ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-110255/19 от 23.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 августа 2020 года Дело № А56-110255/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 15 августа 2020 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Селезнёва О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощник – ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель – ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КАЛУЖСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ" (ИНН <***>)

К заинтересованным лицам:

1) начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу);

2) руководитель контрольной группы (заместитель начальника 3 отдела) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу);

3) МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу);

об оспаривании:

- протокола от 26.06.2019 № 11/2019, утвержденного 01.07.2019 (в части раздела 1)

- акта от 24.05.2019 №229/ЗВО/2019/45дсп (в части раздела 7, пункт 2 раздела «Выводы», пункты 2-4 раздела «Предложения»

о возложении на начальника контрольной группы обязанности исключить положения акта

о возложении на начальника управления обязанности удовлетворить возражения в части выплаты компенсации в размере 496 465,11 руб.

при участии

от заявителя – не явился, извещен (получил 1 судебный акт);

от заинтересованных лиц:

1)ФИО2 приказ №64 от 11.06.2020, дов. от 22.06.2020;

2)не явился, извещен (получил 1 судебный акт);

3)Круг Ю.А. дов. от 05.06.2020;

установил:

Заявитель – ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КАЛУЖСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ" (далее – Управление) обратился в арбитражный суд к заинтересованным лицам - начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее - МУ ВФКиА МО (ЗВО)), руководитель контрольной группы (заместитель начальника 3 отдела) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее - Министерство), с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), содержащим следующие требования:

1)об оспаривании акта от 24.05.2019 №229/ЗВО/2019/45дсп выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности (далее - Акт), проведенной МУ ВФКиА МО (ЗВО) в отношении Управления:

- в части раздела 7 о необоснованной выплате денежной компенсации за наем/поднаем жилья военнослужащими;

- в части пункта 2 раздела «Выводы»;

- в части следующих пунктов раздела «Предложения по устранению нарушений»:

пункт 2 следующего содержания: назначить и провести административные расследования/проверки с целью установления причин и лиц, виновных в причинении ущерба, провести разбирательства по выявленным нарушениям; представить в МУ ВФКиА МО (ЗВО) копии приказов по результатам административных расследований и проведенных разбирательств;

пункт 3 следующего содержания: отразить в книге учета недостач и на счетах бюджетного учета сумму выявленного настоящей проверкой ущерба; представить в МУ ВФКиА МО (ЗВО) копию приказа об отражении ущерба в книге учета недостач, выписки из книги учета недостач, оборотно-сальдовую ведомость по счету 209 «расчеты по ущербу и иным доходам»;

пункт 4 следующего содержания: принять меры по возмещению ущерба, выявленного в ходе проверки.

2)об оспаривании утвержденного 01.07.2019 протокола от 26.06.2019 № 11/2019 рассмотрения возражений на Акт (далее - Протокол): в части раздела 1 об отклонении возражений Управления на раздел 7 Акта;

3)о возложении на начальника контрольной группы МУ ВФКиА МО (ЗВО) обязанности исключить оспариваемые положения из Акта;

4)о возложении на начальника МУ ВФКиА МО (ЗВО) обязанности удовлетворить возражения Управления в части выплаты/переплаты компенсации за наем/поднаем жилых помещений в размере 496 465,11 руб.

В судебное заседание явились представители начальника МУ ВФКиА МО (ЗВО) и Министерства, дали пояснения. Остальные участники процесса не явились, извещены надлежаще.

Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Материалы дела исследованы по ст. 65, 70, 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника МУ ВФКиА МО (по ЗВО) от 06.03.2019 № 39, пункта 45 плана ведомственного финансового контроля ВФКиА МО РФ на 2019 год, в федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» ревизионной группой МУ ВФКиА МО РФ (по ЗВО) в период с 13.03.2019 по 24.04.2019 были проведены контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической, хозяйственной деятельности и финансово-экономического обеспечения обслуживаемых воинских частей и учреждений за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.

Выявленные в результате проверки нарушения зафиксированы актом проверки от 228/ЗВО/2019/45дсп от 24.05.2019.

Не согласившись с результатами проверки, Управление представило на Акт возражения. Спорным Протоколом возражения Управления были отклонены.

Не согласившись с Актом и Протоколом, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что правом на обращение в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 ст. 201 АПК РФ).

Согласно части 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или ином нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

Таким образом, лицо, обращающееся с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, должно указать, какое его право нарушается оспариваемым актом.

Из заявления следует, что в суд обратилась организация, имеющая статус юридического лица – Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям».

В обоснование нарушения своих прав и законных интересов Заявитель указал, что оспариваемый раздел протокола рассмотрения возражений и оспариваемые положения акта нарушают его экономические интересы как участника бюджетного процесса, поскольку незаконно ставят в вину незаконное расходование бюджетных средств, а также ненадлежащее исполнение полномочий, и необоснованно предписывают совершение финансово-хозяйственных и иных действий, не предусмотренных действующим законодательством; вышеуказанные документы помимо выводов содержат в себе предложения об устранении выявленных нарушений, неисполнение которых влечет для Заявителя отрицательные последствия; оспариваемыми ненормативные акты являются документом службы государственного финансового контроля, регулируемого разделом IX Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 Регламента предусмотрено, что ведомственный финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных мероприятий и (или) сбора и анализа информации о законности совершения операций финансово-экономической и хозяйственной деятельности, полноты и достоверности информации, содержащейся документах, необходимых для исполнения бюджетных полномочий, иных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, своевременности их составления и представления.

В соответствии с пунктами 35, 39, 40 Регламента по результатам контрольного мероприятия оформляется акт, в описательной части которого указываются выявленные нарушения, а также сведения об устранении нарушений, выявленных при проведении предыдущих контрольных мероприятий, в заключительной части – выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению.

Таким образом, оспариваемый акт выездной проверки является актом ревизии уполномоченного органа военного управления по результатам проверки в рамках осуществления ведомственного контроля деятельности учреждения, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, что свидетельствует о возникновении правоотношений между двумя органами военного управления в связи с осуществлениями ими служебной деятельности. В целях устранения выявленных нарушений в акте выездной проверки содержатся предложения, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако ни из оспариваемого акта, ни из Регламента ведомственного финансового контроля не следует, что к заявителю могут быть применены какие-либо принудительные меры или он может быть привлечен к какой-либо ответственности.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», пп. 52, 53, 57 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. № 717, при обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

С учетом этого внесение в акте предложений провести административные расследования, представить копии приказов о результатах проведенных расследований, издать приказ о внесении сумм ущерба от незаконных расходов, недостач, переплат и неположенных выплат в книгу учета недостач, а также принять решения по устранению нарушений и возмещению ущерба, нельзя признать нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку это соответствует положениям вышеуказанных нормативных актов, согласно которым при таких обстоятельствах командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование в целях установления факта наличия ущерба, его причин, размера и виновных лиц.

Именно в ходе административного расследования должно быть установлено командиром (начальником) наличие (либо отсутствие) ущерба, а по его результатам приняты меры к его возмещению, либо в Управление представлены доказательства отсутствия такового.

Аналогичная оценка акту дана в Апелляционном определении 1-го Западного окружного военного суда от 14 января 2020 г. № 33а-5/2020.

Также суд принимает во внимание следующее.

В разделе 7 Акта установлены переплаты (неположенные выплаты) Заявителем денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в сумме 496 465,11 руб. в соответствии с приказами командиров соответствующих воинских частей, изданных на основании документов, не подтверждающих факт совместного проживания военнослужащих и членов их семей.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ) военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений (далее – денежная компенсация) в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее – Положение).

Согласно п. 2 Положения, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.

Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – Инструкция № 303).

Согласно с п. 1 Инструкции № 303 денежная компенсация выплачивается военнослужащим, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган, РУЖО) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909.

В соответствии с п. 4 Инструкции № 303 решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы:

- копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- справка воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;

- выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);

- копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста;

- копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, направленного военнослужащему уполномоченным органом в соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее – Инструкция № 1280).

Таким образом, основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации является рапорт военнослужащего с приложением документов, поименованных в п. 4 Инструкции № 303, в том числе, копий паспортов с отметками о регистрации по месту жительства, копий свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), а именно о регистрации по адресу, по которому проживают военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, в соответствии с договором найма (поднайма) жилого помещения, либо по просьбе военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей.

Инструкцией № 303 не предусмотрены какие-либо иные документы, на основании которых командир воинской части вправе принять решение о выплате денежной компенсации.

При таких обстоятельствах Акт и Протокол в оспариваемой части следует признать правильными, что исключает также возможность остальных требований Управления, направленных на устранение последствий принятия указанных выше актов

Оснований для удовлетворения заявления не имеется.

При подаче заявления госпошлина не уплачивалась.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1.в удовлетворении заявления – отказать.

2.Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Селезнёва О.А.