ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-110366/19 от 21.11.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 ноября 2019 года                                                                        Дело № А56-110366/2019

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Соколова Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Григорьевой Ю.Э.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ЧИСТОТА",

заинтересованное лицо: Отдел Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

об оспаривании постановления от 19.09.2019 по делу об административном правонарушении № 03-09-2019-41 от 22.02.2019

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 27.09.2019,

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 21.03.2019 № 95,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистота» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Отдела Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Отдел) от 19.09.2019 по делу об административном правонарушении № 03-09-2019-41 от 22.02.2019.

При отсутствии возражений сторон, в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительной судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, представитель Управления возражал против удовлетворения заявления.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Прокуратурой Калининского района совместно с сотрудниками Отдела Управления по вопросам миграции 13.02.2019 проведена выездная проверка соблюдения Обществом требований миграционного законодательства в здании автомойки и шиномонтажа по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр, д. 131а. В ходе проверки выявлена гражданка Республики Узбекистан ФИО3, которая ранее имела патент серии 78 № 1800453227 от 03.04.2018 (аннулирован 30.05.2018 в связи с выявлением факта подделки миграционной карты), осуществляла трудовую деятельность в качестве мойщика автомобилей на территории автомойки, а именно на момент проверки мыла автомобиль клиента автомойки без действующего патента, необходимого для осуществления трудовой деятельности на территории Санкт-Петербурга, в нарушение требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ). Результаты проверки зафиксированы в Акте от 13.02.2019.

14.02.2019 Калининским районным судом Санкт-Петербурга иностранная гражданка ФИО3 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ.

Заместителем прокурора Калининского района Санкт-Петербурга вынесено постановление №03-09-2019-41 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.  Данное постановление и материалы проверки направлены на рассмотрение в Отдел по Калининскому району Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу. Существо вменяемого Обществу правонарушения - привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве мойщика автомобилей без соответствующего разрешения на работу либо патента.

По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Отдела вынесено постановление от 19.09.2019 по делу об административном правонарушении по № 03-09-2019-41 от 22.02.2019 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В силу пункта 4.1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2 - 13.6 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

В соответствии с примечанием статьи 18.15 КоАП РФ под привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Материалами дела подтверждается факт привлечения Обществом иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве мойщика машин (без соответствующего патента, необходимого для осуществления трудовой деятельности на территории Санкт-Петербурга).

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований миграционного законодательства, а равно принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Судом не установлено нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кфодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

С учетом конкретных обстоятельств дела, тяжести и последствий правонарушения, принципов соразмерности и индивидуализации административного наказания, принимая во внимание, что предприниматель включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредпритие), а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд считает возможным уменьшить размер назначенного административного штрафа до 200 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Изменить постановление отдела Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по Калининскому району Санкт-Петербурга от 19.09.2019 по делу № 03-09-2019-41 в части назначенного административного наказания, снизив размер штрафа до 200 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                              Соколова Н.Г.