Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 января 2021 года Дело № А56-109579/2020
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2021 года. Полный текст решения изготовлен 14 января 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Захарова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Энергосвязьстрой»
заинтересованное лицо: Государственная административно-техническая инспекция
о признании незаконным и отмене постановления № 1671 от 26.06.2020
при участии
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 №3/1/21
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности №01-08-5/21-0-0 от 11.01.2021
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Энергосвязьстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – ГАТИ, Инспекция) от 26.06.2020 №1671 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №40069 от 29.05.2020.
В судебном заседании представитель Общества ходатайство о восстановлении срока обращения в суд и заявление поддержал, представитель Инспекции против удовлетворения заявления возражал, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон в судебном заседании, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых в ходе осмотра 12.05.2020 места производства работ – земляные работы установлено невосстановление благоустройства по адресу: Санкт-Петербург, пр. Полюстровский от д. 32 до д. 46 , нарушенного после производства работ по ордеру ГАТИ №У-10529 от 09.10.2020 со сроком действия по 30.04.2020, а именно: асфальтобетонное покрытие тротуаров не восстановлено (траншея засыпана, выполнена срезка фрезерованием на толщину асфальтового слоя, асфальтобетонное покрытие не уложено). Составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 12.05.2020 с применением фотосъемки.
29.05.2020 при повторном осмотре территории специалистом ГАТИ с участием представителя заявителя установлены те же обстоятельства. Составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 29.05.2020 с применением фотосъемки.
По факту выявленного 12.05.2020 административного правонарушения, выразившегося в невосстановлении объекта благоустройства, нарушенного при производстве работ по ордеру ГАТИ №У-10529 от 09.10.2019 со сроком действия по 30.04.2020,уполномоченным должностным лицом ГАТИ в присутствии представителя Общества ФИО4, в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении от 29.05.2020 №40069 по пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70).
Определением ГАТИ от 22.06.2020 рассмотрение дела назначено на 26.06.2020 на 10.20 час.
Постановлением ГАТИ № 1671 от 26.06.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №40069 от 29.05.2020, вынесенным в отсутствие представителя Общества, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона №273-70, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав в его обоснование на отсутствие надлежащего уведомления со стороны административного органа о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70 предусмотрена административная ответственность за производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875 (далее – Правила № 875).
Согласно пункту 1.4.8 Правил № 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
Пунктом 3.2.18 Правил №875 установлено, что производитель работ обязан после завершения работ с временным нарушением элементов благоустройства в пределах срока действия ордера выполнить восстановление элементов благоустройства, в том числе демонтировать временное ограждение.
Подтверждением восстановления элементов благоустройства является получение согласований организаций, установленных в разделе 12 Правил.
В силу пункта 6.11 Правил №875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
Из представленных доказательств следует, что ГАТИ выдан ордер №У-10529 от 09.10.2019 на производство земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Полюстровский, от д. 32 до д. 46, сроком 30.04.2020, производителем работ является Общество.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных пунктов Правил № 875 в связи с невосстановлением благоустройства подтверждается протоколами осмотра территории, протоколом по делу об административном правонарушении, фотоматериалами.
Согласно объяснениям представителя Общества, данным при составлении протокола об административном правонарушении 29.05.2020, работы не были выполнены в срок в связи с введением карантинных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции на основании Указов Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 №294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Вместе с тем, меры по приостановлению деятельности организаций не распространяются на непрерывно действующие организации (работодателей и их работников), предназначенные для непрерывного технологического процесса.
К ним относятся непрерывно действующие организации, то есть осуществляющие производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (подпункт «а» пункта 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 №239, подпункт «а» пункта 3 Указа Президента РФ от 28.04.2020 № 294, часть 6 статьи 113 ТК РФ, пункт 4 Рекомендаций, направленных Письмом Минтруда России от 26.03.2020 №14-4/10/П-2696). В том числе к данным организациям относятся (пункт 4 указанных Рекомендаций, пункт 2 Письма Минтруда России от 27.03.2020 №14-4/10/П-2741) строительные организации, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей.
Согласно пункта 2-5.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» организациям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные Указами Президента Российской Федерации, постановлением, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Указами Президента Российской Федерации и постановлением, предписывалось до 06.04.2020 (и далее - с учетом продления нерабочих дней) обеспечить принятие локальных нормативных актов, устанавливающих:
- численность работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), непосредственно участвующих в технологических и иных процессах, которые необходимы для обеспечения функционирования организации (индивидуального предпринимателя), и не подлежащих переводу на дистанционный режим работы;
- численность работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), подлежащих переводу на дистанционный режим работы;
- численность работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), в отношении которых в соответствии с Указами Президента Российской Федерации установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы.
Исходя из видов деятельности заявителя, указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, меры по приостановлению деятельности организаций на Общество не распространялись, а Общество могло осуществлять производство работ на электрокабеле.
Суд отклоняет доводы заявителя о наличии ненадлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было извещено Инспекцией по электронной почте office@energys-s.ru и телеграммой, которая была получена 26.06.2020 в 11 час. 40 мин.
Факт получения Обществом уведомления о времени и месте рассмотрения дел об административном правонарушении подтверждается поступившим в Инспекцию (в день рассмотрения дела) ходатайства об отложении рассмотрения дела. Данное ходатайство было мотивировано поздним получением телеграммы, о невозможности явки представителя на рассмотрение дела в ходатайстве не было заявлено.
С учетом изложенных обстоятельств следует признать, что оспариваемое постановление правомерно вынесено Инспекцией в отсутствии представителя Общества.
Суд считает, что ГАТИ представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Закона №273-70.
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, части 2 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя (часть 1 статьи 117 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для восстановления.
Согласно части 4 статьи 113 АПК РФ течение процессуального срока начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. Согласно части 3 статьи 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока.
Почтовое отправление с копией оспариваемого постановления (идентификатор 19116340564510) получено не было и вернулось отправителю в связи с истечением срока хранения 29.07.2020.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).
Таким образом, срок для обжалования постановления истек 13.08.2020. Однако в суд с настоящим заявлением об оспаривании постановления Общество обратилось только 05.12.2020, то есть с нарушением установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока.
В данном случае именно Общество несет риск наступления последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по юридическому адресу, а также риск отсутствия по указанному адресу своего представителя.
Таким образом, основания для восстановления срока на обжалование отсутствуют.
Кроме того, не ограниченный во времени пересмотр решений административных органов приведет к нестабильности правовых отношений, произвольности изменения установленного решениями административных органов статуса участников административных правоотношений и вместе с этим - к нарушению общепризнанного принципа правовой определенности.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2010 N 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного - разумного по своей продолжительности - периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Руководствуясь ст.ст. 117, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд отказать.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции № 1671 от 26.06.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №40069 от 29.05.2020 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Захаров В.В.