ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-112365/2021 от 31.05.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, Смольного ул.,  дом 6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 июня 2022 года                                                              Дело № А56-112365/2021

Резолютивная часть решения объявлена мая 2022 года . Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Орловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой А.С.,

истец: акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области";

(адрес: 188800, <...>, ОГРН <***>,);

ответчик: садоводческое некоммерческое товарищество "Протон",

(адрес: 188640, Ленинградская область, Всеволожский район, Грузино массив, 6-я линия (Протон тер. СНТ) улица, дом 115, ОГРН: <***>);

о взыскании 884.389 руб. 00 коп.,

при участии:

от истца:  представитель ФИО1 по дов. от 24.12.2021 г. №222-12/2021,

от ответчика:  представитель ФИО2 по дов. от 30.09.2021 г. №б/н,

установил:

Истец – акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ответчику – садоводческому некоммерческому товариществу «Протон», о взыскании 884.389 руб. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г., и 20.688 руб. возмещения расходов по госпошлине.

Определением суда от 09.12.2021 г. дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Определением суда от 09.02.2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Истец поддержал заявленные исковые требования и возражения по доводам ответчика, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, арбитражный суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд установил:

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», (далее - Закон об отходах) 24.04.2018 г. между Субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, и АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее  - Истец, Региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности «Ленинградская область», Истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.

Во исполнение условий Соглашения Региональный оператор на территории Всеволожского района Ленинградской области приступил к деятельности по обращению с ТКО с 01.10.2019 г.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором является публичным. Порядок заключения договора предусмотрен разделом I (1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила №1156).

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил №1156 в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о его заключении, договор считается заключенным на условиях типовой формы и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» разместило предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета «Вести» № 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета «Вести» № 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru.

Заявка на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО от СНТ «Протон» в адрес Регионального оператора не поступала.

Пунктом 8(18) Правил №1156 предусмотрено, что до дня заключения письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства № 1156 и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Таким образом, Региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО ответчику на условиях утвержденной типовой формы договора.

В соответствии с п. 1 типового Договора, Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные Договором.

В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

Расчетным путем исходя:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателей объёма;

- количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (в случае наличия контейнерной площадки для накопления ТКО);

Согласно ст. 13.4 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отхода производства и потребления» (далее-Закон № 89 ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Обязанность организовать место накопление в соответствии со статьей 8 Закона № 89-ФЗ возложена на органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (в данном случае на СНТ).

Согласно СНиП 30-02-97 на территории общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах должны быть предусмотрены контейнерные площадки.

При невозможности организовать место (площадку) накопления отходов на территории товарищества услуга по обращению с ТКО СНТ «Протон» оказывалась на ближайших общих муниципальных площадках на территории населенного пункта д. Куйвози, Всеволожского района Ленинградской области, с которых Региональный оператор осуществлял сбор и транспортировку отходов в соответствии с требованиями законодательства. (реестр мест накопления размещен на сайте администрации «Куйвозовское сельское поселение» прилагаем).

Действующее законодательство в сфере обращения с отходами не предусматривает освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от оплаты услуг по обращению с ТКО, которые не могут осуществлять свою деятельность без образования отходов.

В случае, отсутствия оборудованного места (площадки) накопления отходов на территории СНТ расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется исходя из установленных на территории Ленинградской области органами исполнительно власти норматива накопления ТКО и единого тарифа на услуги Регионального оператора по формуле - норматив/12*тариф*количество участков в СНТ.

В соответствии с пунктом 5 типового Договора, под расчетным периодом по Договору понимается 1 (один) месяц. Стоимость услуг по Договору рассчитывается из утвержденного
в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора.

Согласно п. 6 типового Договора, Потребитель оплачивает услуги Регионального оператора до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга
по обращению с ТКО.

Истцом обязательства по Договору исполнены в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. (Приложение) . Счета и акты были направлены в адрес Ответчика почтой России.

В рамках досудебного урегулирования спора Истец направил в адрес Ответчика Претензию за исх. № УК-19977-10/21 от 06.10.2021 г. с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Одновременно в приложении к указанной Претензии Истец предоставил Ответчику оригиналы актов и счетов за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. Факт направления претензии подтверждается списком почтовых отправлений (Приложение).

Таким образом, Истцом приняты меры по досудебному урегулированию в соответствии с требованиями ч.5 ст.4 АПК РФ.

Согласно акта сверки расчетов задолженность Ответчика по Договору за период за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г составляет 389,00 (восемьсот восемьдесят четыре тысячи триста восемьдесят девять) рублей 00 копеек (Приложение).

На основании ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Пунктом 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

  Исходя из того, что в соответствии с заключенным между субъектом РФ-Ленинградская область и Региональным оператором Соглашением истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории Ленинградской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д.; установив обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления (расчет размера платы был приложен к исковому заявлению и имеется в материалах дела).

Таким образом, обязанность потребителя оплачивать услугу Регионального оператора, вытекает из норм закона, предусматривающих каждого потребителя осуществлять обращение с ТКО определенным образом в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.1. ст. 13.4. ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складировать отходы вне отведенных для этого специальных мест (компостировать, сжигать, закапывать и т.д), в том числе самостоятельно транспортировать и утилизировать их, полагаем ответчик мог пользоваться любыми общедоступными местами накопления отходов на территории сельского поселения.

         Ответчик в своих возражениях указал, что отходы в том числе ТКО на территории товарищества образуются и внутренними регламентами СНТ установлен особый порядок обращений с ними, который противоречит действующему законодательству. ТКО утилизируется собственниками товарищества самостоятельно на земельных участках.

Оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям в силу закона предполагается, пока не доказано иное. Доказательств обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством ответчиком не представлено.

 Относительно вопроса расчета платы исходя из количества участков товарищества, а не количества лиц, проживающих в пределах садоводства, сообщаем:

На территории Ленинградской области органами исполнительной власти установлен норматив - определенный объём ТКО, который образуется на садовом участке. Норматив накопления установлен на 1 участок садоводства.  Таким образом, расчет размера платы произведен верно, исходя из количества участков садоводства, а не количества просиживающих на них.

Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению, с отнесением расходов по госпошлине, на основании статьи 110 АПК РФ, на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества «Протон» в пользу акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» 884.389 руб. долга  и 20.688 руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                                    Орлова Е.А.