Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 февраля 2020 года Дело № А56-111742/2019
Резолютивная часть решения объявлена января 2020 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Захарова В.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Жуковой О.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: публичное акционерное общество энергетики и электрификации "ЛЕНЭНЕРГО"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2019 о наложении штрафа по делу А56-047/04/9.21-1488/2019
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 21.11.2019 № 489-19
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № 353 от 14.01.2020
установил:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "ЛЕНЭНЕРГО" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) от 20.09.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-1488/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей обеспечили.
Суд, в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель Общества требования поддержал, указал на отсутствие события правонарушения, представитель Управления представил отзыв, в удовлетворении требований просил отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В пункте 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В пункте 3 Правил определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что 11.04.2019 ООО «Первый элемент» подало заявку в ПАО «Ленэнерго» № 19-13607 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения объекта — ЭПУ потребителя, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:01550001:596, по адресу Ленинградская область, Всеволожский р-н с максимальной мощностью 150 кВт по 3 категории надежности электроснабжения к электрическим сетям классом напряжения 10 кВ, в связи с новым строительством.
18.04.2019 ПАО «Ленэнерго» сообщило о наличии технологического присоединения объекта на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0155001:596 в составе земельного участка с кадастровым номером: 47:07:0155001562, на основании акта о технологическом присоединении (далее - АТП) от 14.03.2019 № 299522 об осуществлении технологического присоединения объекта - производственного здания.
22.04.2019 Заявитель направил заявку № 19-15388 в ПАО «Ленэнерго» на переоформление АТП от 14.03.2019 № 299522 на земельный участок с кадастровым номером: 47:07:01565001:562, в связи с разделением земельного участка на три, с кадастровыми номерами: 47:07:01565001:596, 47:07:01565001:597, 47:07:01565001:598.
13.05.2019 сетевая организация выдала Заявителю переоформленный АТП № 304283 на производственное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0155001:596, с максимальной мощностью 150 кВт и напряжением 0,4 кВ.
13.05.2019 ООО «Первый элемент» подало в ПАО «Ленэнерго» заявку № 19-18531 на изменение точки присоединения с напряжением 0,4 кВ объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:01550001:596, по адресу Ленинградская область, Всеволожский р-н, на точку присоединения с напряжением 10 кВ.
16.05.2019 Сетевая организация направила отказ от изменения точки присоединения энергопринимающих устройств к сетям (исх. № ЭСКЛ/16-01/9454).
Согласно пункту 2 Правил присоединения, заявитель имеет право осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В пункте 7 Технических условий для присоединения к электрическим сетям к договору № ОД-ВЭС-37341-18/52536-Э-18 точка присоединения установлена на РУ-0,4 кВ от ТП-10/0,4 кВ.
Согласно пункту 7.1.3. Правил устройства электроустановок утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 вводное устройство (ВУ) — совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть. Вводное устройство, включающее в себя также аппараты и приборы отходящих линий, называется вводно-распределительным (ВРУ).
Исходя из вышесказанного, распределительно устройство (РУ) - это электроустановка, служащая для приёма и распределения электрической энергии одного класса напряжения. Таким образом, изменение класса напряжения потребителя влечет изменение точки присоединения энергопринимающих устройств потребителя, что возлагает на заявителя проведение мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 7 Правил устанавливается следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14 (2) настоящих Правил).
В силу пункта 15 Правил присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, проект договора в 2 экземплярах и технические условия в адрес ООО «Первый элемент» заявителем направлены не были, что образует объективную строну правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия заявителя по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил № 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Как следует из материалов дела, Предприятие было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом, Управление правомерно приняло во внимание, что данное правонарушение совершено заявителем впервые.
Суд считает, что наложение на заявителя административного штрафа в размере 600 000 руб. соответствует целям административной ответственности и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия обстоятельств смягчающих вину, а также тяжелого финансового положения заявителя. По мнению суда, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконным отмене постановленияУправления федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20.09.2019 о наложении штрафа по делу № 047/04/9.21-1488/2019 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Захаров В.В.