Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 марта 2021 года Дело № А56-109815/2020
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года . Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Бокановой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга (193318, Санкт-Петербург, улица Джона Рида, дом 2, корпус 2, литера А; ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 28.06.2002),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, <...>, корпус литера А, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: <***>),
об оспаривании решения и предписания от 09.11.2020 по делу № 44-5766/2020 в части,
при участии
от заявителя: ФИО1, доверенность от 29.10.2020 №25,
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 20.10.2020 № 78/31734/20
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 09.11.2020 по делу № 44-5766/2020 в части признания в действиях заказчика нарушений части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Представитель Учреждения в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по основания, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Учреждением (заказчик) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0272200000120000021 о проведении электронного аукциона для определения поставщика для оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 го.д
Закупка осуществлялась в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ Управление усмотрело в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки.
Проведенный Управлением анализ раздела 2.33 аукционной документации показал, что заказчиком установлены следующие требования к содержанию второй части заявки:
«4) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, а именно: лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, с указанием вида работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ:
- Сбор отходов IV класса опасности;
-Транспортирование отходов IV класса опасности;
-Обработка отходов IV класса опасности, либо Утилизация отходов IV класса опасности либо Обезвреживание отходов IV класса опасности.
ИЛИ - Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, с указанием вида работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Олицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ:
- Сбор отходов IVкласса опасности;
-Транспортирование отходов IV класса опасности;
- Договор, заключенный между Исполнителем и Организацией, имеющей действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, вывозу, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с указанием вида работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ: обработка отходов IV класса опасности, либо утилизация отходов IV класса опасности либо Обезвреживание отходов IV класса опасности».
Управление, исходя из требований Технического задания аукционной документации, проекта контракта пришло к выводу о том, что «работы по вывозу отходов, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, предполагают погрузку отходов, транспортирование, выгрузку и сдачу свалочных масс для размещения на лицензированные объекты, соответствующие законодательству, а не самостоятельное осуществление подрядчиком сбора, размещения, утилизации свалочных масс».
Ввиду изложенного УФАС сделало вывод о том, что установление заказчиком требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности, в том числе по сбору отходов I-V классов опасности неправомерно и нарушает положения часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку документация о закупке не предполагает осуществление подрядчиком работ по сбору и утилизации свалочных масс.
Кроме того, Управлении указало, что установленное заказчиком в требованиях к участнику и составу второй части заявки требование о предоставлении агентского договора в составе второй части заявки неправомерно в силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку подтверждение соответствия требованиям документации осуществляется в отношении участника закупки.
Управление выдало Учреждению предписание от 09.11.2020 об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в аукционную документацию, проведения процедуры закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, суд приходит к следующему.
Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как указано в части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Одним из единых требований, предъявляемым к участникам закупки, является их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), деятельность но сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон 89-ФЗ).
В соответствии с Законом 89-ФЗ сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Каждый вид деятельности является самостоятельным объектом лицензирования.
В данном случае пунктом 3 аукционной документации заказчиком предусмотрены следующие условия оказания услуг:
«3.1. Исполнитель обязан осуществлять вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) без заявки в соответствии с Графиком вывоза ТБО (Приложение №3 к Контракту) ежедневно по рабочим дням Заказчика (Рабочие дни и часы Заказчика: с 09:00 до 18:00 (понедельник - четверг), в пятницу - с 09:00 до 16:30, в предпраздничный день рабочее время сокращается на 1 час) в часы согласованные с Заказчиком из одного контейнера ёмкостью 1,1 м принадлежащего Заказчику находящегося на территории Заказчика по адресу (место установки контейнера) 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д.2, корп.2, лит. А.
3.2. Сбор, вывоз ТБО Исполнитель осуществляет специализированным транспортом.
3.3. Исполнитель в летний период обязан проводить санитарную обработку
контейнера с применением дезинфицирующих средств разрешенных на территории
Российской Федерации после каждого опорожнения. Информация о проведенной обработке
должна быть размещена на контейнере Заказчика.
3.4.Исполнитель оказывает услуги по сбору, вывозу твердых бытовых отходов, находящихся на территории Заказчика, от места установки контейнера, принадлежащих Заказчику, до места обработки, либо утилизации, либо обезвреживания отходов на специализированную площадку Организации, уполномоченной осуществлять прием, обработку, либо утилизацию, либо обезвреживание отходов IV класса опасности.
3.5. При въезде автотранспорта Исполнителя на территорию Заказчика к месту установки контейнера не допускается повреждение стен, ограждений, здания, газонов.
3.6.ТБО из контейнера с еврозахватом принадлежащего Заказчику должны перегружаться в специализированный транспорт Исполнителя.
3.7.После погрузки ТБО Исполнитель должен осуществить уборку выпавшего мусора.
Ремонт контейнера принадлежащего Заказчику, поврежденного при погрузке ТБО производится за счет средств Исполнителя с обеспечением Заказчика на время ремонта контейнером Исполнителя. В случае повреждения контейнера, не позволяющего его дальнейшую эксплуатацию. Исполнитель производит замену контейнера за свой счет».
Оценив в совокупности требования Технического задания аукционной документации и проекта контракта, являющегося частью Технического задания суд соглашается с выводами Управления о том, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, предполагают погрузку отходов, транспортирование, выгрузку и сдачу свалочных масс для размещения на лицензированные объекты, соответствующие законодательству, а не самостоятельное осуществление подрядчиком сбора, размещения, утилизации свалочных масс.
УФАС правомерно указало, что по смыслу определения сбора отходов, содержащегося в статье 1 Закона 89-ФЗ, понятие сбора отходов не тождественно его погрузке в автотранспортные средства.
В соответствии с Законом 89-ФЗ сбор отходов - прием лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Управление правомерно заключило, что совокупность требований аукционной документации позволяет сделать вывод о том, что в составе работ по контракту можно выделить транспортирование отходов (в качестве лицензируемого вида деятельности), что означает неправомерность установленного требования к наличию лицензии со всеми указанными видами деятельности.
При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами УФАС о том, что установление заказчиком требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности, в том числе по сбору отходов I-IV классов опасности неправомерно и нарушает положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку документация о закупке не предполагает осуществление подрядчиком работ по сбору и утилизации свалочных масс применительно к Закону 89-ФЗ.
Кроме того, Управлении правомерно указало, что установленное заказчиком в требованиях к участнику и составу второй части заявки требование о предоставлении договора в составе второй части заявки неправомерно в силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку подтверждение соответствия требованиям документации осуществляется в отношении участника закупки.
Учитывая изложенное, отсутствуют предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных Обществом требований и признания недействительными решения и предписания УФАС.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Боканова М.Ю.