Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 декабря 2019 года Дело № А56-109604/2019
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга»
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 17.05.2019 № 11/31-р
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 08.10.2019
- от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 11.01.2019; ФИО3 по доверенности от 09.001.2019
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция, ГЖИ) от 17.05.2019 № 11/31-р.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представители Инспекции возражали против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ГЖИ от 09.04.2019 №11/31-р проведена внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
В ходе проверки установлено, что Учреждением установлены нарушения обязательных требований при представлении жилищно-коммунальных услуг:
- отслоение окрасочного слоя;
- складирован крупногабаритный мусор;
- разрушение балконных плит здания;
- крепление блоков кондиционеров к дворовому фасаду;
- выявлены информационные/рекламные вывески, закрепленные на фасаде;
- крепление спутниковых антенн к дворовому фасаду.
По результатам проверки, ГЖИ вынесла предписание №11/31-Р от 17.05.2019 об устранении выявленных нарушений.
Данное предписание оспорено Учреждением в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений приведенной нормы во взаимосвязи с частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 198 АПК РФ).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указано, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 этого Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В силу части 2 статьи 9 КоАП РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом (статья 115 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, согласно отметке, проставленной на Предписании, его копия вручена Учреждению 17.05.2019.
Тем не менее, настоящее заявление подано в суд 10.10.2019, т.е. с пропуском срока подачи, установленного ст.198 АПК РФ.
Учреждением ходатайство о восстановлении срока подачи заявления не заявлено.
Пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Кроме того, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей (пункт 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденньгх постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу Учреждения, утвержденному распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 29.08.2011 №1937-рз (далее - Устав) Учреждение создано собственником (город Санкт-Петербург) для достижения следующих целей:
- материально-техническое обеспечение деятельности администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (пункт 2.1.1 Устава);
- осуществление от имени Санкт-Петербурга прав и обязанностей наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (пункт 2.1.2 Устава).
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.1.12 предметом деятельности Учреждения является участие в осуществлении контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктами 2.3, 2.3.15 Устава для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, учреждение участвует в обеспечении осуществления контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, объемом коммунальных услуг для нужд населения на территории района.
Учреждение согласно пункту 2.3.21 Устава осуществляет обеспечение содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с долями Санкт-Петербурга в праве общей собственности на данное имущество, в том числе заключение в установленном законодательством порядке договоров на содержание и ремонта данного имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖСК, ЖК, ТСЖ, и предоставление коммунальных услуг, договоров управления многоквартирными домами с управляющей организацией.
В соответствии с заключенными договорами управления Учреждение имеет право осуществлять контроль за надлежащим исполнением управляющими организациями обязанностей по договорам управления (требовать надлежащего выполнения работ и услуг по договору, требовать и получать информацию о качестве, объемах, сроках, стоимость выполнения работ и оказания услуг по договору), а также требовать возмещения ущерба в связи с ненадлежащим исполнением указанных обязанностей (пункт 2.4.1 - 2.4.5 договоров управления).
Согласно пункту 5.1 договоров управления контроль за деятельностью управляющей организацией в части исполнения договора осуществляется собственником, советом МКД и/или лицами, уполномоченными общим собранием собственников, а также иными компетентными органами в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с положением об отделе технического контроля за содержанием жилищного фонда (далее - Отдел), утвержденным Учреждением 12.01.2017 года (далее - Положение), установлено, что основной задачей отдела является участие в обеспечении осуществлении контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (пункт 1.2 Положения).
Отдел участвует в установленном порядке в приемке работ по окончании планово-предупредительного текущего ремонта домов государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (пункт 2.1 Положения); в обеспечении осуществления контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2.8 Положения); также осуществляет контроль за состоянием мест общего пользования многоквартирных домов, в которых расположен государственный жилищный фонд, за организацией и качеством выполнения работ по текущему ремонту, профилактических осмотров (пункт 2.18 Положения).
Также указанный отдел Учреждения имеет право контролировать качество работ по текущему ремонту и санитарному содержанию домовладений (пункт 3.6), выдавать по входящим в круг обязанностей вопросам предписания работникам управляющих организаций, составлять акты проверок на выполняемые управляющими организациями работы по технической эксплуатации жилищного фонда (пункт 3.11 Положения).
Таким образом, предписание правомерно выдано Учреждению, как собственнику помещений в многоквартирных домах, обязанному обеспечивать содержание общего имущество в многоквартирном доме, а также осуществлять контроль за управляющим организациями за выполнением ими договоров управления.
Довод Учреждения о том, что предписание выдано ему как ненадлежащему лицу, в части отсутствия обязанности по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений при содержании общего имущества многоквартирных домов, а также проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов, подлежит отклонению.
Требования оспариваемого предписания направлены на осуществление, в соответствии с Уставом заявителя и договорами управления, заключенными им как собственником помещений в МКД, контроля за устранением управляющими организациями выявленных нарушений, допущенных последними, а не на устранение силами Учреждения самих выявленных нарушений допущенных при содержании общего имущества многоквартирных домов.
Учитывая, что Заявитель не принял достаточных и своевременных мер по осуществлению контроля за деятельностью управляющих организаций ему и было выдано оспариваемое им предписание.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.