о назначении с 01.03.2018 на должность директора Сартаковой Валентины Григорьевны;
-копия приказа от 01.03.2018 № 13 л/с, подтверждающий прием на работу ФИО3 на должность директора МФО;
-копия приказа директора МФО от 21.03.2018 № 8-В «О принятии новой редакции Правил внутреннего контроля» о вводе в действие новой редакции Правил и проведении целевого (внепланового) инструктажа сотрудников МФО;
- копия Правил, титульный лист которых содержит запись об утверждении приказом директора от 21.03.2018 № 8-В.
По результатам рассмотрения Правил, утвержденных приказом директора МФО от 21.03.2018, Отделением ЦБ РФ установлен факт исполнения Предписания не в полном объеме.
Согласно абзацу 1 пункта 5.2 Положения Банка России № 445-П «Программа выявления операций» Правил должна включать в себя перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении 3 к Положению Банка России № 445-П, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой некредитной финансовой организацией, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных щзеступным путем, и финансирования терроризма.
Абзацем 7 устанавливающей части Предписания, во исполнение требований абзаца 2 пункта 5.2 Положения Банка России № 445-П, Организации предписано в «Программе выявления операций Правил» изложить признаки, указывающие на необычных характер сделок, в соответствии с требованием Приложения 3 к Положению Банка России № 445-П с указанием кода вида операций.
В целях исполнения требований Предписания в разделе 5 Правил «Программа выявления операций» установлен перечень признаков, указывающих на необычный характер операций, с указанием кодов вида операций.
Вместе с тем в перечне признаков, указывающих на необычный характер сделки, не отражены изменения, внесенные Указанием Банка России от 28.07.2016 № 4086-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (введено в действие с 03.09.2016), а именно:
- отсутствует вновь введенный код вида признака 2210 «Идентификационные данные участника операции совпадают с идентификационными данными физического лица, указанного в запросе уполномоченного органа о представлении дополнительной информации в рамках противодействия финансированию терроризма, в случае указания в таком запросе на необходимость уделять повышенное внимание операциям данного физического лица»;
- описание кодов вида признаков 1114, 1191, 2201 и 2290 некорректны по содержанию:
1) описание кода вида признака 1114 после слов «о клиенте -
юридическом лице» не дополнено словами «иностранной структуре без
образования юридического лица»;
2) в описании кода вида признака 1191 не исключены слова «на сумму, не превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте»;
3) описание кода вида признака 2201 не дополнены словами «либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества»;
4) в описании кода вида признака 2290 вместо «Фамилия, имя,
отчество, дата и место рождения клиента - физического лица, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, учредителя, клиента – юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица или участника операции совпадают с фамилией, именем, отчеством, датой и местом рождения физического лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо физического лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим
функции по противодействию финансированию терроризма, принято
решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных
средств или иного имущества, или лица, операции по банковским счетам
(вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным
имуществом которого приостановлены на основании решения суда по
заявлению уполномоченного органа и при этом отсутствуют иные данные,
позволяющие установить его полное совпадение с такими лицами» указано
«Фамилия, имя, отчество (при наличии) и дата рождения клиента,
представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя, клиента -
физического лица совпадает с фамилией, именем, отчеством (при наничии)
и датой рождения лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц (при несовпадении паспортных данных и/или адреса места регистрации или места жительства)».
Кроме того, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Организации является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код по ОКВЭД 70.22), к дополнительным видам деятельности МФО относятся: деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанных с этим деятельность (код по ОКВЭД 63.11); деятельность микрофинансовая (код по ОКВЭД 64.92.7); деятельность по организации на финансовых рынках (код по ОКВЭД 66.11.1); аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код по ОКВЭД 68.20.2); деятельность в области права (код по ОКВЭД 69.10); деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (код по ОКВЭД 69.20); исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения (код по ОКВЭД 73.20); аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств (код по ОКВЭД 77.11) и деятельность по подбору персонала прочая (код по ОКВЭД 78.30).
Однако, в нарушение абзаца 1 пункта 5.2 Положения Банка России № 445-П в перечень операций, указывающих на необычный характер сделки, включены признаки, входящие в специальные группы (группы 31 - 44), без учета особенностей вида деятельности, осуществляемой Организацией.
Таким образом, абзац 7 устанавливающей части предписания МФО не исполнен. Перечень необычных операций (сделок), сформированный МФО, не соответствует требованиям Приложения 3 к Положению Банка России № 445-П и не учитывает особенности вида деятельности, осуществляемой Организацией.
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются, в том числе, микрофинансовые организации.
В соответствии с частью 1 статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ, подпунктом 7 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ) Банк России дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Закон № 115-ФЗ регулирует отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу положений статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях Закона №115-ФЗ отнесены микрофинансовые организации.
Пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать Правила с учетом требований, установленных Банком России по согласованию с уполномоченным органом. Указанные требования установлены в Положении Банка России № 445-П.
Таким образом, при разработке новой редакции Правил Организация не исполнила требование абзаца 7 устанавливающей части Предписания, в связи с чем, пункт 1 предписывающей части Предписания, в части устранения выявленных несоответствий и недостатков, установленных по результатам рассмотрения выписки из Правил, в части приведения «Программы выявления операций» Правил в соответствии с требованием действующих редакций нормативных актов Банка России не исполнен.
Данный факт свидетельствует о неисполнении части 1 статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ, подпункта 7 пункта 4 статьи 14 Закона № 151-ФЗ, в части невыполнения обязательного для исполнения Предписания Банка России, вынесенного в целях устранения нарушений в области ПОД/ФТ.
Ответственность за неисполнение Предписания Банка России, вынесенного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.
22.05.2018 по факту административного правонарушения в отношении Организации составлен протокол № ТУ-41-ЮЛ-18-8094/1020 об административном правонарушении.
Протокол составлен без участия законного представителя Организации, уведомленного надлежащим образом о времени, дате и месте составления протокола (уведомление от 10.05.2018 № Т241 10 9/3459 направлено заказным почтовым отправлением № 19522014127941; уведомление телеграфом от 10.05.2018 № Т241-10-9/3460 (телеграмма вручена 15.05.2018 ФИО4).
22.06.2018 в отношении Организации при его надлежащем уведомлении (определение от 05.06.2018 № ТУ-41-ЮЛ-18-8094/3090 направлено заказным почтовым отправлением № 19522014128528 и получено адресатом 14.06.2018) вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №18-8094/3110, в соответствии с которым Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Организация обратилась с заявлением об оспаривании постановления в арбитражный суд.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, пунктом 11 статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ Банк России осуществляет регулирование деятельности, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность микрофинансовых организаций.
Согласно статье 76.5 названного Закона, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Банком России утверждено Положение № 445-П о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пунктом 5.2 Положения № 445-П в программу выявления операций включаются:
перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении 3 к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой некредитной финансовой организацией, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Некредитная финансовая организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер операций, по своему усмотрению;
механизм взаимодействия между сотрудниками некредитной финансовой организации, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником некредитной финансовой организации (сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ) (за исключением некредитных финансовых организаций, не привлекающих иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющих иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такого юридического лица (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника).
Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение Предписания Банка России, вынесенного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в виде наложениы административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, является формальным, Таким образом, достаточного самого факта неисполнения предписания Банка России вынесенного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В данном случае административным органом установлено и материалами дела подтверждается факт неисполнения предписания Центрального Банка от 27.02.2018 № Т241-6-18/1489.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Организация не представила доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что ей были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют нарушения порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Таким образом, административным органом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Организации состава нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.
Суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и не может быть уменьшено судом ввиду того, что административным органом вынесении наказания уже применены нормы пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и приняты во внимание имущественное и финансовое положение Организации.
Доводы Организации о том, что она является субъектом малого предпринимательства, не подтверждены материалами дела.
К субъектам малого или среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ), хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Суд установил, что Организация не включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, фонд как организационно-правовая форма юридического лица отнесен к некоммерческим организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что само по себе исключает возможность признания его субъектом предпринимательства в смысле положений Закона № 209-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд учитывает характер допущенных нарушений, изложенных в предписании, вынесенном в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данные отношения связаны с безопасностью государства.
Следовательно, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания постановления незаконным. В удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.