ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-11110/2022 от 28.04.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 апреля 2022 года                                                            Дело № А56-11110/2022

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ЖКС №2 Петроградского района"

Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью  "ПромЭнерго"

 об оспаривании решения от  26.10.2021  по делу № Т02-742/21, предписания исх.№ 78/30594/21 от 28.10.2021.

при участии

от сторон – не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЖКС №2 Петроградского района» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС) об оспаривании решения от  26.10.2021  по делу № Т02-742/21, предписания исх.№ 78/30594/21 от 28.10.2021.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Как следует из материалов дела, 08.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 32110710592 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку строительных материалов, и строительного оборудования, для нужд ООО «ЖКС № 2 Петроградского района», включая документацию о закупке.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрев жалобу ООО «ПромЭнерго» на действия заказчика ООО «ЖКС №2 Петроградского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку строительных материалов, и строительного оборудования, далее по тексту «Товар», для нужд ООО «ЖКС № 2 Петроградского района», а также в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признала жалобу обоснованной, в действиях Заказчика признала нарушение п.п.1,2 ч.1 ст.3, п.5 ч.9, п.п. 5,7 ч.10 ст.4, ч.2 ст.2, п.1 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, о чем 26.10.2021 вынесла решение  по делу № Т02-742/21 с выдачей обязательным для исполнения предписанием исх.№ 78/30594/21 от 28.10.2021 об устранении выявленных нарушений путем аннулирования запроса предложений в электронной форме с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1,3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-Ф3 любой участник закупки   вправе   обжаловать   в   антимонопольном   органе   в   порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «ЖКС №2 Петроградского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-Ф3, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-Ф3 при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-Ф3 заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона №223-Ф3 в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

На основании п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Также согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3 в документации о . конкурентной закупке приводится обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п. 4.1 Документации Заказчиком указано, что цена за единицу товара сформирована в соответствии с главой 4 Положением о закупках методом рыночных цен (Анализ рынка).

Цена договора формируется с учетом поставки товара с учетом доставки, разгрузки, все налоги, пошлины необходимых для поставки товара, предусмотренных Техническим заданием (Приложение № 2 к извещению запроса котировок в электронной форме) и Проектом договора (Приложение № 3 к извещению запроса котировок в электронной форме).

В составе Документации опубликовано приложение к закупочной документации, где Заказчиком приведен расчет и обоснование НМЦ договора от 06.10.2021 г., осуществленный методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Глава 4 Положения о закупках содержит раздел 1 «Порядок формирования начальной (максимальной) цены договора», включающий в себя следующее:

1.1.      Для установления начальной (максимальной) цены договора (цены
лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся
предметом договора, могут быть:

собственные расчеты;

информация о ценах товаров (работ, услуг), которая содержится в государственной статистической отчетности или в реестре договоров; информация о ценах производителей;            общедоступные результаты изучения рынка; исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика: иные источники информации.

1.2.      Начальная (максимальная) цена договора может определяться
расчетным способом с использования следующих методов:

- нормативный метод - расчет цены договора на основе нормативов. Нормативный метод применяется в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в том числе их предельная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;

- метод одной цены - цена договора определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг), либо обладающим исключительным нравом на товар, работу, услугу. Метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупки товаров, работ, услуг производимых (поставляемых, исполняемых, оказываемых), одной организацией, либо в отношении которых исключительными правами обладает одна организация;

- тарифный метод — цена договора определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги);

- метод индексации - расчет цены договора производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупаемых заказчиком в предыдущем (текущем) году на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент);

- запросный метод, который используется дополнительно к методу индексации, также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг). В этом случае определение стоимости товаров, работ, услуг производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, от не менее трех организаций, осуществляющих поставку таких товаров, работ, услуг;

- подробный расчет начальной (максимальной) цены, если заказчик осуществляет расчет начальной (максимальной) цены договора:

- иной, выбранный заказчиком метод.

1.3 Материалы, на основании которых подготовлено обоснование начальной (максимальной) цены договора, в том числе полученные от поставщиков ответы, графические изображения снимков экрана («скриншот» страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») хранятся вместе с документацией о закупках.

1.4 Заказчик в праве не расписывать в закупочной документации обоснование цены выставляемой закупки, но вправе указать ссылку, на каком основании сформирована начальная (максимальная) цена Договора.

1.5 Начальная (максимальная) цена договора должна содержать уточнения о включении в себя НДС (а при необходимости о размере НДС) или уточнения о том, что такие товары, работы, услуги НДС не облагаются (или информация о том, что расчет начальной (максимальной) цены.

Вместе с тем, из приведенного содержания главы 4 Положения о закупках следует, что в указанной главе не установлен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

В свою очередь иные разделы Положения о закупках также не содержат указанные в ч. 2 ст. 2 Закона №223-Ф3 условия и положения.

Таким образом,  Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России правомерно установлено, что Заказчиком в Документации размещены ненадлежащие сведения о начальной (максимальной) цене договора и обоснование начальной (максимальной) цены договора.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России правомерно усматрела в действиях Заказчика по неразмещению в Документации надлежащих сведений о начальной (максимальной) цене договора, либо формулы цены и максимального значения цены договора, либо цены единицы товара, работы, услуги и максимального значения цены договора, а также обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 5 ч. 9, п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Положения о закупках, которые не соответствуют требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), по истечении девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

Согласно сведениям ЕИС действующая редакция Положения о закупках в версии 15 от 04.10.2021 фактически утверждена 26.12.2018 и опубликована в редакции, соответствующей дате утверждения.

Протоколом от 24.09.2021 в Положение о закупках внесены изменения в части порядка определения соответствия участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

При этом в ЕИС размещена редакция Положения о закупках от 26.12.2018 без внесенных изменений.

Как было установлено, Положение о закупках Заказчика не содержит указанные в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ условия и положения, внесение которых в течение девяноста дней с даты вступления в силу Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предписано ст. 2 указанного закона.

В свою очередь положения ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вступили в силу 16.04.2021.

Таким образом на основании ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признает Положение о закупках Заказчика не размещенным в единой информационной системе, как не соответствующее требованиям ч. 2 ст. 2 Закона №223-Ф3.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России правомерно усматрела в действиях Заказчика по неразмещению в единой информационной системе Положения о закупках, соответствующего действующей редакции Закона №223-ФЗ, нарушение ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-Ф3, выразившееся в нарушении требований нормы стать, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                         Синицына Е.В.