ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-112225/20 от 02.02.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 февраля 2021 года                                                                     Дело № А56-112225/2020

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области

заинтересованное лицо - Публичное акционерное общество "Ростелеком"

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя  - не явился, извещен,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее – заинтересованное лицо, Общество, оператор связи) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

От Управления в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

От Общества в суд поступили ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда Владимирской области, возражения на заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 153.1 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявленного ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи.

Согласно п. 5 ст. 153.1 АПК РФ арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в случаях, если отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи.

В рассматриваемом случае техническая возможность участия Общества в судебном заседании 02.02.2021 с использованием систем видеоконференц-связи отсутствует.

С учетом указанных выше обстоятельств заявленное ходатайство не подлежит удовлетворению.

Не усматривая оснований для передачи дела на рассмотрение другого суда, суд отказал в удовлетворении ходатайства Общества о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда Владимирской области.

На основании статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

На основании Приказа от 29.09.2020 № 96-нд руководителя Управления «О проведении планового систематического наблюдения в отношении ПАО «Ростелеком», Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 №434, Методических рекомендаций по проведению систематического наблюдения/мониторинга за соблюдением обязательных требований в сфере связи при оказании услуг связи с использованием таксофонов, точек доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi, в том числе в пунктах коллективного доступа к сети Интернет в публичных местах (редакция № 1), утвержденных 21.02.2020 Заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлением в период с 01.10.2020 по 25.12.2020 проводится плановое мероприятие по систематическому наблюдению за исполнением ПАО «Ростелеком» обязательных требований в области связи при оказании универсальных услуг связи по лицензии от 27.01.2016 № 166729 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, с привлечением Управления по Владимирской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе (далее - Управление Филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО) путем мониторинга сетей связи при посещении мест установки таксофонов в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.

Осмотр таксофонов (мониторинг) осуществлялся в рамках систематического наблюдения (мероприятие по контролю и надзору без взаимодействия с оператором связи) в рамках реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ, а именно: в соответствии с ч. 1 ст. 2 и ст. 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями», а также в рамках реализации п. 7 Положения о Федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, п. 8.8. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области от 25.01.2016 № 77.

При анализе Акта мероприятия по радиоконтролю Мониторинга сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра, от 10.11.2020 № 33-1077-00, приложенных к нему Акта мониторинга от 10.11.2020 № 2020Т13, Протокола мониторинга от 10.11.2020 № 2020т13 и фотоматериалов, предоставленных Управлением Филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО, установлено следующее.

Всего проверено в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области 5 таксофонов.

При оказании универсальных услуг связи с использованием таксофонов допущено нарушение п. 5 обязательных требований лицензии от 27.01.2016 № 166729, в котором указано, что ПАО «Ростелеком» обязано оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации. По одному таксофону выявлено нарушение п. 2 Привил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства от 21.04.2005 № 241:

1. <...> - таксофон неисправен (отсутствует сигнал ответа станции): т.е. отсутствует возможность круглосуточного вызова экстренных оперативных служб; отсутствует доступ к системе информационно-справочного обслуживания; отсутствует возможность местных телефонных соединений; отсутствует возможность внутризоновых телефонных соединений; отсутствует доступ к услугам связи, оказываемым другими операторами связи в сети связи общего пользования; По трем таксофонам выявлено нарушение п. 7 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства от 21.04.2005 № 241:

1. <...>,

2. д. Окатово, д. 99,

3. <...>

- отсутствует размещение с учетом доступности для инвалидов на объектах связи надписей и иной текстовой и графической информации в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления был составлен протокол от 01.12.2020 №АП-33/2/490.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В силу ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ч.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В ст.ст. 57, 58 Федерального закона «О связи» определены гарантии, обязанности и условия договора на оказание универсальных услуг связи.

ПАО «Ростелеком» является оператором универсального обслуживания.

В силу п. 11 лицензионных требований лицензии от 27.01.2016 № 166729, выданной ПАО «Ростелеком», лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

ПАО «Ростелеком» оказывает универсальные услуги связи на основании договора от 13.05.2014 № УУС-01/2014 об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенного с Федеральным агентством связи, и дополнительного соглашения от 03.10.2014 № 1 к данному договору.

В силу пунктов 2.1.1, 2.1.4 договора № УУС-01/2014 оператор обязан оказывать универсальные услуги связи на территории каждого из населенных пунктов, указанных в таблицах 1.1.1-1.83.3 Приложения № 2 к договору с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.29 Федерального закона «О связи» деятельность юридические лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Лицензионные условия деятельности в области оказания услуг связи утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

 В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с Федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность в области оказания услуг связи подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ, задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиата возлагается обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В соответствии с п. 5 лицензионных требований осуществления деятельности в соответствии с лицензией от 27.01.2016 № 166729 ПАО «Ростелеком» обязано оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи.

Порядок оказания универсальных услуг связи регламентируется Правилами оказания универсальных услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» и Требованиями к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденными Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 30.09.2015 № 371.

В соответствии с требованием п. 2 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российское Федерации от 21.04.2005 №241 деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи: а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) внутризоновых телефонных соединений; в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования; г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания; д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

В соответствии с п. 3 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденных Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 30.09.2015 № 371 телефонное средство коллективного доступа, установленное   вне   помещения, размещается в таксофонной кабине или полукабине. Место расположения телефонного средства коллективного доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения: - наименование вида оказываемой универсальной услуги связи; - информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи;- правила обращения с телефонным средством коллективного доступа для пользования универсальной услугой связи; -контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки;- сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи».

В ходе систематического наблюдения установлено, что ПАО «Ростелеком» обеспечивает пользователям универсальных услуг связи с использованием таксофонов возможность получения универсальной услуги связи не со всех выборочно проверенных Управлением Филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО таксофонов, а именно: отсутствует возможность круглосуточного вызова экстренных оперативных служб; отсутствует доступ к системе информационно-справочного обслуживания; отсутствует возможность местных телефонных соединений; отсутствует возможность внутризоновых телефонных соединений; отсутствует доступ к услугам связи, оказываемым другими операторами связи в сети связи общего пользования, отсутствует размещение с учетом доступности для инвалидов на объектах связи надписей и иной текстовой и графической информации в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Таким образом, установлено нарушение ПАО «Ростелеком» п. 2 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства от 21.04.2005 № 241 и п. 3 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденных Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 30.09.2015 № 371.

Выявленные нарушения свидетельствует о несоблюдении ПАО «Ростелеком» пункта 5 лицензионных требований, предусмотренных лицензией от 27.01.2016 №166729, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Факт нарушения Обществом лицензионных требований подтверждается материалами дела, в том числе: Актом мероприятия по радиоконтролю Мониторинг сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра, от 10.11.2020 № 33-1077-00, приложенным к нему Акта мониторинга от 10.11.2020 № 2020Т13, Протоколом мониторинга от 10.11.2020 № 2020т13 и фотоматериалами.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – постановление № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела  отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, а также обстоятельства, отягчающие ответственность (повторное совершение Обществом правонарушения), суд считает необходимым назначить Обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 30 000 руб.

Данную сумму суд считает справедливой и соразмерной характеру совершенного Обществом правонарушения, что способствует достижению целей административного наказания согласно статье 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь Публичное акционерное общество «Ростелеком» (адрес: 191002, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 15; ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 09.09.2002) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Информация о получателе штрафа:

Наименование получателя платежа - УФК по Владимирской области (Управление Роскомнадзора по Владимирской области, л/с <***>)

ИНН <***>

КПП 332801001

ОКТМО 17701000

Номер счета 40101810800000010002

Наименование банка – Отделение Владимир г.Владимир

БИК 041708001

КБК 09611601141019000140

УИН 09600000000030378365

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.