ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-10991/13 от 15.08.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 августа 2013 года Дело № А56-10991/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 августа 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
 судьи Савиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевым Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Пионер» (адрес: 191025, Россия, Санкт-Петербург, улица Восстания, 6а; ОГРН: <***>);

заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный подъезд № 6, ОГРН: <***>);

третьи лица: 1. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (адрес: 191124, Россия, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.62; ОГРН: <***>);

2. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (адрес: 191011, Россия, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2; ОГРН: <***>)

об оспаривании решения

при участии:

- от заявителя: ФИО1 (доверенность 10.08.2012)

- от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность 09.01.2013)

- от третьих лиц: 1. ФИО3 (доверенность 24.06.2013)

2. ФИО4 (доверенность 25.06.2013)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Пионер» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом (далее – КУГИ) о предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:19, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 52, лит. А, а также об обязании КУГИ подготовить и направить заявителю подписанный проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о заключении договора.

Определением от 30.05 2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее – КЗР) и Комитет по градостроительству и архитектуре (далее – КГА).

В судебном заседании 18.07.2013 заявитель уточнил требования, в связи с опиской, допущенной в предыдущих уточнении и дополнениях к заявлению, и просил признать незаконным отказ КУГИ о предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 52, литера Б, а также обязать КУГИ подготовить и направить Обществу подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 52, литера Б, с предложением о заключении договора.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель КУГИ против удовлетворения заявленных требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель КЗР просил приобщить к материалам дела дополнения к отзыву, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель КГА просил приобщить к материалам дела отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил отказать заявителю во всех заявленных требованиях.

Исследовав материалы дела, заслушав мнения представителей сторон, арбитражный суд установил, что Общество на основании договора купли-продажи от 27.01.2012 № РАД-28/2012 является собственником нежилого объекта недвижимости общей площадью 2 648,7 кв.м с кадастровым номером 78:4146Д:20:37, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 52, лит. Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2012 № 78-АЖ 521999.

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:4146Д:20.

06.07.2012 Общество обратилось в КУГИ с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка.

Комитет письмом от 22.11.2012 № 32834-13 отказал Обществу в выкупе земельного участка на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статьи 14 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», поскольку земельный участок частично относится к территориям общего пользования.

Общество, ссылаясь на то, что данное решение не соответствует нормам законодательства и нарушает его права, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее =- АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 7 указанной статьи местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктами 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Землями общего пользования согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ, пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» являются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами (прудами, озерами, водохранилищами), пляжами и другими объектами, используемыми гражданами, в том числе, для отдыха.

Согласно указанным нормам приватизация таких земельных участков запрещена.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» при разрешении споров, связанных с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственные или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственное власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичные нужд).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки, ограниченные красными линиями генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежат приватизации.

Представитель КГА в судебном заседании пояснил, что генеральным планом Санкт-Петербурга в отдельную функциональную зону «У» выделена территория городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры. Территория элементов улично-дорожной сети других категорий входят в состав функциональных зон, которые они обеспечивают.

Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга территориальная зона «ТУ» - это зона улично-дорожной сети города – городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Цель выделения зоны – развитие системы скоростных автомобильных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения.

Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» земельные участки общего пользования, в том числе, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, садами, парками, скверами, бульварами, водными объектами, включая береговую полосу, пляжами, лесами (городскими лесами), лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Границами территории общего пользования являются красные линии.

Часть территории спорного земельного участка расположена в границе территории общего пользования, определенной для перспективного строительства набережной.

Существующие красные линии для территории квартала 4146Д (южнее Приморского проспекта от 3-его ФИО5 моста до ЗСД) установлены разбивочным чертежом, разработанным в составе проекта детальной планировки района западнее бывшего Комендантского аэродрома (район озера Долгое), утвержденного решением исполкома Ленсовета депутатов трудящихся от 15.03.82 № 127.

Последующая корректура красных линий по акту от 30.09.2002 проведена в части положения красных линий западной части квартала и затрагивала спорный земельный участок и прилегающую к нему территорию.

Таким образом, часть спорного участка расположена в границах красных линий.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Общества.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Савина Е.В.