ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-109956/2021 от 12.08.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 августа 2022 года                                                            Дело № А56-109956/2021

Резолютивная часть решения объявлена   августа 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   августа 2022 года .

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Курова И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Истец: государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН <***>, ИНН <***>),

Ответчики: 1). федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2б, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 14.11.2002, ИНН <***>),

2) федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» министерства Обороны Российской Федерации (адрес:125167, Москва, муниципальный округ Аэропорт вн.тер.г., Планетная <...>, эт. 1, пом. 3, ОГРН <***>, Дата присвоения ОГРН 06.05.2003, ИНН <***>);

3) общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Крондштатского района» (адрес: 197762, Санкт-Петербург, Кронштадт, Мануильского ул., д. 22, ОГРН <***>, Дата присвоения ОГРН 24.04.2008, ИНН <***>),

о взыскании денежных средств,

при участии:

- от истца: ФИО2, доверенность от 07.12.2021;

- от ответчика: 1). ФИО3, доверенность от 10.01.2022; 2) ФИО4, доверенность 14.02.2022; 3) не явился, извещен; 

установил:

государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ ЦЖКУ МО РФ), о взыскании задолженности в размере 658 577 руб. 38 коп. за отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ по контрактам от 04.02.2021 № 50-124381-ЖФ-ВО, от 04.02.2021 № 50-124380-ЖФ-ВС по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, неустойки на общую сумму 37 912 руб. 20 коп. по указанным контрактам и договору от 22.01.2020 № 34-106420-ЖФВО, начисленной по 27.10.2021, с последующим начислением законной неустойки с 28.10.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства, а также расходов по уплате государственной пошлины.

Определением суда от 30.12.2021 дело принято к производству в порядке упрощенного производства.

Определением от 09.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

От ответчика 14.01.2022 в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на прекращение деятельности по управлению многоквартирных домов, в том числе, по адресам: Кронштадт, Флотская ул., д. 4, лит. А и Л с 01.07.2021, истечение срока контрактов, а также полную оплату поставленного ресурса до 30.06.2021, просит отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчиком также были поданы дополнения к отзыву.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства Обороны Российской Федерации (далее – Учреждение),  и общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Кронштадтского района» (далее – Общество).

Определением от 18.05.2022 суд, рассмотрев ходатайство истца, исключил Учреждение и Общество  из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлек их к участию в деле в качестве соответчиков.

В судебном заседании, состоявшемся 15.06.2022, представитель истца  в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать:

- с ФГБУ ЦЖКУ МО РФ задолженность в размере   658 577 руб. 38 коп., 37 912 руб. 20 коп. пени за неисполнение договорных обязательств, в том числе:   

- по договору от 22.01.2020 №  34-106420-ЖФ-ВО 21 684 руб. 78 коп., пени, начисленной по 27.10.2021 за нарушение сроков оплаты предоставленных услуг на прием сточных вод и загрязняющих веществ по платежным документам, сформированным с 30.04.2021 по 31.08.2021;

- по договору от 04.02.2021 № 50-124381-ЖФ-ВО  задолженности в размере       405 939 руб. 34 коп. за прием сточных вод и загрязняющих веществ, по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021; 9983 руб. 88 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

- по договору от 04.02.2021 № 50-124380-ЖФ-ВС задолженности в размере         252 638 руб. 04 коп. за подачу питьевой воды по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 6243 руб. 54 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

 - с Общества 674 804 руб. 80 коп., из которых 658 577 руб. 38 коп. задолженности, а также 16 227 руб. 42 коп. пени за неисполнение договорных обязательств, в том числе:

- по договору № 34-106420-ЖФ-ВО от 22.01.2020,

- по договору № 50-124381-ЖФ-ВО от 04.02.2021 задолженность в размере          405 939 руб. 34 коп.  за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 9 983 руб. 88 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

- по договору № 50-124380-ЖФ-ВС от 04.02.2021 задолженности в размере         252 638 руб. 04 коп. за услуги по подаче питьевой воды по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 6243 руб. 54 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

- с Учреждения  674 804 руб. 80 коп.,из которых 658 577 руб. 38 коп. задолженности,  16 227 руб. 42 коп. пени за неисполнение договорных обязательств, в том числе:

- по договору № 34-106420-ЖФ-ВО от 22.01.2020:

- по договору № 50-124381-ЖФ-ВО от 04.02.2021-  405 939 руб. 34 коп. составляет долг за прием сточных вод и загрязняющих веществ, по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021; 9 983 руб. 88 коп. пени, начисленной по 27.10.2021.

- по договору № 50-124380-ЖФ-ВС от 04.02.2021 задолженность в размере         252 638 руб. 04 коп. за услуги по подаче питьевой воды по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 6243 руб. 54 коп. пени, начисленной по 27.10.2021, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Уточненные исковые требования приняты арбитражным судом к рассмотрению.

Кроме того, представитель истца представил письменные пояснения от 10.06.2022.

В судебном заседании, состоявшемся 12.08.2022, представитель истца в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, уточнил исковые требования, в последней редакции требований просил взыскать с:

 - ФГБУ ЦЖКУ МО РФ: задолженность в размере   658 577 руб. 38 коп., 37 912 руб. 20 коп. пени за неисполнение договорных обязательств, в том числе:   

- по договору от 22.01.2020 №  34-106420-ЖФ-ВО 21 684 руб. 78 коп., пени, начисленные по 27.10.2021 за нарушение сроков оплаты предоставленных услуг на прием сточных вод и загрязняющих веществ по платежным документам, сформированным с 30.04.2021 по 31.08.2021;

- по договору от 04.02.2021 № 50-124381-ЖФ-ВО  задолженности в размере       405 939 руб. 34 коп. за прием сточных вод и загрязняющих веществ, по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021; 9983 руб. 88 коп. пени, начисленной по 27.10.2021.

- по договору от 04.02.2021 № 50-124380-ЖФ-ВС задолженности в размере         252 638 руб. 04 коп. за подачу питьевой воды по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 6243 руб. 54 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

- Общества: 658 577 руб. 38 коп. задолженности, а также 16 227 руб. 42 коп. пени за неисполнение договорных обязательств, в том числе:

- по договору № 50-124381-ЖФ-ВО от 04.02.2021 задолженность в размере          405 939 руб. 34 коп.  за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 9 983 руб. 88 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

- по договору № 50-124380-ЖФ-ВС от 04.02.2021 задолженности в размере         252 638 руб. 04 коп. за услуги по подаче питьевой воды по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 6243 руб. 54 коп. пени, начисленной по 27.10.2021;

- с Учреждения:  658 577 руб. 38 коп. задолженности,  16 227 руб. 42 коп. пени за неисполнение договорных обязательств, в том числе:

- по договору № 50-124381-ЖФ-ВО от 04.02.2021-  405 939 руб. 34 коп. составляет долг за прием сточных вод и загрязняющих веществ, по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021; 9 983 руб. 88 коп. пени, начисленной по 27.10.2021.

- по договору № 50-124380-ЖФ-ВС от 04.02.2021 задолженность в размере         252 638 руб. 04 коп. за услуги по подаче питьевой воды по платежным документам, сформированным 31.07.2021 и 31.08.2021, 6243 руб. 54 коп. пени, начисленной по 27.10.2021, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Уточненные исковые требования приняты арбитражным судом к рассмотрению.

Представители ФГБУ ЦЖКУ МО РФ  и Учреждения против удовлетворения исковых требований возразили.

Представитель Общества, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил.

Арбитражный суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, с учетом обстоятельств дела, суд, завершил предварительное судебное заседание в порядке статей 136-137 АПК РФ, перешел к рассмотрению искового заявления по существу.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы явившихся представителей сторон  и представленные в дело доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Предприятие и ФГБУ ЦЖКУ МО РФ   (абонент) 04.02.2021 заключили договор водоотведения № 50-124381-ЖФ-ВО (далее - договор), по условиям которого Предприятие обязалось осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент обязался соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, производить оплату услуг водоотведения, а также договор водоснабжения № 50-124380-ЖФ-ВС по условиям которого Предприятие обязалось подавать абоненту через присоединенную сеть питьевую воду, а абонент обязался оплачивать ее.

В приложениях № 1 к договорам согласованы объекты, в отношении которых Предприятие в рамках договора отказывает услуги водоснабжения и водоотведения, а именно: три многоквартирных дома, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, <...>, лит А и лит. Л., пр. Ленина, д. 61, лит.Б; тариф – исполнители коммунальных услуг.

Порядок расчетов согласован в разделе 3 договоров.

В июле и августе  2021 года Предприятие оказало услуги водоснабжения и водоотведения для нужд указанных выше домов, выставив ФГБУ ЦЖКУ МО РФ   соответствующие счета на оплату в общей сумме 658 577 руб. 38 коп.

Кроме того, между Предприятием и ФГБУ ЦЖКУ МО РФ  22.01.2020 заключен договор № 34-106420-ЖФ-ВО по условиям которого Предприятие обязалось осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент обязался соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, производить оплату услуг водоотведения, в отношении объекта – многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Белоостровская ул., д.  31, лит. А, Белоостровская ул., д.  35, лит. А.

На момент рассмотрения дела судом задолженность по договору от 22.01.2020               № 34-106420-ЖФ-ВО погашена ФГБУ ЦЖКУ МО РФ, в требованиях искового заявления по данному договору только пени за несвоевременное исполнение обязательств по оплате поставленного ресурса, по платежным документам, сформированным с 30.04.2021 по 31.08.2021, начисленные по 27.10.2021 на общую сумму 21 684 руб. 78 коп.

Поскольку ФГБУ ЦЖКУ МО РФ стоимость услуг не оплатило Предприятие направило ему претензии от 19.10.2021 с требованием о погашении долга и неустойки, неудовлетворение которых явилось основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Рассмотрев исковые требования, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом (далее – МКД), в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном названным Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления МКД или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года.

Согласно пункту 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 (далее - Правила № 1616), предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления МКД управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил № 354.

В силу подпункта «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 указанных Правил, а в случае управления МКД управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.

С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), а также в Правила № 124).

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.

Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.

Согласно пункту 31(1) Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» пункта 17 названных Правил, обязаны, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.

Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил № 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

При этом наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения (включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги и на содержание общего имущества в многоквартирном доме) вносят управляющей организации (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. Управляющая организация несет ответственность перед собственниками за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договорам водоснабжения и водоотведения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

В настоящем споре договоры  водоотведения и водоснабжения  от 04.02.2021                 № 50-124381-ЖФ-ВО и № 50-124380-ЖФ-ВС в отношении спорных домов были  заключены Предприятием и ФГБУ ЦЖКУ МО РФ как управляющей организацией, действовавшей на основании договора управления от 29.09.2017 № 3-УЖФ/БФ-2.

В приложении № 1 к договорам (с продолжением) согласованы объекты, в отношении которых Предприятие в рамках договора отказывает услуги водоотведения, а именно три многоквартирных дома по адресам: Санкт-Петербург, <...>, лит А и лит. Л., пр. Ленина, д. 61, лит.Б; тариф – исполнители коммунальных услуг.

Из расчета задолженности и расшифровки к счетам за июль и август 2021 года следует, что истцом предъявлена ко взысканию плата за коммунальные  услуги  по водоснабжению и водоотведению, оказанные в отношении всех трех домов по тарифу исполнители коммунальных услуг и расчету ресурса по Правилам № 124, обязательных к применению к правоотношениям управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

На основании распоряжения Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 03.06.2021 № 2029-р в отношении спорных домов управляющей организацией определено Общество.

На основании распоряжения от 21.07.2021 № 23-15-рл Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга спорные дома с 22.07.2021 включены в перечень домов, в отношении которых лицензиатом – Обществом, осуществляется предпринимательская деятельность по их управлению.

Спорные дома и техническая документация приняты от Учреждения Обществом, что подтверждается представленными в материалы дела соответствующими актами от 13.07.2021.

С учетом изложенного, вопреки утверждению Общества, в спорный период (июль и август 2021 года), несмотря на статус временной управляющей организации, именно Общество является надлежащим ответчиком по иску и лицом, обязанным оплатить Предприятию как ресурсоснабжающей организации стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в отношении спорных домов.

Согласно статьям 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом и другими способами, предусмотренными договором или законом. Под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

В соответствии с частью 6.4 статьи 14 Закона № 416-ФЗ, управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Истцом ко взысканию предъявлены пени по трем договорам, начисленные по 27.10.2021.

Суд, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, находит подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании пени со следующих ответчиков:

- по договору от 22.01.2020 №  34-106420-ЖФ-ВО с ФГБУ ЦЖКУ МО РФ в размере 21 684 руб. 78 коп., за нарушение сроков оплаты предоставленных услуг на прием сточных вод и загрязняющих веществ по платежным документам, сформированным с 30.04.2021 по 31.08.2021;

- по договору от 04.02.2021 № 50-124381-ЖФ-ВО и № 50-124380-ЖФ-ВС   с Общества в размере 9983 руб. 88 коп. и 6243 руб. 54 коп. соответственно.

Оснований для освобождения ФГБУ ЦЖКУ МО РФ и Общества от ответственности в виде уплаты неустойки, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, суд не установил. Доказательств отсутствия вины в нарушении обязательства ответчиком согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ не представлено. Контррасет пени названными ответчиками не представлен.

Не усматривает суд оснований и для уменьшения размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании неустойки является обоснованным и подлежит удовлетворению в заявленном истцом размере.

Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Поскольку наличие обязательства со стороны ответчиков и факт его неисполнения или несвоевременного исполнения ответчиками подтверждены материалами дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению к Обществу по договорам от 04.02.2021 № 50-124381-ЖФ-ВО и № 50-124380-ЖФ-ВС   и к ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по договору от 22.01.2020 №  34-106420-ЖФ-ВО.

В удовлетворении требований к Учреждению следует отказать.

При этом исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ, неустойка (статья 330 ГК РФ), а также иные финансовые санкции, не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория.

Согласно пунктам 1, 3 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (опубликовано 01.04.2022) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

С учетом приведенных обстоятельств, с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность в порядке исполнения судебного акта не производится.

При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

По ходатайству истца судом осуществлен зачет государственной пошлины по справке о возврате государственной пошлины по делу № А56-29190/2021 в размере 17 758 руб., выданной по платежному поручению от 23.03.2021 № 1672.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Кронштадтского района» в пользу государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» 658 577 руб. 38 коп. задолженности, 16 227 руб. 42 коп.  пени, начисленной по 27.10.2021, с последующим ее начислением с 28.10.2021 по 31.03.2022, и далее по дату фактического исполнения обязательства, исходя из части 6.4 статьи  14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», за исключением периода моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, а также  16 496 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения  «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации 21 684 руб. 78 коп. пени, начисленной по 27.10.2021, а также 1262  руб. судебных расходов по   уплате государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации отказать.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения  «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерациив доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 738 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                            Курова И.Н.